Коррекционное занятие по русскому языку в 9 классе.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шиманская Елена  Михайловна

Коррекционное занятие по русскому языку: « Правописание Ь знака в различных частях речи».

 

Учитель  русского языка и литературы — Шиманская Елена Михайловна.

 Примерный план проведения.

1. Определение целей и задач занятия.

  •  Узнать орфограммы, которые будем повторять
  •  Понять принцип определения ситуации риска в словах
  •  Совершенствовать аудиальную, зрительную  и  кинестетическую  систему восприятия
  • Цель занятия должна быть заявлена в позитиве. « Я хочу писать грамотно». « Я хочу улучшить свою память». « Я хочу чувствовать себя комфортно, когда пишу».

Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им.

  1. Подготовка к уроку. Приветствие. Установка позитивного якоря. Метафора.

( Работа со зрительным каналом восприятия).

На доске написаны афоризмы. Портрет А.П. Чехова. Определение понятия « афоризм» с использованием Толкового словаря.

1.     Когда любиш…, то такое богатство открываеш…в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умееш… любить.  А. П. Чехов.

Даже болеть приятно, когда знаеш…, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника. А.П. Чехов.

Можно закрыть глаза на то, что видиш… . Но нельзя закрыть сердце на то, что ты чувствуеш… .  Фридрих Ницше ( краткое пояснение)

 

Вопросы:

- в какой части речи пропущена орфограмма? (в глаголе)

- какая эта орфограмма? ( ь знак после шипящих в глаголе)

- прослушайте текст и на слух постарайтесь запомнить слова с орфограммой «ь знак после шипящих в глаголе»( работа с аудиальным каналом)

 

2. Последняя туча рассеянной бури!

 

 Одна ты несешься по ясной лазури,

 

 Одна ты наводишь унылую тень,

 

 Одна ты печалишь ликующий день.

 

 (А.Пушкин.)

 

-  Когда мы вспомнили о  правописании ь знака в глаголе после шипящих, надо подумать и о правописании других частей речи с ь знаком на конце.

3.  Совместная работа учителя и учеников. « Вспомним пройденное!»

Когда пишется ь знак? Вспоминаем.

1) в существительных ж. р. ед. ч.: речь, тишь, рожь;

 2) в глаголах: назначь, назначьте;

 стричь, стричься; несешь, бросишь, несешься, бросишься;

 3) в наречиях: настежь, сплошь (искл.: уж, замуж, невтерпеж);

 4) в частицах лишь, ишь, вишь, бишь.

 

 Запомните: на конце слова после шипящих Ь не пишется:

 

 1) в сущ. м. р. врач, плащ;

 2) в форме род. п. мн. ч.: пастбищ, афиш; туч, дач;

 3) в кратких формах прил.: могуч, хорош.

 

4.  Экспресс-тест. ( Раздается сначала карточка 1, затем карточка 2). Обращается внимание детей на формулировку задания ( развитие внимания).

__________________________________________________________

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

 а) камыш...

 б) слышиш...

 в) колюч...

 г) с груш...

 

 2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

 а) тягуч...

 б) шабаш...

 в) вскач...

 г) замуж...

_______________________________________________________

 

 1. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

 а) помаж...те

 б) луч...

 в) надо стремит...ся

 г) наотмаш...

 

 2. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

 а) представиш...

 б) съеш...

 в) точ...-в-точ...

 г) колюч...

 

 

Обсуждение ошибок, допущенных учениками, с опорой на «шпаргалку» ( Ь пишется — Ь не пишется)

 

5.  На доске задание на логическое мышление. Поставить данные в скобках слова в нужной форме, определив часть речи.  Выходят ученики ( по одному)

Двухлетняя (дочери) - ______________

Осенний ( пейзажи) - _______________

Старинный (мечи) - ________________

Решение сложных (задачи) ________________

Возьми и ( отрезать) хлеба - _______________

Приготовь и ( съесть) завтрак - _____________

Дуб ( могучий)

Радость дружеских ( встреча) - ______________

Произносить ( речи) - _____________________

Совместное обсуждение ошибок.

 

6. Развитие памяти, внимания.

Вопрос -  Поднимите, пожалуйста, руки, кто хочет потренировать свою память и улучшить внимание?

