ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ" Кадушиной Людмилы Алексеевны.
статья

Кадушина Людмила Алексеевна

Тема педагогического опыта

"Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Автор педагогического опыта: Кадушина Людмила Алексеевна,

учитель математики  ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Актуальность педагогического опыта

       Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями на протяжении многих лет актуально для теории и практики коррекционного образования.

         Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. При усвоении математических знаний, умений и навыков дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности и допускают большое количество ошибок при выполнении заданий. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые могут помочь детям с интеллектуальными нарушениями  преодолеть все трудности усвоения математических знаний, сделать процесс обучения более лёгким и понятным для этой категории детей.

      Использование коррекционно-развивающих упражнений является важнейшим составляющим для преодоления трудностей связанных с усвоения математических знаний. Именно применение специальных упражнений способствует прочному усвоению математических навыков и безошибочному применению их на практике   детьми с интеллектуальными нарушениями.

Основная идея

      Использование коррекционно-развивающих упражнений очень важно в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями, так как благодаря их применению развиваются познавательные процессы: мышление, воображение, внимание, память, речь. Поэтому применять специально разработанные упражнения необходимо в соответствии  возрасту и умственным возможностям. Таким образом, у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, через систему коррекционно-развивающих упражнений. Что обеспечит всестороннее развитие личности обучающегося.

         Прочное усвоение математических знаний, умений, навыков и  применение их на практике  умственно отсталыми детьми, на сегодняшний день, является  актуальной проблемой. Каждой учитель должен использовать различные задания и  коррекционные упражнения, направленные на актуализацию знаний, на предупреждение математических ошибок,  и на более прочное усвоение и закрепление математических знаний  детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

- систематизация и использование передового традиционного опыта по применению коррекционно-развивающих упражнений;

- использование инновационных технологий;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- повышение интереса и мотивации к учёбе; 

- создание комфортных условий, при которых дети с нарушением интеллекта стремились бы к более осознанному получению знаний;

-поиск новых и эффективных методов работы с умственно отсталыми детьми  для более прочного усвоения  математических знаний;

-подбор новых  коррекционно-развивающих упражнений, направленных на предупреждение математических ошибок.

 

Теоретическая база опыта

Современная педагогика располагает рядом исследований, посвящённых изучению применения коррекционно-развивающих упражнений  на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. 

Основоположники специальной (коррекционной) школы в России считали, что математика должна дать ребёнку с нарушениями интеллекта лишь практические приёмы счёта (А.Н. Граборов, Е.В.Герье, Н.В.Чехов и другие).

Дальнейшие экспериментальные исследования, по разным темам и направлениям в математики коррекционной школы проводились в середине и конце XX века. Были сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся.        В  начале 50-х годов разработана методика обучения решению арифметических задач, показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, дидактических игр, наглядности, схематических рисунков, различных форм записи содержания и решения задач, а также предметно-практических упражнений, направленных на конкретизацию содержания задач( К.А. Михальского, М.И. Кузьмицкой, М.Н. Перовой, А.А. Хилько, А.А. Эк, Г.М. Капустиной, Р.А. Исенбаевой, В.В.Эк, О.П. Смалюги).

Разработана  методика изучения нумерации и арифметических действий с многозначными числами (классом тысяч) и предложена система коррекционно-развивающих упражнений, практических заданий, тесно связанных с профессионально-трудовым обучением и жизнью (Б. Б. Горским, И. М. Шейной)

Усовершенствуя методику изучения обыкновенных и десятичных дробей, Т. В. Терехова и Л. Гринько предлагают определённый  комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Работа над методиками обучения по измерению величин и действий над числами, полученными от измерений показала, что наилучшие результаты дают целенаправленные упражнения по усвоению системы единиц измерения величин: сравнение единиц измерения, сравнение чисел, полученных от измерения с разными единичными соотношениями, сравнение чисел с одинаковыми числовыми характеристиками, но различными наименованиями, сравнение действий с числами без наименований и с наименованиями, имеющими одинаковые числовые характеристики (И. Н. Манжуло, М. И. Сагатов, И. И. Финкельштейн и др.). 

         М.И.Сагатов отмечает, что применение коррекционно-развивающих упражнений   является важнейшей составляющей при усвоении математических знаний детьми с интеллектуальными нарушениями.

 

Новизна педагогического опыта

Наблюдения за математическими навыками учащихся с интеллектуальными нарушениями свидетельствуют о недостаточном уровне

сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном  словаре, слабых вычислительных навыках и т.д. Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу.  Использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей.

