Проект мыловарение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Мыло ручной работы – частичка души в руках…»
проект

Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.

Каждый ребенок, независимо от тяжести его проблем, является человеком, личностью. А для любого человека важно ощущение значимости, уважение других членов общества, реализация собственного творческого потенциала. И занятия педагога – психолога  направлены именно на то, чтобы помочь ребенку реализовать эти потребности.

Каждый  ребенок уникален и обладает творческим потенциалом, включающим множество возможностей. У каждого человека есть свои интересы, и он  способен выразить себя через творчество, человек с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР)  – не исключение! Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с ТМНР, и если это удается, ребенок совсем по-другому себя чувствует, что зачастую отражается на его поведении.

Занятия ручной деятельностью – это сложный, многогранный  процесс, который позволяет в работе с детьми, имеющими нарушения развития, влиять на общую активность ребенка, на формирование и развитие его эмоциональной сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательной и оптомоторной координации.

В последнее время стало распространенным такое хобби, как мыловарение. Это интересное и творческое занятие, которое поможет детям раскрыть свои творческие способности, позволяет фантазировать и  экспериментировать. Мыловарение – это не просто продуктивная деятельность, целью которой является приобретение и развитие определенных навыков, это творческий процесс, в который вовлекается как взрослый, так и ребенок. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.  

Основной принцип успешных занятий по мыловарению – «следование за ребенком, использование его мотивации».

«Следование за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей темперамента позволяют создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием».  Важно подстроить многообразие методов обучения под каждого конкретного ребенка, адаптировать методы к реальным обстоятельствам и стараться, чтобы они соответствовали целостной программе.

Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mylo.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «НАШ ДОМ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГБУ ЦССВ «НАШ ДОМ»)

Проект

мыловарение с детьми

с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

«Мыло ручной работы – частичка души в руках…»

Подготовили:

Герасимова Ю.А.

Дунцева Е.П.

2022 г.

  1. Пояснительная записка.

Актуальность написания проекта.

Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.

Каждый ребенок, независимо от тяжести его проблем, является человеком, личностью. А для любого человека важно ощущение значимости, уважение других членов общества, реализация собственного творческого потенциала. И занятия педагога – психолога  направлены именно на то, чтобы помочь ребенку реализовать эти потребности.

Каждый  ребенок уникален и обладает творческим потенциалом, включающим множество возможностей. У каждого человека есть свои интересы, и он  способен выразить себя через творчество, человек с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР)  – не исключение! Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с ТМНР, и если это удается, ребенок совсем по-другому себя чувствует, что зачастую отражается на его поведении.

Занятия ручной деятельностью – это сложный, многогранный  процесс, который позволяет в работе с детьми, имеющими нарушения развития, влиять на общую активность ребенка, на формирование и развитие его эмоциональной сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательной и оптомоторной координации.

В последнее время стало распространенным такое хобби, как мыловарение. Это интересное и творческое занятие, которое поможет детям раскрыть свои творческие способности, позволяет фантазировать и  экспериментировать. Мыловарение – это не просто продуктивная деятельность, целью которой является приобретение и развитие определенных навыков, это творческий процесс, в который вовлекается как взрослый, так и ребенок. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.  

Основной принцип успешных занятий по мыловарению – «следование за ребенком, использование его мотивации».

«Следование за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей темперамента позволяют создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием».  Важно подстроить многообразие методов обучения под каждого конкретного ребенка, адаптировать методы к реальным обстоятельствам и стараться, чтобы они соответствовали целостной программе.

Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

  1. Цели и задачи проекта

Цели:

  • изучить процесс изготовления мыла;
  • развивать положительное отношение ребенка к предметно-практической деятельности посредством следования за интересами ребенка и развитию собственной мотивации;
  • освоение повторяющихся действий – наливать, переливать из одной ёмкости в другую;
  • связать отдельные действия, получить последовательность из нескольких действий в смысловом контексте;
  • получать удовольствие от процесса, результата и социально значимую реакцию.

        Задачи:

  • развивать волевые качества, самостоятельность, умение преодолевать трудности (через решение проблемных ситуаций);
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка, выявления его внутренних возможностей;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
  • формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • развивать у воспитанников такие качества,  как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, усидчивость, старательность в работе;
  • учить работать вместе, в коллективе детей;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • развивать  устойчивый интерес к творчеству;
  • создавать условия выбора для воспитанников;
  • обогащать словарный запас воспитанников (у говорящих детей); развивать  коммуникативные способности  с использованием альтернативных и дополнительных средств коммуникации (у неговорящих детей);
  • развивать умения следовать устным инструкциям;
  • развивать и закреплять  умение обращаться за помощью.

  1. Теоретическое обоснование

Одним из наиболее востребованных видов творчества является мыловарение. Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, это необычное средство гигиены и не только средство гигиены. Создавая красивую  вещь своими руками, видя результат своей работы, дети получают  положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение.

Отличительной особенностью проекта является обогащение у детей  с ТМНР сенсорного опыта, развитие зрительного внимания, развитие обоняния, развитие мелкой моторики рук,  освоение различных манипуляций с предметами, направленные на установление связи «действие-результат», ароматерапевтическое воздействие,  создание возможности для особого ребенка реализовать свой творческий потенциал.

Опыт совместного с детьми мыловарения показывает, что и дети и взрослые от этого творческого процесса получают огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Это настоящее волшебство для ребенка, ведь только этим можно объяснить превращение бесформенной бесцветной массы в ароматные разноцветные фигурки, которыми потом можно  мыть руки и мыться, а если очень жалко, то просто любоваться ими.  Дети с  большим интересом погружаются в новый, неизведанный ранее мир мыловарения. Занятия проходят в теплой атмосфере, с огромным удовольствием от изготовления уникального мыла. Процесс изготовления затягивает, а комната наполняется волшебными ароматами масел, живыми запахами трав, цветов и пряностей.

У ребенка с особенностями развития собственная активность снижена, в связи с чем требуется постоянная стимуляция и мотивация.

  1. Содержательные аспекты проекта

Проект мыловарение предназначен  для  детей  с тяжелыми и множественными нарушениями  в  развитии (ТМНР).

Возраст воспитанников, которые будут принимать участие в занятиях по мыловарению  – от 12 до 21 года.

Срок реализации проекта – 1 год. Количество занятий в неделю – 1.  Наполняемость группы – до 3 человек. Форма занятий – практическая.

Отслеживание результатов / показатели самостоятельности воспитанников.

Показатели самостоятельности воспитанника (ПС)

Условные обозначения

  • Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

  • Действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

п/п

- с частичной помощью взрослого

п

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

- по подражанию или по образцу

о

- самостоятельно

с

  1. Технологии изготовления мыла

Для изготовления мыла необходимо качественное сырье (мыльная основа, ароматизатор, косметическая отдушка, краситель).

Изделие должно иметь практическую значимость (для личной гигиены).

Чтобы желаемая работа выглядела эстетично, нам понадобилось:

• микроволновка;

• миски для смешивания ингредиентов;

• нож, ложки;

• разделочная доска;

• форма для заливки мыла;

• мыльная основа прозрачная или матовая (в состав матовой входит двуокись титана);

• пищевой краситель;

• ароматизатор;

• разные добавки (люфа, отруби, блестки);

• эфирные масла.

Общий рецепт для создания мыла:

1. Мыльную основу порезать на мелкие кусочки и растопить в микроволновой печи (около 1 минуты);

2. В расплавленную основу добавить ароматизатор, краситель и подготовленные добавки;

3. Тщательно перемешать;

4. Приготовленную форму обезжирить спиртом (сбрызнуть из пульверизатора);

5. Разлить приготовленную мыльную основу по формам;

6. Сбрызнуть поверхность мыла спиртом из распылителя;

5. Дать застыть. Примерное время от 15 до 40 минут;

6. Аккуратно достать мыло из формы.

Важно знать:

1. Нельзя допускать закипания основы;

2. Красителей должно быть в меру, иначе пена будет окрашиваться;

3. Нельзя смешивать эфирные масла с искусственными ароматизаторами;

4. Перед тем как залить мыльную основу в форму, форму необходимо обезжирить.

Увеличение самостоятельных действий особого ребенка расширяет круг его возможностей и необходимо для его творческого самовыражения.

  1. Заключительный этап 

По итогам работы планируется проведение выставки работ в технике мыловарения и ярмарки.  

Результаты любых видов творчества, доступных ребенку с особенностями, практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни.

В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат.

Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.


Список литературы

  1. Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью
  2. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1986.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004.
  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.— М.: Академия, 2001.
  5. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное/ Сборник.— Новочеркасск, 1994.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие — М.: Академия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальный учебный план для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . ...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...