Пользуясь « Стратегией орфографии» постарайтесь запомнить слова, написанные на доске. ( Работа правого полушария, отвечающего за цвет, воображение….)

Выделенные буквы прописываются цветным мелом. На запоминание дается 1-2 минуты. Затем слова закрываются, и вызванный ученик пишет их либо по памяти, либо под диктовку учителя. Остальные учащиеся проверяют себя в тетради. За абсолютную правильность ставится «5»!

 

 

 проИСШествие,    ЭнЕргиЧНый,   гОстиНица                

 

сЪешЬте,   ЛУЧШЕ.    МУЖЧИНА,    ЖЕНЩИНА,  пьеСа

7.  Повторение орфографии. Раздаются карточки.

Александр Пушкин. Отрывок из поэмы « Евгений Онегин». Расставить пропущенные орфограммы.

В тот год осен (нн)яя п__года

Ст__яла долго  (на)  дворе.

Зимы ждала, ждала пр__рода.

Сне__   выпал только в январе

На третье в ноч__.  Пр__снувшись  рано,

В окно увид__ла Татьяна

Поутру поб__левший двор.

Куртины, кровли и забор,

На стеклах ле__кие узоры,

Дерев__я в зимн___м  сер__бре,

Сорок веселых (на) дворе…

Учитель спрашивает после прочтения  о непонятных словах в тексте и поясняет слово « куртины», используя Толковый словарь. Определение художественных особенностей поэтического отрывка.

По ходу выполнения задания вывешиваются цветные плакаты с названием орфограмм ( 9 плакатов)

Вопрос:

  • Какое слово в поэтическом тексте на нашу сегодняшнюю орфограмму?
  • Какие орфограммы вызвали трудность
  • Какие орфограммы  мы с вами можем вынести на следующее занятие ( совместное обсуждение).

Итог.

  • Какую основную орфограмму мы проверяли на уроке?
  • Повторите еще раз алгоритм определения Ь знака после шипящих ( использование «эффекта края» )
  •  Что получилось сделать сегодня хорошо?
  •   Что могли бы сделать лучше?

 

Учитель благодарит учащихся за работу!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak._kor.zanyatie._9_klass.infourok.odt14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по русскому языку: « Правописание Ь знака в различных частях речи».

Учитель  русского языка и литературы — Шиманская Елена Михайловна.

 Примерный план проведения.

1. Определение целей и задач занятия.

  •  Узнать орфограммы, которые будем повторять
  •  Понять принцип определения ситуации риска в словах
  •  Совершенствовать аудиальную, зрительную  и  кинестетическую  систему восприятия
  • Цель занятия должна быть заявлена в позитиве. « Я хочу писать грамотно». « Я хочу улучшить свою память». « Я хочу чувствовать себя комфортно, когда пишу».

Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им.

  1. Подготовка к уроку. Приветствие. Установка позитивного якоря. Метафора.

( Работа со зрительным каналом восприятия).

На доске написаны афоризмы. Портрет А.П. Чехова. Определение понятия « афоризм» с использованием Толкового словаря.

1.     Когда любиш…, то такое богатство открываеш…в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умееш… любить.  А. П. Чехов.

Даже болеть приятно, когда знаеш…, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника. А.П. Чехов.

Можно закрыть глаза на то, что видиш… . Но нельзя закрыть сердце на то, что ты чувствуеш… .  Фридрих Ницше ( краткое пояснение)

Вопросы:

- в какой части речи пропущена орфограмма? (в глаголе)

- какая эта орфограмма? ( ь знак после шипящих в глаголе)

- прослушайте текст и на слух постарайтесь запомнить слова с орфограммой «ь знак после шипящих в глаголе»( работа с аудиальным каналом)

2. Последняя туча рассеянной бури!

 Одна ты несешься по ясной лазури,

 Одна ты наводишь унылую тень,

 Одна ты печалишь ликующий день.

 (А.Пушкин.)

-  Когда мы вспомнили о  правописании ь знака в глаголе после шипящих, надо подумать и о правописании других частей речи с ь знаком на конце.

3.  Совместная работа учителя и учеников. « Вспомним пройденное!»

Когда пишется ь знак? Вспоминаем.

