Доклад «Общение и коммуникация»
статья

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие обущающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад «Общение и коммуникация»27.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская СКОШИ »

Доклад

«Общение и коммуникация»

Выполнила: Голубева Е.Ю.

пгт. Селенгинск

2020г.

Общение и коммуникация

Слайд 1

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Слайд 2

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Слайд 3

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие обущающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Слайд 4

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения.

Слайд5

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.
Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
Слайд 6

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.
И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.
а) средства коммуникации. Речь.
Слайд 7

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее -знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию.
Слайд 8

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человечества. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелируется сознанием в целом. Сознание человека формируется в общении между людьми.

Слайд 9

Речь - это деятельность общения -посредством языка; речь - это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений-наряду с жестом, мимикой и пр.
Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все, что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, что посредством речи не просто "движется" информация, но и участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.
Слайд10

Содержание общения состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.
Слайд 11

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделению жестов на группы. К первому из них относится разделение жестов на выразительные в зависимости от их роли в коммуникативном процессе:
1. Жесты-«иллюстраторы» — это жесты сообщения: указатели («указующий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («Вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-отмашки); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
2. Жесты-«регуляторы» — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-«эмблемы» — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».
4. Жесты-«адапторы» — это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)
5. Жесты-«аффекторы» — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микро жесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Слайд12

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:
1) жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
2) жесты нервозности, неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;
3) жесты стремления к самоконтролю — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
4) жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
5) жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
6) жесты расположения к собеседнику — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
7) жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
8) жесты неискренности — прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта, свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.

Слайд 13 Зоны общения

Интимная зона (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге

Слайд14 - 15 Особенности общения в современном мире:

- информационное общество характеризуется новыми формами общения и возможностями накопления и переработки информации;

- технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;

- характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.

- сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения.

Слайд 16

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

- умением устанавливать психологический контакт;

- учетом особенностей коммуникативного воздействия;

- аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

- эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

Слайд 17 Искусство нравиться людям

Правило №1- Основа  отношения  к  нам  закладывается  в первые  15  секунд  общения.

Слайд 18 Искусство нравиться людям

Правило № 2-Чтобы  расположить  к  себе  собеседника  нужно  сделать «психологических  подарка»:

- комплимент;

- улыбка;

- имя  собеседника;

- поднятие  его значимости.

Слайд 19 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики

личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки...

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.

Презентация к работе  "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации.

В данной работе рассматривается коммуникация с точки зения невербыльных средств общения. Ввиду того, что человек ведет социальный образ жизни, для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь н...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...