Слова, обозначающие предметы : "Насекомые". 2класс
план-конспект

Копликова Наталья Николаевна

Конспект составлен с учетом ФГОС, закрепление и расширение знаний учащихся о насекомых; с презентацией, электронной зрительной гимнастикой и релаксацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_v_pechat_3.docx317.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, обозначающие предметы “Насекомые”.

Цели:

  • Расширять и закреплять знания учащихся о насекомых, закрепить обобщающее понятие по теме;
  • обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков; развивать слоговой анализ и синтез, диалогическую, связную речь и ВПФ;
  • воспитывать любовь к родному языку и интерес окружающему миру.

Формируемые базовые учебные действия:

  • Познавательные – уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.  
  • Личностные – ориентироваться в своей системе знаний.
  • Регулятивные – принимать учебную задачу, действовать по плану.
  • Коммуникативные – слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карандаши, картинка бабочки на нитке (для дыхательной гимнастики), демонстрационный иллюстрированный материал «Насекомые», электронная зрительная гимнастика «Стрекоза», музыкальное сопровождение к динамической паузе и релаксации «Шум леса».  

Ход занятия:                        

  1. Организационный момент.

Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха. Проследить за правильной осанкой детей.

  1. Дыхательная гимнастика: «Бабочка». Цель: отработка длительности, направленности и силы воздушной струи. Следить за точностью выполнения упражнений.
  2. Актуализация опорных знаний. Отгадывание загадок.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

ловко прыгать может он. (Кузнечик)

E:\насекомые\насекомое кузнечик.jpg

Рис.1 Карточки для занятий в детском саду [   ]

Объяснение семантики слов: «Изумрудный» - это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» - это спортсмен, ставший победителем в каком – либо соревновании.

Летит -  пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар)

E:\насекомые\насекомое комар.jpg

Рис.2 Карточки для занятий в детском саду [   ]

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меда собирает

И на чай нас приглашает. (Пчела)

E:\насекомые\насекомое пчела.jpg

Рис.3 Карточки для занятий в детском саду [   ]

  1. Введение в тему занятия (проблемное).

Молодцы! Ребята,  как мы назовем одним словом пчелу, комара, кузнечика? Как  вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на занятии?

Вы правильно догадались, мы  продолжим знакомиться с  насекомыми.

  1.  Работа по теме занятия.   Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку.

Назовите насекомых, которые находятся на полянке. Скажите, что делает пчела, муравей, бабочка, стрекоза, жук – олень, божья коровка? (полные ответы детей) Кто из этих насекомых прыгает, ползает, летает? А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей – санитар леса и т.д.). Кто из насекомых жалит, кусает? Что делают насекомые зимой? (Одно насекомое детям не знакомо).

E:\насекомые\насекомые жук - олень.jpg

Рис.4  Карточки для занятий в детском саду [   ]

Логопед: это насекомое «Жук – олень» его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук – олень обитает только в лесах. Рогами – челюстями он может прокусить даже кожу человека.

Составление рассказа – описания (детьми) жука. Расскажите, жук, какой? (Ответы детей: рогатый, большой, черный).Что есть у жука? (У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, у жука 6 лапок). Зачем жуку панцирь? (Защита от других животных).Что находится под панцирем? (Тело). Что умеет жук? (Ползать и летать).Чем питается жук? (нектаром, растительной пищей).

  1. Электронная зрительная гимнастика «Стрекоза». Дети следят за перелетом стрекозы, только вращая глазами, без поворота головы. Цель: разгрузка зрения.
  2. Работа у доски. Чтение чистоговорок о насекомых  (громко, тихо). Вместо названий насекомых даны их картинки.

Ла,ла,ла -  на цветке сидит пчела.

За, за, за – пролетела стрекоза.

Ук,ук,ук  – прожужжал над ухом жук.

Чик, чик, чик – в траве сидит кузнечик.

Ха, ха, ха – прилетела муха.

  1. Пальчиковая гимнастика «Жук» с речевым сопровождением. Жук жужжит, жук летит, жук усами шевелит.
  2. Работа в тетрадях. Списать с доски названия насекомых, провести звуковой анализ слова  «муха».
  3. Динамическая пауза «Бабочка» с музыкальным сопровождением «Шум леса».

 Цель: координация речи с движением.

  1.  Закрепление пройденного материала.  Д/и «Разложи на две колонки». Цель: развитие слогового анализа и синтеза, закрепление  знаний о насекомых, приносящих пользу и вред. Определить количество слогов в названии насекомого, к какой группе можно его отнести, почему?
  2.  Итог занятия. О ком мы говорили на уроке? Что нового вы узнали на занятии?

Оценка деятельности учащихся.

 Релаксация под музыку «Шум леса».  Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как в ваши ладошки садятся  божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. Наше занятие закончилось, до свидания.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."

Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока....

Конспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие предметы"

Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Коррекционное (дефектологическое) занятие во 2 классе Тема: «Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы Кто? или Что?»

Цель: Знакомство со словами, обозначающими предметы. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи»...