Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
статья

Большова Мария Михайловна

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик, учитывающих комплекс особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся.

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями подталкивает нас к подбору и изучению новых методик. Учитывая особенности каждого из своих учеников в своей работе я старалась подбирать те методики, которые способствовали бы развитию детей и усвоению ими учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bolshovoy_m.m._10.06.2020.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Большова М.М.

Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик, учитывающих комплекс особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся.

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями подталкивает нас к подбору и изучению новых методик. Учитывая особенности каждого из своих учеников в своей работе я старалась подбирать те методики, которые способствовали бы развитию детей и усвоению ими учебного материала.

Формирование элементарных математических представлений у детей с особыми потребностями развития – долгий и сложный процесс. Использование счетного материала, линейки, числовых прямых не давало нужного результата.

Именно тогда я познакомилась с методикой «Нумикон» - это наглядное пособие для счета, соединяющее в себе принцип игры и обучения. Это программа в виде наглядного материала, созданная в Англии еще в 1998 г. для детей, испытывающих трудности в обучении математике. «Нумикон» — это яркие пластины с отверстиями, соответствующие величинам числа от 1 до 10. Весь процесс обучения интересен и увлекателен для ребенка. Он познает не только графическое обозначение, а смысл цифры, его практическое использование, учится создавать на основе визуального ряда образцы и шаблоны.

В отличие от традиционных счетных материалов, набор «Нумикон» дает глобальное, целостное представление о числе. С помощью «Нумикона» можно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел, сформировать у ребенка понятие состава числа, счетных операций: сложение, вычитание, умножение, деление.

С помощью Нумикона мы достигли значительных успехов в решении примеров на сложение и вычитание.

Не менее интересной показалась мне методика Тору Кумона.

В основе методики лежат два базовых принципа: постепенный, пошаговый, практически незаметный для восприятия ребенка переход от простых заданий к более сложным и строгий ежедневный график занятий, не допускающий никаких исключений и отклонений. Программа обучения по методике Кумона подбирается для каждого ребенка индивидуально, исходя из его способностей и начального уровня знаний. К сожалению, обучение по технике Кумон не может проходить без специальной тетради, при выборе которой необходимо учитывать всего 2 параметра: возраст ребенка и уровень его навыков, так как это связано с материальными затратами. Еще одним препятствием в работе по данной методике является и необходимость ежедневной работы, что без участия и контроля родителей невозможно.

При обучении детей с интеллектуальными нарушениями чтению в своей работе я использовала методику обучения глобальному чтению. Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Первая группа карточек была отпечатана красным шрифтом, последующие – черным. На начальном этапе работы была замечена положительная динамика, ребенок называл слова, находил заданное слово среди других. Большую роль в этом сыграло участие родителей, которые дома регулярно демонстрировали ребенку карточки, называя слова. Но, к сожалению, по семейным обстоятельствам родители не смогли в дальнейшем уделять чтению полного объема внимания, поэтому вод новых слов (при занятиях 2-3 раза в неделю) оказался бессмысленным, так как метод требует регулярности.

В связи с этим возникла необходимость подбора новой методики работы. Мною была опробована методика Юлии Пчелинцевой «Слоголодочки». Основная идея ее курса: дети изучают буквы, звуки; складывают буквы в слоги; отрабатывают навыки чтения с помощью волшебных "слоголодочек". Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита без наглядного сопровождения (картинки). Но именно на этом этапе пришлось остановиться, так как ученик в силу своих особенностей не мог запомнить графический облик буквы. Опираясь на это совместно  с обучающимся было создано наглядное пособие, с опорой на которое был запущен процесс освоения чтения. 

Тем не менее, из методики Пчелинцевой очень хорошо вошло в работу пособие по звуко-буквенному анализу слова, так как оно наглядно иллюстрирует звуки.

В настоящее время существует огромное количество различных методик для обучения и развития детей. Методом проб и ошибок мы подбираем методики работы с каждым из наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)

Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....

Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями...