Картотека заданий, направленных на развитие речи обучающихся с недоразвитием интеллекта
методическая разработка

Задания, направленные на развитие всех сторон речи обучающихся с интеллектуальным недоразвитием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека заданий по развитию лексической стороны речи учащихся

  1. «Наоборот»

Учитель начинает фразу, а учащийся должен  её закончить (подобрать противоположное по смыслу слово).

А) Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …. («близко»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

Б) Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Камень тяжелый, а пух …

  1. «Общее»

Детям предлагаются карточки, на которых написаны слова в 3 столбика. Задача учащихся: дать название каждому столбику.

платье, рубашка,  куртка, шапка – это одежда;
кукла, мяч, кубики – это игрушки;
чашка, тарелка, ложка, вилка – это посуда.

  1. «Приятели»

У каждого из учащихся на столе лежат  карточки со словами. Учитель предлагает детям из 3 слов выбрать 2 слова- «приятеля» (синонимы).
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, радостный.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Торопиться, спешить, ползти.

  1. «Какой предмет?»

Учитель называет детям слово-признак, задача учащихся – подобрать к нему как можно больше слов-предметов.

Зелёный - … (огурец, трава, яблоко и т.д)

Сладкий (-ая/-ое) - … (сахар, конфета, персик, вата и т.д.)

Большой (-ая/-ое) - …

Злой (-ая/-ое) - …

  1. «Назови признаки»

Учитель называет детям предмет, а учащиеся должны назвать как можно больше признаков этого предмета.

Яблоко - круглое, зелёное, сочное, сладкое, гладкое и т.д.

Апельсин, слива, персик и т.д.

  1. «Птица - не птица»

У учащихся на столе лежит стихотворение. Учитель читает стих-е по частям, задача детей – назвать то, что НЕ относится к птицам, подчеркнуть это слово и объяснить если это не птицы, то кто/что?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, соловьи…( Мухи это птицы?)


Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Ну и  макароны.


Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди и соловьи,
Чайки и моржи.


Прилетели птицы: голуби, синицы,
Майки, чайки, пиццы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.


Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

  1. «Шаги»

Учащиеся становятся рядом друг напротив друга (на расстоянии 6-8 шагов). Посередине стоит учитель.  Учитель называет тему, например, «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, назвав какое-нибудь вежливое слово (спасибо, пожалуйста, извините, приятного аппетита и т.д.). Кто дойдёт до учителя - получит наклейку. Другие темы: «Все круглое», «все горячее» и т.д.

  1. «Третий лишний».
    У каждого учащегося на карточках записано 3 слова: молоко, сок, хлеб.  Учащиеся должны  назвать что в этих словах общего, найти лишнее слово и объяснить свой выбор.

— молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб едят.
— машина, лошадь, трамвай, ;
— шапка, кепка, сапоги;
— роза, береза, ёлка.

  1. «Что можно делать?»

Учитель задаёт учащимся вопросы, на которые учащиеся должны дать как можно больше ответов.

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, дарить, нюхать, ставить в вазу.)  Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) и т.д.

  1. «Скажи по-другому»

Учащимся выдаются карточки со словосочетаниями. Учащимся предлагается прочитать словосочетание и сказать то же самое, но другими словами:

«Дождь идет»? Скажи по-другому. (Капает)
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. (Шагает)
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Река бежит (течет).
Мальчик бежит (мчится, несется).

  1. «Отгадай предмет по его частям»

Учитель называет учащимся части предмета, а учащиеся должны назвать этот предмет.

Четыре ноги, спинка, сиденье.
Корень, стебель, листья, лепестки.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его часто кладут в салат.

Задание по развитию грамматического строя учащихся 2-4 классов.

  1.  «Чего много?»

Учитель называет один предмет, например, кукла, а затем задаёт учащимся вопрос: много чего? Учащиеся должны ответить словосочетанием: много кукол.

Гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

тетрадь — много тетрадей.

  1. «Мой, моя, моё, мои»

Учитель называет учащимся слова и просит ответить на вопрос:  чей?/ чья?/ чьё? /чьи?, правильно проговаривая его с местоимением.

Пример: мяч (чей?) мяч мой. Кукла (чья?) кукла моя. Кольцо (чьё?) кольцо моё. Сапоги (чьи?) сапоги мои.

Мишка, самолетик, помидор, карандаш, зайка;

Книга, коляска, слива, рубашка, коробка;

Пальто, платье, яблоко, зеркало;

Туфли, глаза, ножницы, носки, уши.

  1.  «Ласковое словечко»

Учитель показывает ребенку картинку с изображением какого - либо  большого  овоща,  например,  помидора  и  спрашивает,  как  он  называется.  Затем  объясняет:  «Этот  помидор  большой.  А  как  ты назовешь  ласково  маленький  такой  же  овощ?»  Демонстрирует  картинку (помидорчик.) Аналогично другие овощи  (огурец  - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук  - лучок,  картошка  - картошечка).  

  1. «Подбери признак»

Учитель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), учащиеся должны назвать по одному признаку и записать  своё словосочетание в тетрадь.

Рубашка (какая?) ...

Носки (какие?) ...

Шарф (какой?) –  ...

Платье (какое?) -  ...

  1. «Четвёртое лишнее»

У каждого учащегося на столе лежит карточка со словами. Учащимся необходимо назвать какое слово лишнее и почему.

1. Пела, услышу, болел, видео.

2. Подарю, выйдут, пойдет, блестит.

3. думаю, пишу, читал, чувствуем.

