Профилактика нарушений звукопроизношения
учебно-методический материал

Головатюк Светлана Алексеевна

Методические рекомендации логопеда по профилактики нарушений звукопроизношений. Расмотрены основные причины нарушений звукопроизношения. Приводятся рекомендации по организации правильной речевой среды, развитию фонематического слуха и восприятия. Приведены различные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения

В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

Несформированность звукопроизношения у детей может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-
отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);
-
заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з'убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с'апка (сяпка)] и т. п.)
-искажением звука, (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).
Основными причинами нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители, являются:

1. Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.
2. Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
3. Слабый, укороченный выдох.
4. Неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:

* Организация правильной речевой среды.
* Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
* Развитие речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной моторики
.

Педагогическому персоналу дошкольных учреждений крайне важно вести разъяснительную и консультативную работу с родителями по привлечению их к активному участию в речевом развитии своего ребенка.
.

*Организация правильной речевой среды.

Овладение речью – сложный психический процесс.
Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям.  
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка.
Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

 *Развитие  фонематического слуха и восприятия.

Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности  слухового внимания и речевого слуха.

*Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.

*Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.

Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.

*Фонематическое Фонематический слух – узнавание и различение звуков речи (фонем), благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак-лак-мак, мышка – мишка, угол-уголь и т. п.

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, восприятия.

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.

1.Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?» и т.п. Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук  игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала.

3.Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.
4.Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям.  ).
Очень полезно  знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.

1. Игры на знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «ААА…». У мамы болит зуб и она стонет: «ООО…», и так далее. Из звуков образуются слова. Говорить звуки нам помогают губы, зубы и язык. И рассматриваем вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков.
2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук».  ». Ребенку предлагается хлопнуть, или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук [А]. И предлагается ряд изолированных звуков: [У, А, А, О, И, А, М, К, А]. Произнося эти звуки, взрослый
закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух.
3. Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук [ССС], обращает внимание, что он похож на  свист водички в кране. Потом послушать звук [ЗЗЗ], обращает внимание, что он похож на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук  [З], то звук  [С]  и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку?,  
Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове:
рычание собаки (РРР) -  рыба, доска, окно, карман, с …;
мычание коровы (МММ) -  мышь, кукла, гном, банан, …;
свист водички (ССС) - сок, поднос, вата, кусты, кукла, ..;
шипение змеи (ШШ): шуба, банан, шапка, платье,
            На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капуссста, жираффф.Подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишем буквы в словах).
.
    Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей. . То есть, если они не усвоили понятия: справа, слева, , в середине; первый, в начале; последний, в конце. А это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтез.
1.Игры на знакомство с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим ушами. Люди умеют произносить много разных звуков, например: [А__, И__, У__, М__, С__, К, Т] и так далее. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем  мало звуко
2ый звук выделять голосом.
11.Игры на выделение гласных звуков из конца слов: дома, стена, лиса – А; столы, блины, киты – Ы; пироги, сапоги - И;  кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У. На начальных этапах нужный звук также  выделять голосом.
12.Игры на выделение первого согласного звука из начала слов.
 ).
13. Игры на определение позиции звука в слове.  

*Развитие речевого дыхания.

    Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т. д.  Так у некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [Р] или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с  детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.
*
Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:
- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики
, бумажные и картонные фигурки, . Цель: как можно дольше удержать полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, ;
- игра на детских духовых музыкальных инструментах;
- пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;
- дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. п.;
- .
    *
Игры на развитие речевого выдоха:
- слитное произнесение на одном выдохе
 сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе,.
- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;
- произнесение на одном выдохе различных фраз, с детьми старше 4 лет можно уже брать фразы из 5 слов, с младшими – с меньшим количеством слов;
- произнесение различных чистоговорок с чисто произносимыми детьми звуками:
    ать-ать-ать, мы идем гулять;
та-та-та, мы увидели кота;
то-то-то, синее  пальто и так далее.

* Развитие артикуляционного аппарата
.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись  и совершенствовались. Воспитателям лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком с подгруппами из 4-6 детей, а родителям можно заниматься в любое удобное время, в том числе и вечером. Продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут в зависимости от возраста. Каждое упражнение    повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста).  
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный

Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений для разных возрастных групп.
 Для детей от 2 до 3 лет:
1. «Окошко» - широко открыть рот (открыли окно), закрыть рот (закрыли окно).
2. «Заборчик (Улыбочка)» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), чтобы играть на дудочке или «Слоник пьет» -  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторять это чередование 5 - 6 раз.
3. «Месим тесто» - улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя-пя…», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторять  5 - 6 раз.
4. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
5. «Загнать мяч в ворота».
     Для детей от 3 до 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» заменить «Трубочкой» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторять это чередование 5–7 раз.
2. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.
3. «Часики». «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить  «Часики» «Иголочкой» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторять 5 – 7 раз.
4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык в глубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
 5. «Кто дальше загонит мяч?»
Для детей с 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Трубочка». Повторять это чередование 7–10 раз.
2. «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» - «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.
3. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.
4. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не хлюпающим.
5.  «Ракета
Если какая-то поза или движение не получается, то всегда можно найти более  простое упражнение, доступное детям этого возраста, и от него перейти к нужной позе или движению. Если у ребенка не получается, например, «Иголочка», то с этим ребенком отрабатывается упражнение «Часики». При остановке языка-«стрелочки» по середине получается «Иголочка». «Чашечка» получится, если ребенок научится выполнять «Вкусное варенье». Таким же образом вводятся другие более сложные позы и движения.
Выполнение этих комплексов уже через 2 - 3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Кроме того, в процессе работы по формированию правильного произношения, начиная уже с 2 лет необходимо уделять больше внимания уточнению и закреплению произношения изолированных звуков. Начинать, конечно же, нужно с самых простых звуков: гласных [А, У, И, О]; согласных [П, Б, М, В, Ф]. Эта работа необходима, так как при этом идет развитие артикуляционного аппарата и его подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [И], мы готовим артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и правильному произношению свистящих звуков [С], [З], так как свистящие звуки имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [И].
Для развития артикуляционного аппарата также необходимо широко использовать звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, ко-ко-ко – кудахчет курочка, пи-пи-пи – пищит мышонок и т. д.), имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, бум-бум – стучит барабан и т. д.) с опорой на наглядность - игрушки, картинки. Очень полезны задания, в которых нужно произносить звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка. Например, со звуками [У] и [И],   [О] и [И], так как при произнесении этих пар губы то вытягиваются вперед в форме трубочки: [У], [О], то раздвигаются в улыбке: [И].
Таким образом, своевременное оказание  помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"

Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...

Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по преодолению нарушений звукопроизношения

Серия занятий по теме: Звук[ л] Цель: сформировать умения и навыки правильного звукопроизношения через различные виды речевой деятельности....

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...

Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Направления в профилактике нарушений звукопроизношения...

Семинар-практикум для родителей по профилактике нарушений звукопроизношения «Учимся говорить правильно»

Семинар-практикум направлен на повышение компетентности и знаний родителей по профилактике нарушений звукопроизношения....