Конспект занятия по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по теме

Макшаева Дина Ивановна

Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно - графический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

По формированию связной монологической речи

В старшей группе для детей с ОНР

Тема: Составление рассказа «Грачи прилетели».

Учитель  - логопед – Макшаева Д.И.

МДОУ «Детский сад №80» комбинированного вида.

Тема: Составление рассказа «Грачи прилетели».

Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно – графический план.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Учить совершенствовать связное монологическое высказывание.
  2. Уточнить знания о перелётных птицах.
  3. Активизировать словарь признаков.
  4. Упражнять в образовании сложносочинённых слов.
  1. Коррекционно – развивающие:
  1. Развивать зрительную память, долговременную кратковременную слуховую память, внимание, словесно – логическое мышление.
  2. Продолжать развивать речевое дыхание.
  3. Закреплять навыки произношения поставленных звуков.
  4. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.
  1. Воспитательные:

Воспитывать интерес к многообразию родного языка.

Воспитывать эстетические чувства при изучении мира перелётных птиц.

Материал и оборудование:

  1. Демонстрационный:

-   Картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

-   Карточки – символы.

-    Наглядно – графическая схема к рассказу.

-    Игрушка Незнайка.

-    Аудиокассета «голоса птиц», магнитофон.

2. Словарный материал:

-       Загадка:

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей

                                             (Грач)

Текст цепной структуры «Грачи прилетели»

  1. Весной прилетели быстрокрылые, остроклювые, черноглазые грачи.
  2. Грачи стали вить крепкие гнёзда.
  3. В гнёздах грачихи откладывают яйца.
  4. Из яиц скоро появятся маленькие грачата.
  5. Грачат птицы родители кормят червями.

-  Слова сложной слоговой структуры: долгожданная, быстрокрылые, черноглазые, остроклювые.

Методы и приёмы:

Рассматривание картин, беседа, вопросы, дидактические игры, словесные игры и упражнения, загадывание загадки, наглядно – графические модели, прослушивание записи голосов птиц, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики, поощрение, педагогическая оценка, самооценка, игровой момент, использование технических средств.

Пропедевтическая работа:

  1. Рассматривание предметных и сюжетных картин о перелётных птицах.
  2. Чтение рассказов Н.Сладкова «Птицы весну принесли», А.Тамбиева «Весна пришла».
  3. Дидактическая игра «Улетают – не улетают».
  4. Составление отдельных предложений по сюжетным картинкам.
  5. Рисование картинок к рассказу.

Дифференцированный подход:

Дети с хорошим уровнем речевого и общего развития

Дети со средним уровнем речевого и общего развития

Дети  с низким уровнем речевого и общего развития.

Индивидуальный подход:

Упражнять в проговаривании сложносочинённых слов Вику Б., Данила Д. Закреплять поставленные звуки в спонтанной речи  Алёшу Л., Варю Г.

Формы организации детей на занятии: стоя, сидя на ковре, сидя за столами.

Ход занятия:

        Деятельность воспитателя

Диффер.

подход

Деятельность детей

  1. Вводная часть

1.Психогимнастика

Логопед в ходе рассказа демонстрирует сигнальные карточки (солнышко и туча).

Логопед:

-Дети, после долгой зимы, наконец, пришла долгожданная весна. Солнышко пригревает, ласкает нас. Рады солнышку и птицы, они греются в его лучах. Покажите, как они нежатся. А вот солнце скрылось за тучей и птицам стало зябко. Покажите, как они дрожат, хохлятся.

 Дети стоят стайкой и выполняют движения по сигнальной карточке.

2.Введение в тему, постановка учебной задачи. Слушание записи голосов птиц.

Логопед:

-Сегодня к нам пришёл Незнайка. Он честно признался, что ничего не знает о птицах. Расскажем ему? Для начала мы возьмём Незнайку с собою в весенний лес и послушаем, что там происходит.

II. Основная часть

1.Беседа о птицах.

Логопед:

Что вы услышали?

Почему весной в лесу много птиц?

Как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются в родные края?

2.Дидактическая игра «Улетает – не улетает»

Логопед:

-Дети, Незнайка принёс с собой картинки с изображением птиц, но совершенно запутался какие из них перелётные, а какие – зимующие. Поможем ему разобраться? Девочки выберут перелётных птиц, а мальчики – зимующих.

3.Загадывание загадки о граче.

Логопед:

-Посмотрите внимательно, какой птицы не видно среди перелётных. Правильно ответить вам поможет загадка:

      Всех перелётных птиц черней

      Чистит пашню от червей.

                                          (Грач).

4.Упражнение «Составь из двух слов одно»

Логопед:

Ребята знаете, почему вы его сразу не узнали? Потому что художник не успел его раскрасить. Для того, что бы он стал ярким и красивым, мы должны сказать про него как можно больше «ярких» слов. Вспомните какого цвета у грача глаза. Глаза чёрные. Эти два слова можно объединить в одно. Какой тогда будет грач? Черноглазый. Таким же образом задаются вопросы о клюве и крыльях.

Острый клюв – остроклювый.

Быстрые крылья – быстрокрылый.

5.Упражнение на развитие речевого дыхания «Доскажи словечко». Постепенное увеличение количества произносимых слов на одном выдохе.

Логопед:

Дети, теперь назовём все красивые слова про грача, добавляя по одному.

Грач.

Грач черноглазый.

Грач черноглазый, остроклювый.

Грач черноглазый, остроклювый, быстрокрылый.

Вот теперь грач стал яркий, красивый.

6.Рассказывание рассказа по наглядно – графическому плану.

Логопед:

-Ребята, про такую красивую птицу так и хочется составить рассказ. Мы с вами знаем, что рассказ состоит из отдельных предложений. Незнайка решил нам помочь – каждому предложению он нарисовал картинки. Давайте попробуем составить по ним рассказ.

Дети проходят на ковёр и садятся.

Ответы детей

Дети выставляют соответствующие картинки на наборное полотно.

Садятся за столы.

Ответы детей

        Логопед показывает контурное изображение грача.

Ответы детей.

Ответы детей.

Логопед показывает цветное изображение грача.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

Конспект занятия развитие речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучать детей умению задавать вопросы и составлять загадки на материале занятия по автоматизации звука "Ч"....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы по теме "Осень".

Конспект НОД по формированию связной речи детей с общим  недоразвитием  речи 2года обучения (подготовительной к школе группы) по теме «Осень»....


 

Комментарии

Елизарова Анна Алексеевна

Большое спасибо за разработанный конспект. Грамотно, интересно, современно.