  1. «Прятки»

Учитель знакомит учащихся с медведем Борей и предлагает поиграть с ним в прятки. Учитель вызывает одного учащегося, чтобы тот спрятал игрушку, например, в шкаф. Другие учащиеся в это время сидят с закрытыми глазами. После того, как игрушка спрятана, учащиеся должны найти её и сказать где была спрятана игрушка (Под столом/ за дверь и т.д.)

  1. «Допиши»

У учащихся на столе лежат карточки со словосочетаниями. В словах пропущены окончания слов. Учащимся необходимо определить род и ответить на вопрос на что заканчивается слово?

Девочка читал_ книгу.

Яблоко упал_ на пол.

Петя съел_ весь торт.

Маша нарисовал_ зайчика.

  1. «Кто? Что?»

У учащихся на столе лежат карточки со словами-предметами. Ученикам необходимо распределить слова в 2 столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопрос «Кто?», во второй – «Что?»

  1. «Живое/ неживое»

Учитель задаёт вопросы, а учащиеся должны на них ответить. Напомнить о том, что вопрос «Что?» мы задаём когда говорим о неживых предметах, а вопрос  «Кто?», когда говорим о живых.

Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?

  1. «Что снаружи? Что внутри?»

Учитель называет пару предметов, а учащиеся должны ответить что может быть снаружи, а что внутри.

Например, книга— шкаф: книга в шкафу.

Сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

Задания по развитию синтаксической стороны речи учащихся 5-9 классов

  1. «Что? Где? Когда?»

Учащимся предлагается составить предложения (с опорой на картинки), отвечая на вопросы учителя: Что? Где? Когда? Вопросы могут меняться: Кто?  Что делал? Зачем? И т.д.

  1. «Вставь пропущенные слова»

У учащихся на столе лежат тексты с пропущенными словами, необходимо вставить подходящее по смыслу слово (слова в скобочках не даны).

«С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое … (солнышко). На небе не было ни одного … (облака). Вдруг подул сильный… (ветер), а небо заволокло огромными серыми… (тучами). Прогремел… (гром). Сверкнула… (молния). Пошел проливной… (дождь)».

  1. «Закончи предложение»

У каждого учащегося карточка, в которой написано начало предложения и даны слова в скобках. Слова в скобках необходимо поставить в нужно форме, чтобы получилось предложение.

Дай ... (морковка, кролик).

Прочитай … (книга, Витя).

Дай … (лекарство, дедушка).

Налей … (вода, собака).

Нарисуй … (картинка, сестра).

Спой … (Мишутка, песенка).

Позвони … (тетя, Вера).

Отнеси … (трава, коза).

Принеси … (полотенце, брат).

Помоги … (Наталья Сергеевна).

  1. «Распутай слова»

У каждого учащегося на столе карточка со словами. Их нужно поставить в правильной последовательности, чтобы получилось предложение.

Дымок, идёт, трубы, из.

Любит, медвежонок, мёд.

Стоят, вазе, цветы, в.

Орехи, в, белка, дупло, прячет.

  1. «Путаница»

У каждого учащегося на столе карточка со словами. Учащимся необходимо расставить слова в правильной последовательности и поставить их в правильную форму, чтобы получилось предложение.

Деревья, на, почки, появляются.

Тают, сосульки, солнце, от.

Лес, подснежник, в, расцвели.

Трава, земля, расти, на.

Дерево, скворечник, повесили, на.

  1. «Закончи предложения»

У каждого учащегося на столе лежит стихотворение, с пропущенными словами. Нужно вставить подходящие по смыслу слова.   Слова для задания: грибной, грибник, гриб, грибочек.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь …

И из дома в тот же миг в лес отправился … 

Чтобы принести улов, взял корзину для … 

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький …

И обрадовался вмиг наш удачливый … 

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные …

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп …

  1. «Исправь ошибки»

У учащихся на столе лежит карточка с предложениями. Учащимся предлагается найти  ошибки в этих предложениях и исправить их.

Чашка моет Катю.

Зайка лепит Витю.

Чашка роняет Петю.

Заяц ловит лису.

Рыба ловит рыбака.

Бабочка рисует девочку.

  1. «Дополнить предложение».

У учащихся на столе лежат карточки, в них дано начало предложения. Учитель просит закончить предложения. Например, «Осенью птицы улетают на юг, потому что там тепло».

«Дети поливают цветы на клумбах для того, чтобы …»
«На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… »
«Зимой медведь спит, потому что… » и т. д.

  1. «Укрась предложение»

Учащимся даётся предложение и предлагается «украсить» его прилагательными.

Мама купила платье – мама купила красивое шёлковое платье.

На столе лежало яблоко.

Котёнок играл с клубком.

Маша надела шарф.

  1. «Замени»

Учащимся даётся текст с картинками. Необходимо списать текст, вставляя вместо картинок соответствующие слова.  Слова не должны повторяться.

Это было в сентябре. Из полынного островка выскочил hello_html_f5adff5.gif и, как шар, покатился по полю.

 hello_html_m163b4427.gifкинулся на hello_html_f5adff5.gif . hello_html_f5adff5.gif быстро перевернулся на спину и ударил hello_html_m163b4427.gifзадними лапами. Я затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает hello_html_f5adff5.gif при очередном нападении… hello_html_m163b4427.gif .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Задания, направленные на развитие творческой компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Флористические картины и коллажи

Основной задачей дополнительного образования является развитие творческого потенциала учащихся. Творческая компетентность основана на овладении универсальными способами творческой деятельности  П...

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР

В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ  ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...