Процесс реадаптации обучающихся к учебной деятельности в МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск».
статья

Борисов Дмитрий Дмитриевич

Процесс реадаптации обучающихся к учебной деятельности

в МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«Центр образования»

Городского Округа

 «город Якутск».

Борисов Дмитрий Дмитриевич,

 учитель истории и обществознания. 

Процесс реадаптации обучающихся к учебной деятельности

в МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск».

МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» стал открытым для всех, кто по разным причинам не смог получить основное и среднее образование.

   Несхожесть характеров и судеб обучающихся, разновозрастная категория , заставляют учителей нашей школы искать самые эффективные и приемлемые для каждого пути обучения и воспитания. Приходится работать сразу по нескольким направлениям: обучать, воспитывать и перевоспитывать.

             Школа в силу понятных обстоятельств, не может брать на себя такие же обязательства в вопросах уровня обученности учащихся, как дневные общеобразовательные школы. Мы стараемся уделять большее внимание уровню воспитанности обучающихся, ведь попадают они к нам с проблемами часто именно этого характера.

            В своей школе мы создали воспитательную систему гуманистического типа. Отношения в нашей школе между взрослыми и учащимися строятся на основе взаимоуважения и сотрудничества. Содержание воспитания нацеливает на формирование таких личностных качеств, благодаря которым выпускник сможет реализовать свой потенциал на работе, в семье, добиться успехов в жизни и тем самым быть полезным для общества. На реализацию данной цели и направлен весь воспитательно – образовательный потенциал, которым располагает наша школа.

          Воспитательная работа нашей школы направлена на создание условий для реабилитации, адаптации, социализации и развития личности подростков, а это значит, что процесс воспитания имеет специфическое содержание и приобретает формы перевоспитания. Система воспитательного воздействия   на учащихся направлена, главным образом, на устранение и исправление у обучающихся нравственного и правового (девиантного) поведения. В связи с этим школа разработала и внедрила программу «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» направленная на формирование ответственного, законопослушного поведения обучающихся в условиях нашей школы.

МОБУ «Центр образования» является преемницей   Вечерних (сменных) общеобразовательных школ г.Якутска которые создавались как образовательные учреждения для обучения работающей молодёжи без отрыва от производства (школы рабочей молодёжи – ШРМ). В научно-педагогической литературе вечерние – открытые (сменные) общеобразовательные школы называются просто вечерними школами.

Содержание и методика процесса обучения в вечерних школах исторически

сложились в условиях, когда основной контингент этих специфических образовательных

учреждений составляли социально и профессионально определившиеся люди. В середине

90-х годов контингент учащихся в них резко изменился. Основную его часть сегодня

составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно

выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным

отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще.  Для нашей школы весьма актуальным стала тема процесса реадаптации в учебной деятельности. В учебной литературе эти понятия даются как:   

 Реадаптация – процесс повторного приспособления к чему-либо или восстановления адаптационных возможностей человека во вновь созданных условиях. Поскольку учащиеся попадают в вечерние школы из дневных школ, где у них проходил процесс адаптации к школе, можно говорить о их реадаптации к вечерней школе.

Реадаптация к вечерней школе – процесс перестройки познавательной (учебной) и

мотивационной сфер учащихся к систематической учебной деятельности и восстановление адаптационных возможностей учащихся под воздействием направленной самоактивности на основе мотивации в условиях вечерней школы. Этот процесс сопровождается направленным воздействием педагогического коллектива на преодоление стереотипа и предвзятого отношения к вечерней школе и её учащимся. Процесс реадаптации к вечерней школе невозможен без организационных мероприятий, направленных на повышение имиджа вечерней школы и её учеников. Успешный процесс реадаптации учащихся к вечерней школе обусловливает успешность процесса реадаптации их к учебной деятельности. Реадаптация учащихся вечерней школы к учебной деятельности – процесс повторного поэтапного (ступенчатого) восстановления учебных мотивов и навыков.

К процессу реадаптации мы относим несколько групп обучающихся:

1. Группа учащихся, оптимально приспособленных к условиям обучения в вечерней школе: учебная мотивация высокая и внутреннего характера; полностью сохранены учебные способности; дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. К этой группе, как правило, относятся работающие учащиеся, мотивация которых подкрепляется стремлением к повышению квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к учебному процессу в любых его формах.

2. Группа нормы: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость);познавательные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе возобновления учебной работы;

дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная в системе «ученик – учитель». При чётком педагогическом управлении учащиеся могут быть адаптированы к любым формам учебного процесса  школы.

3. Основная группа: негативное отношение к школьной учебной деятельности и устойчивое сопротивление внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательны, мало связаны  с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются

восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента нашей школы. Группа работоспособна только в условиях повышенного педагогического внимания, постоянного контроля и авторитарного руководства на начальном этапе обучения. Наиболее эффективна работа в организационных формах учебного процесса, приспособленных к постоянно контролируемой пошаговой учебной

деятельности.

