Статья "К вопросу о формировании связной монологической речи в онтогенезе"
статья

Сидоркина Ксения Валерьевна

В статье рассмотрены и проанализированы различные научные аспекты формирования связной монологической речи дошкольников в речевом онтогенезе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о формировании связной монологической речи в онтогенезе.

Речь - это разновидность общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических или грамматических средств, в зависимости от условий и целей коммуникации (Д.Е. Розенталь, 1976).

Речь является предметом изучения многих наук и с позиций каждой предстает в виде: сложного и слаженного физиологического механизма; совокупности акустических преобразований; процесса принятия, хранения, передачи и производства информации. Она занимает ведущее место в системе высших психических функций и представляет собой исторически сложившуюся форму общения, опосредованную языком ( В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова , 2006).

Речевое общение осуществляется в различных формах и видах, и протекает в различных условиях. Оно может преследовать разные конкретные цели. Высказывания говорящего могут быть обращены к собеседнику, которые находятся в непосредственной близости и участвуют в разговоре, или к людям, которые воспримут обращенную к ним речь при помощи чтения или технических средств связи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано  с формами общения с окружающими людьми. (А.А. Венгер, 1982; Н.В.Елкина, 2000).

« На первом году жизни  в подготовительном периоде развития речи в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи, не смотря на то, что в эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли». (4, с.41).

Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий.

 На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения. К концу первого- началу второго года жизни появляются первые осознанные слова, которые преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов и действий. Дети рано понимают значение глаголов во всем многообразии их форм: кушать,спи, дай, упал. Они по мере развития ребенка переходят из пассивного словаря в активный, в его самостоятельную речь: дай пить, Оля упала и т.д. Расширяется понимание, а затем и употребление других частей речи- существительных, прилагательных: хороший, плохой, горячий и , наконец наречий: хорошо, плохо, горячо.

Знакомство с наречиями происходит на самых ранних этапах развития речи. Однако в самостоятельной речи они проявляются намного позже, чем существительные и глаголы (В.С.Володина, 1997).

Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех-четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложения. В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Дети пользуются самой простой формой речи- диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи. Вместе с тем, элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в 3 года. Уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей (Ф.А. Сохин, 1979; Е.А.Тихеева , 1981). Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи как описание (простое описание предмета) и повествование (В.П. Глухов, 2004).

В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина (1989), происходит к 4 - 5 годам. В этом возрасте дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи.

С 5 - 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном, усваивают морфологическую грамматическую, лексическую и синтаксическую системы родного языка (А.Н. Гвоздев 1964; Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев 1977; О.С. Ушакова, 1997). Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, т.е. идет спонтанное развитие монологической речи.

При нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи:

- пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения;

-составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном;

- спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

На седьмом году жизни детям становятся доступны короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Таким образом, анализ онтогенеза связной речи и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается покомпонентно, приобретая сложную структуру. Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое ударение. Нужно уметь подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.

Список использованной литературы:

1.Володина В. С. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи. //Дефектология. 1997. № 1. С. 63 - 67.

2.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2004. - 39 с.

3.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

4.Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с ОНР, отражающих их эмоциональные состояния и оценки. //Дефектология. 2001. № 6. С. 41 - 47.

5.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1979. - 9 с.

6.Тихеева Е.А. Развитие речи детей. - М., 1981. - 5 - 6 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...

Развитие связной монологической речи

Консультация для родителей. Ознакомление родителей с видами рассказывания, с основными направлениями работы по развитию связной речи....

Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план....

Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на воп...

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...