         Новизна опыта состоит в комплексном применении различных коррекционно-развивающих упражнений и  заданий при работе с учащимися на уроках математики. Содержание учебного материала для проведения  занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся. Благодаря такой работе с самых первых уроков математики повышается успеваемость и степень обученности учащихся. Использование системы  специально разработанных коррекционно - развивающих упражнений предупреждает появление большого количества ошибок и повышает  уровень общего развития умственно отсталых детей. Главное направление должно быть сосредоточено на сознании  школьников,  необходимости получения прочных знаний.

 Задачи, стоящие перед педагогом следующие:

1)   Развитие у детей интереса к изучению математики.

2)  Использовать занимательные упражнения, проблемные и

программированные задания.  

3)   Обеспечение условий для  усвоения детьми математических знаний, с целью дальнейшего применения на практике в новых жизненных ситуациях

       Систематическое использование разнообразных коррекционно-развивающих упражнений помогает умственно отсталым детям быстрее усвоить сложные математические темы и компенсировать имеющиеся дефекты интеллектуального развития.

Технология опыта

       Плохо развитые познавательные способности  вызывают у детей огромные трудности, которые не позволяют усваивать программный материал в полном объёме и безошибочно выполнять  математические задания.  Поэтому учителю важно разработать систему конкретных педагогических действий. В своей педагогической деятельности огромное внимание уделяю использованию таких методов и приёмов, которые помогают преодолеть трудности усвоения материала и повышают уровень общего развития умственно отсталых детей, а именно:

 1.Формирование у детей учебной мотивации, а также  интереса к изучению математики.

2. Обеспечивать стойкое  внимание к изучаемой теме, к числовому материалу.

3.Использовать коррекционно-развивающие упражнения, предупреждающие появлению часто встречающихся ошибок.

4. Обращать особое внимание на актуализацию знаний детей.

5. Формировать умение  применять  полученные знания в новой жизненной ситуации.

      Особенные трудности дети испытывают при изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости». Здесь я использую специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения, направленные на:

 • Актуализацию знаний.

• Формирование реального представления о единицах измерения.

• Знание единиц измерения.

• Знание соотношения единиц измерения.        

• Умение преобразовывать числа, полученные при измерении. 

  Развитие воображения. 

• Развитие мышления.

• Активизацию познавательных процессов.

       Обязательно предлагаю упражнения, сопровождающиеся действиями,

использую упражнения с элементами программирования. Дети проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса.       На этапе объяснения нового материала,  формулировку правила несколько упрощаю, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представляю в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. На  внеклассных мероприятиях дети активно используют знания, полученные на уроках математики, тем самым прочнее закрепляется изученный материал и формируется умение применять  полученные знания в новой жизненной ситуации.    

      Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с интеллектуальными нарушениями заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками  при изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».  

 

Результативность опыта

       Благодаря использованию в педагогической деятельности специально разработанных  коррекционно-развивающих упражнений, направленных на предотвращение ошибок и актуализацию знаний детей, школьники становятся более подготовленными к получению новых знаний.  На уроках математики создаются условия для более прочного усвоения математических знаний. Дети с интересом выполняют задания и используют  полученные знания в новых условиях. Таким образом, повышается уровень познавательных способностей умственно отсталых школьников.

        Практика показывает, что при регулярном использовании  специальных упражнений на этапе актуализации знаний,  у детей преодолеваются, многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников, трудности усвоения элементарных математических представлений. Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось.

        Четко продуманная система предъявления коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями, умениями и навыками.

       Данный педагогический опыт может быть полезен учителям математики. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей естественно-математического цикла, педсоветах.

Результаты педагогического опыта были представлены на  семинарах и конференциях различного уровня: 

1.Выступление на Международном научно-практическом  семинаре  в рамках международной научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения» (дискуссионная площадка «Проблемное поле процесса обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья») с докладом «Преодоление трудностей в усвоении математики школьниками с интеллектуальными нарушениями посредством коррекционно-развивающих упражнений»

2. Выступление  на методическом объединении учителей естественно-математического цикла с сообщением «Использование специальных коррекционных упражнений на уроках математики в школе для детей с ОВЗ»

3. Выступление на Республиканском вебинаре «Продуктивная дидактика для особого ребенка или обучение математике в условиях инклюзивного образования» с сообщением «Особенности обучения математике старшеклассников с интеллектуальными нарушениями».

Во время проведения открытых уроков:

1. Открытый урок математики для учителей школы: «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости»

4. Открытый урок математики для учителей школы: «Десятичные дроби».

Список литературы

1. Специальная психология : / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 464с.

2. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009 – 396 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

4.Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 401 с.

5.И.А. Липина «Развитие логического мышления на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г.

6. Г.М. Капустина «Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №5, 2003г.

7. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА...