Методическая разработка "Лягушка - Болтушка"
методическая разработка

Дегтярева Юлия Ринатовна

Методическая разработка "Лягушка - Болтушка" для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_individualnogo_zanyatiya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект логопедического индивидуального занятия

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»

В старшей группе компенсирующей направленности

Для детей с ТНР

Подготовила: Юлия Ринатовна Дегтярёва  

Учитель - логопед

МБДОУ ДС № 243 г. Челябинска

Тема: «Использование дидактической игрушки «Лягушка-Болтушка» на логопедических занятиях»

Цель: создание игровой мотивации; пополнение методической копилки педагогов практическими материалами выполнения артикуляционной гимнастики, показ движений органов артикуляционного аппарата с помощью многофункциональной логопедической развивающей игрушки «Лягушка — Болтушка»

Задачи:

Коррекционные: Развивать основные движения органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба и др.), формировать умения осуществлять мыслительные операции: наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание; Развивать основные движения органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба и др.).

Образовательные: Формировать правильное произношение разных звуков родного языка

Воспитательные: формировать доброжелательность, положительную установку на участие в занятии через создание благоприятной психологической атмосферы, повышение интереса к занятиям.

Предварительная работа:

  1. Изготовление дидактической игрушки. Пособие сделано из трикотажных нитей красного и зеленого цвета (связан по типу варежки). Отдельный элемент – язык, который можно надеть на руку воспитаннику или учителю-логопеду.
  2. Изготовление ламинированных карточек - «кувшинок», на которых с одной стороны написано стихотворение-описание артикуляционного упражнения, а с другой стороны – картина артикуляционного упражнения.

Оборудование: дидактическая игрушка «Лягушка-Болтушка», зеркало, ламинированные карточки с артикуляционными упражнениями, иллюстрация мушек, коктейльные палочки.

Ход образовательной деятельности:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

  1. Организационный момент

- Сегодня на занятие к нам пришла гостья. Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это.

«Ква – ква – ква» поет малышка

И почесывает брюшко.

(Лягушка)

Логопед достает «Лягушку-Болтушку», ребенок рассматривает игрушку. Лягушка рассказывает о себе:

Эта лягушка – вовсе не игрушка!

Не для развлечений.

Выполняем вместе с ней

Много упражнений.

Если вместе, дружно

Мы их сможем повторить,

То – ведь это очень нужно! -

Будем чисто говорить.

Отвечает на вопросы логопеда

Слушает стихотворение о лягушке - Болтушке

  1. Изучение нового материала

- Давай вместе рассмотрим нашу гостью. У нее большой рот, в котором есть язычок. Есть губы – верхняя и нижняя. Есть зубы – тоже верхние и нижние. Есть мягко небе. Все это мы называем органы артикуляции, они помогают нам произносить самые разные звуки.  Ты запомнила название всех органов артикуляции? Давай еще раз их рассмотрим, а ты мне назовёшь их название.

Рассматривает лягушку – Болтушку, отвечает на вопросы логопеда

  1. Артикуляционная гимнастика

- Нравиться тебе наша гостья? Оставим ее на нашем занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Ты запомнила ее имя? Выполним гимнастику вместе с игрушкой.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

*Для губ:

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

«Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Улыбка» - «Хоботок» (чередование).

*Для языка:

«Лопаточка» - рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Грибок» - рот открыт, язык присасывается к нёбу.

«Лошадка» - язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Отвечает на вопросы логопеда

Выполняет артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой - Болтушкой

  1. Физ. минутка

- Вот какая у нас помощница! Помогла нам гимнастику для язычка сделать, а теперь давайте гимнастику для тела сделаем!

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт привет!

Выполняет физ. минутку

  1. Дыхательная гимнастика

- Наша Болтушка проголодалась… Давай наловим ей мух? Перед тобой на столе лежат мухи, мы с тобой возьмём коктейльные палочки и будем через них на мушек, чтобы пододвинуть их ближе к нашей лягушке!

Выполняет дыхательную гимнастику

  1. Закрепление знаний

- Как здорово, что мы помог лягушке собрать всех мух! А сейчас я проверю, как хорошо ты запомнил все артикуляционные упражнения. Я буду показывать на лягушке упражнение и называть его, а ты должен угадать – правильно ли лягушка поставила язык?

- А теперь ты сам выбери лист кувшинки и на лягушке покажи правильное положение язычка.

Отвечает на вопросы логопеда

Ребенок выбирает один лист кувшинки смотрит какое упражнение необходимо выполнить. Ставит в правильное положение язычок лягушки и выполнят вместе с ней.

  1. Рефлексия

- Понравилась тебе наша гостья? Будем звать ее на наши занятия?

- Спасибо тебе за занятие! Я желаю тебе успехов!

Отвечает на вопросы логопеда

Раскрытие содержания процесса организации детской деятельности:

Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети должны запомнить описание артикуляции звука и проверить себя перед зеркалом. Для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки, совместно с логопедом, глядя в зеркало.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, нами было разработано дидактическое пособие - это занимательный персонаж - мягкая игрушка.

Назначение пособия:

1. Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть лягушку или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот лягушки; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).

2. Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке лягушки.

3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков ребёнок с помощью логопеда моделирует лягушке язык нужной формы.

Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: ребенок пальцами придает языку лягушки форму чашечки, лопаточки, поднимает - опускает язык (работают пальцы рук).

Можно также использовать при характеристике звука игровые моменты с бантами – ребенок надевает на голову лягушке бант красного, синего или зеленого цвета, в соответствие с заданным логопедом звуком. Например, красный бант - гласный звук, синий бант – твердый согласный звук, зеленый бант – мягкий согласный звук, синий /зеленый бант с колокольчиком – звонкий согласный.

Выводы:

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Краткосрочный проект "Язычок - болтушка"

Данный проект рассчитан детей,  не имеющих статус ОВЗ, но нуждающихся в коррекции звукопроизношения...

Отчет по краткосрочному проекту "Язычок-болтушка"

Провели работу по проекту- вот результаты...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...