Родственные слова. Корень - СТОЛ.
план-конспект

Копликова Наталья Николаевна

Закреплять знания учащихся о родственных словах, упражнять в подборе родственных слов, выделять в них общую часть и проверять безударную гласную в корне путем подбора родственных слов; уточнять и развивать словарный запас за счет слов одного родового гнезда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_-_stol.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родственные слова. Корень -  СТОЛ».

Цели: продолжать знакомить учащихся с родственными словами, упражнять в подборе родственных слов, выделять в них общую часть и проверять безударную гласную в корне путем подбора родственных слов; уточнять и развивать словарный запас за счет слов одного родового гнезда, развивать логическое мышление, произвольную память; воспитывать толерантность, самоконтроль.

Оборудование: слайд№1 – изображение чудо-дерева, карточки со словами, тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Ритуальное приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний. Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов и  выделить общую часть.

Гриб, грибной, грибница, грибник.

Рыба, рыбный, рыбалка, рыболов.

Дождь, дождливый, дождевик, дождинки.

  1. Введение в тему занятия. Слайд №1  Слова: стол, столица, столяр, столовая,  столоваться. Подумайте, какое слово лишнее? Столица – главный город государства, место пребывания правительства. Почему?
  2. Объявление темы занятия (проблемное).  Что повторяется в  словах, выросших на дереве? У них повторяется общая часть - СТОЛ, и они близки по смыслу.
  3. Дыхательная гимнастика. Протяжно, хором  произнести все слова, растущие на дереве, на одном речевом выдохе. Тихо, затем громко.
  4. Работа по теме занятия.  Прочитай  предложения, какие слова связаны родством? Назови их общую примету. Объясни значение каждого слова.

Стол – предмет мебели в виде горизонтальной пластины на ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый; овальный, круглый, квадратный.

Столоваться – питаться.

Столовая – комната с обеденным столом, где едят и пьют; комплект мебели для такой комнаты; учреждение общественного питания с подачей горячих обедов.

Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.

  1. Зрительная гимнастика.
  2. Работа в тетради. Выписать  родственные слова, выделить общую часть, проверить безударную гласную в корне путем подбора родственных слов. Индивидуальное задание. С одним из родственных слов составить предложение.
  3. Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.
  4. Закрепление изученного материала.

Дидактическая игра «Закончи предложение». Цель: развитие навыка словообразования и подбора родственных слов. Дети заканчивают предложения родственными словами к слову стол.

Веселой шумною толпой мы сели все за круглый …(стол)

В гостиной стоит журнальный …(столик)

Гостей повели обедать  в …(столовую)

Мастерит, пилит, строгает  столы изготовляет …(столяр)

  1.   Итог занятия. С какими словами мы сегодня работали на занятии?

                                Что нового вы узнали?

                                 Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"

В конспекте урока на тему : "Родственные слова "  хорошо видно различие между родственными  и однокоренными словами....

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...

Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»

Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...

Родственные слова. Корень - ВОД.

Продолжать формировать  представления о родственных словах, упражнять в подборе родственных слов....