1) в существительных ж. р. ед. ч.: речь, тишь, рожь;

 2) в глаголах: назначь, назначьте;

 стричь, стричься; несешь, бросишь, несешься, бросишься;

 3) в наречиях: настежь, сплошь (искл.: уж, замуж, невтерпеж);

 4) в частицах лишь, ишь, вишь, бишь.

 Запомните: на конце слова после шипящих Ь не пишется:

 1) в сущ. м. р. врач, плащ;

 2) в форме род. п. мн. ч.: пастбищ, афиш; туч, дач;

 3) в кратких формах прил.: могуч, хорош.

4.  Экспресс-тест. ( Раздается сначала карточка 1, затем карточка 2). Обращается внимание детей на формулировку задания ( развитие внимания).

__________________________________________________________

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

 а) камыш...

 б) слышиш...

 в) колюч...

 г) с груш...

 2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

 а) тягуч...

 б) шабаш...

 в) вскач...

 г) замуж...

_______________________________________________________

 1. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

 а) помаж...те

 б) луч...

 в) надо стремит...ся

 г) наотмаш...

 2. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

 а) представиш...

 б) съеш...

 в) точ...-в-точ...

 г) колюч...

Обсуждение ошибок, допущенных учениками, с опорой на «шпаргалку» ( Ь пишется — Ь не пишется)

5.  На доске задание на логическое мышление. Поставить данные в скобках слова в нужной форме, определив часть речи.  Выходят ученики ( по одному)

Двухлетняя (дочери) - ______________

Осенний ( пейзажи) - _______________

Старинный (мечи) - ________________

Решение сложных (задачи) ________________

Возьми и ( отрезать) хлеба - _______________

Приготовь и ( съесть) завтрак - _____________

Дуб ( могучий)

Радость дружеских ( встреча) - ______________

Произносить ( речи) - _____________________

Совместное обсуждение ошибок.

6. Развитие памяти, внимания.

Вопрос -  Поднимите, пожалуйста, руки, кто хочет потренировать свою память и улучшить внимание?

Пользуясь « Стратегией орфографии» постарайтесь запомнить слова, написанные на доске. ( Работа правого полушария, отвечающего за цвет, воображение….)

Выделенные буквы прописываются цветным мелом. На запоминание дается 1-2 минуты. Затем слова закрываются, и вызванный ученик пишет их либо по памяти, либо под диктовку учителя. Остальные учащиеся проверяют себя в тетради. За абсолютную правильность ставится «5»!

 проИСШествие,    ЭнЕргиЧНый,   гОстиНица                

сЪешЬте,   ЛУЧШЕ.    МУЖЧИНА,    ЖЕНЩИНА,  пьеСа

7.  Повторение орфографии. Раздаются карточки.

Александр Пушкин. Отрывок из поэмы « Евгений Онегин». Расставить пропущенные орфограммы.

В тот год осен (нн)яя п__года

Ст__яла долго  (на)  дворе.

Зимы ждала, ждала пр__рода.

Сне__   выпал только в январе

На третье в ноч__.  Пр__снувшись  рано,

В окно увид__ла Татьяна

Поутру поб__левший двор.

Куртины, кровли и забор,

На стеклах ле__кие узоры,

Дерев__я в зимн___м  сер__бре,

Сорок веселых (на) дворе…

Учитель спрашивает после прочтения  о непонятных словах в тексте и поясняет слово « куртины», используя Толковый словарь. Определение художественных особенностей поэтического отрывка.

По ходу выполнения задания вывешиваются цветные плакаты с названием орфограмм ( 9 плакатов)

Вопрос:

  • Какое слово в поэтическом тексте на нашу сегодняшнюю орфограмму?
  • Какие орфограммы вызвали трудность
  • Какие орфограммы  мы с вами можем вынести на следующее занятие ( совместное обсуждение).

Итог.

  • Какую основную орфограмму мы проверяли на уроке?
  • Повторите еще раз алгоритм определения Ь знака после шипящих ( использование «эффекта края» )
  •  Что получилось сделать сегодня хорошо?
  •   Что могли бы сделать лучше?

Учитель благодарит учащихся за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.

Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность н...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

Открытое коррекционное занятие по русскому языку.

Ребенок  с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него  слабо развиты высшие психические функции:  мышление, память, внимание, восприятие, осо...

программа коррекционных занятий по русскому языку

Программа может быть использована при проведении коррекционных занятий по русскому языку (вариант 7.2)...