4. Группа социально-педагогической реабилитации и дидактической коррекции: демонстративно негативное отношение к учебной деятельности; негативная реакция на внешние требования; пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и

примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся группы могут работать, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, школьного психолога, классного руководителя, семей учащихся (там, где это целесообразно по возрасту учащихся и социальному портрету родителей). К этой группе, главным образом, относятся учащиеся основной школы, т.е. 7 – 9 классов. Особенность данной классификации  заключается в том, что процесс отнесения учащегося к той или иной группе происходит в течение первых двух месяцев с момента начала учебного процесса. Он складывается из целого ряда мероприятий, которые теперь входят неотъемлемой частью в педагогическую систему школы:

- первоначальное анкетирование, получение первичной информации о поступающем учащемся;

- беседы с психологом;

- беседы с классным руководителем, инспектором ПДН, специалистом КДНиЗП и заместителем директора по УВР и ЗДВР;

- «Дни активного взаимодействия», которые заключаются в системе тренинговых занятий вновь набранных учащихся 10-х классов с участием педагога-психолога, классного руководителя и ЗДВР; цель этих занятий – упростить процесс знакомства новых учащихся между собой в новом классном коллективе, снять психологические барьеры межличностного общения типа «ученик –учитель», «ученик – ученик» и «ученик – группа»;

- анкетирование учащихся новым классным руководителем на предмет сформированности коммуникативных навыков;

- тестирование по предметам (русский язык, литература, алгебра и начала анализа, биология, химия и физика) с целью выявления уровня дидактической запущенности.

Процесс реадаптации учащихся вечерних школ к учебной деятельности не будет успешным, если не реализовать своевременную и безотлагательную педагогическую поддержку не только самого процесса обучения, но и личных проблем учащихся.

При реализации педагогической поддержки в условиях вечерней школы особое

значение приобретает стиль общения учителя и других взрослых с учащимися. С одной

стороны, учитель, в зависимости от отнесения учащегося к той или иной типичной группе,

должен осуществлять педагогическую поддержку деятельности учения и помочь преодолеть трудности, связанные с педагогической и дидактической запущенностью. А с другой стороны, абсолютное большинство учащихся требует от учителя, и в первую очередь от своего классного руководителя, повышенного внимания к проблемам личного и социального характера. Педагогическая поддержка в условиях вечерних школ характеризуется особыми специфическими способами, методами, приемами взаимодействия педагога и подростка, педагога и взрослого учащегося. Специфика заключается в следующем:

- педагогическая поддержка имеет разноплановый характер воздействия как на процесс

реадаптации учащихся к учебной деятельности, на учебную деятельность, так и на личные

качества учащихся индивидуально;

поддержки ждут не только подростки, которые приходят в вечернюю школу из дневной,

но и более взрослые учащиеся, которым необходимо принятие их учениками в разновозрастных группах.

Процесс реадаптации учащихся к учебной деятельности в течение всего периода

обучения приводит к тому, что у большинства меняется негативное отношение к учебе и

учебной деятельности вообще. У некоторых учащихся формируется высокий уровень

личностного смысла учения и способность к целеполаганию.

В результате реализации обоснованных учебно-воспитательно, организационно-педагогических условий процесс обучения в вечерней школе позволяет формировать устойчивую внутреннюю мотивацию к учебной деятельности. Большинство учащихся к моменту окончания вечерней школы имеют позитивную мотивацию что подтверждает стремлением к достижению поставленной цели, к самосовершенствованию в образовании. Последнее подтверждается увеличением процента обучающихся МОБУ «Центр образования» получивших аттестат за курс среднего общего и основного общего образования.

МОБУ «Центр образования» проводит максимальную педагогическую работу в отношении всех обучающихся в рамках  созданных условий, но практика показывает, что этого недостаточно для коренного решения всех вопросов в обучении, но школа будет искать новые формы, более эффективные методы и приемы в обучении наших учеников.

Использованная литература:

1.Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д.В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 148 с.

2.Адаптация учащейся молодежи к трудовой и учебной деятельности: Сб. ст. Иркутск: ИГПИ, 1986. - 122 с.

3. Артыков Т.А. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 116 / 2009

4. Белкина, J1.B. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе многопрофильного лицея: дис. . канд. пед. наук / Л.В.Белкина; Ростовский государственный университет. — Ростов н/Д, 1999. — 190 с.

5. Вершинин В.Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993. —1. C. 46-52.

6. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 54с.

7. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. 1997. - № 1/2. - С. 36-43.

8. Монтьева М.Р. Реалии развития вечерних школ России // Открытая школа. № 5. 1998. С. 34-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с неуспевающими обучающимися по географии учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Сергеевой Дарии Григорьевны 2016-2017 учебный год

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных года...

ПЛАН ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» На 2015-2016 учебный год

Цель: Успешно подготовить выпускников к сдаче экзамена в виде ОГЭЗадачи:Составить план мероприятий;Скоординировать взаимодействия психолога, классного руководителя для успешного взаимодействия;Подгото...

План воспитательной работы 11 «в» класса МОБУ «Центр образования» ГО «Город Якутск» на 2021/2022 учебный год

Цель:·       совершенствование социальной, психолого-педагогической реабилитации подростков·       организация системы непреры...

План воспитательной работы 9 «а» класса МОБУ «Центр образования» ГО «Город Якутск» на 2017/2018 учебный год

Цель:·       совершенствование социальной, психолого-педагогической реабилитации подростков·       организация системы непреры...

Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Борисовой Янины Борисовны

Цели и задачи педагогической деятельности:Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образова...

План воспитательной работы 10 «а» класса МОБУ «Центр образования» ГО «Город Якутск» на 2021/2022 учебный год

Этапы реализации:1 этап (2021-2022 учебный год) – - установить тесные связи с родителями;- найти подход к каждому обучающемуся;- выявить положительные качества обучающихся;- вести работу по даль...

План воспитательной работы 10 «б» класса МОБУ «Центр образования» ГО «Город Якутск» на 2022/2023 учебный год

совершенствование социальной, психолого-педагогической реабилитации подростковорганизация системы непрерывного психолого-педагогического, социально-правового и профилактического сопровождения  об...