Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями
консультация

Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ni.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Семинар для учителей

учителя-дефектолога  

Лобзовой Любови Александровны

Особенности психофизического развития  

обучающихся с нарушением интеллекта

Москва, 2019.

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы, приводят к нарушению интеллекта, а это в свою очередь нарушение всех высших психических функций. Дети с нарушением интеллекта (далее – НИ) имеют особые образовательные потребности. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности корректирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение центральной нервной системы - чем раньше произошло поражение, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью в развитии.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.)

В большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

В структуре психики детей с НИ в первую очередь отмечается недоразвитие интересов и снижение активности, оно обусловлено замедленностью темпа психических процессов. Дети на занятиях слабо подвижны и трудно переключаемые с одного вида деятельности на другой. Дети с таким диагнозом на уроках долго соображают, не могут долго сразу понять материал. Нужно постоянное повторение темы урока. Им тяжело переключиться с одного вида деятельности на другой. У таких детей больше присутствует игровой вид деятельности. Они любят смотреть мультфильмы и играть в различные игры.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей в окружающей среде. У детей нарушен объем и темп восприятия, это оказывает отрицательное влияния на развития ребенка. Проведение специальных коррекционных занятий повышает качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Мышление обучающихся с НИ характеризуется конкретностью и ситуативностью. Это значит, что ребенок может выделить только те свойства предметов и явлений, действую которых он может определенным образом почувствовать. Усвоенные закономерности он привязывает к конкретной ситуации и не переносит на аналогичные. Это происходит из-за того, что все признаки ситуации воспринимаются как равноценные, не происходит дифференциации этих признаков на существенные и несущественные.

Проблемы мышления умственно отсталых детей - это слабость функций коры головного мозга, замедленный темп формирования новых условных связей и их в результатов. Для мышления умственно отсталых детей характерно: нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования); снижение активности мыслительных процессов; наиболее сохранный вид мышления - наглядно-действенный; неосознанность и хаотичность действий в процессе решения; некритичность мышления; слабая регулирующая роль мышления; низкая мотивация мыслительной деятельности.

Анализ недостаточно полный и точный, бессистемный и непоследовательный, хаотичный. При анализе объекта выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Не умея выделить главное в предметах, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто - по несоотносимым (например цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

Обобщение основано на выделении несущественных второстепенных свойств объектов, они опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки.

Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным : наглядно-действенное. У детей затруднение в решении легких задач ( пример: примеры на умножение и деление).

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. У обучающихся в начальных классах, наблюдается нарушения устной и письменной речи.

Внимание находится в прямой зависимости от работоспособности нервной деятельности. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей носит «мерцательный» характер.

Умственно отсталые обучащющиеся не замечают в объектах существенных элементов. Внимание преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключаемостью. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения.

Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственная им бедность интересов и повышенная утомляемость. Основными недостатками внимания умственно отсталых детей являются нарушение концентрации (интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания), устойчивости (длительность, в течение которой сохраняется концентрация на объекте), распределения (одновременно выполняются два или более действия), переключаемости и объема (количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо) внимания.

Дети с ОВЗ отличаются от своих сверстников неловкостью, плохой координированностью, замедленностью или импульсивностью. Некоторые дети не умеют самостоятельно одеться и раздеться, самое сложное для них застегнуть или расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Эти умения специально отрабатываются с использованием тренажеров. Неловкость движений замечается в ходьбе, беге, прыжках и т.д. Ходят неуклюже, шаркая ногами, предметы выпадают из рук. Слабая моторика влияет на все виды деятельности. Неловкость крупных движений, недостаточно сформированы тонкие движения рук, недостатки произвольных движений. Слабая регуляция мышечных усилий.

В школьные годы недостатки моторики существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы. Движения постепенно приобретают четкость, координированность и плавность.  Личность также формируется по типу недоразвития. Намного позже возникает возможность управления собственным поведением, долго не появляется соподчинение мотивов. Дети импульсивны, не предвидят последствий своих поступков.

 При неосложненной форме дети упорядочены в поведении, при осложненных и атипичных формах обнаруживают разнообразные отклонения. Основной особенностью поведения является недостаточное понимание требований взрослых (нарушение процесса присвоения социальных норм). Дети подчиняются требованиям педагога, но норма ими не осознанна и поэтому снижение внешнего контроля за поведением приводит к его нарушениям.

Формально знают, «что такое хорошо и что такое плохо», но не руководствуются этими знаниями в собственной жизни. Поэтому беседы на морально-этические темы должны дополняться реальными переживаниями последствий неправильного поведения. Мотивационная сфера своеобразна, преобладают биологические и материальные потребности, но подражательность этих детей позволяет формировать потребности более высокого порядка, позитивную мотивацию. При этом надо помнить, что «дальние» мотивы не обладают для детей личностной значимостью. У многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

Особенности эмоционально-волевой сферы: резкий перепад настроения, радость сменяется печалью, смех - слезами и т.п. На вопросы педагога реагируют неадекватно, а иногда даже с агрессией, могут выражаться нецензурными словами.

Дети с общим интеллектуальным недоразвитием нуждаются в и особом вниманием педагога. Только индивидуальный подход педагога и воспитателей к ребенку может помочь адаптироваться в социуме.

Список литературы

  1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова – М: SvR-Аргус, 1994-208с
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 253 с.
  4. Кукушин,В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 508 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)

Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, по истории России 8 класс, VIII вид, индиви

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся,  по истории России...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...

Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик...

Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения,  слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....