Методическая разработка "Лягушка - Болтушка"
методическая разработка
Методическая разработка "Лягушка - Болтушка" для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект логопедического индивидуального занятия
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
В старшей группе компенсирующей направленности
Для детей с ТНР
Подготовила: Юлия Ринатовна Дегтярёва
Учитель - логопед
МБДОУ ДС № 243 г. Челябинска
Тема: «Использование дидактической игрушки «Лягушка-Болтушка» на логопедических занятиях»
Цель: создание игровой мотивации; пополнение методической копилки педагогов практическими материалами выполнения артикуляционной гимнастики, показ движений органов артикуляционного аппарата с помощью многофункциональной логопедической развивающей игрушки «Лягушка — Болтушка»
Задачи:
Коррекционные: Развивать основные движения органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба и др.), формировать умения осуществлять мыслительные операции: наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание; Развивать основные движения органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба и др.).
Образовательные: Формировать правильное произношение разных звуков родного языка
Воспитательные: формировать доброжелательность, положительную установку на участие в занятии через создание благоприятной психологической атмосферы, повышение интереса к занятиям.
Предварительная работа:
- Изготовление дидактической игрушки. Пособие сделано из трикотажных нитей красного и зеленого цвета (связан по типу варежки). Отдельный элемент – язык, который можно надеть на руку воспитаннику или учителю-логопеду.
- Изготовление ламинированных карточек - «кувшинок», на которых с одной стороны написано стихотворение-описание артикуляционного упражнения, а с другой стороны – картина артикуляционного упражнения.
Оборудование: дидактическая игрушка «Лягушка-Болтушка», зеркало, ламинированные карточки с артикуляционными упражнениями, иллюстрация мушек, коктейльные палочки.
Ход образовательной деятельности:
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность воспитанников |
| - Сегодня на занятие к нам пришла гостья. Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это. «Ква – ква – ква» поет малышка И почесывает брюшко. (Лягушка) Логопед достает «Лягушку-Болтушку», ребенок рассматривает игрушку. Лягушка рассказывает о себе: Эта лягушка – вовсе не игрушка! Не для развлечений. Выполняем вместе с ней Много упражнений. Если вместе, дружно Мы их сможем повторить, То – ведь это очень нужно! - Будем чисто говорить. | Отвечает на вопросы логопеда Слушает стихотворение о лягушке - Болтушке |
| - Давай вместе рассмотрим нашу гостью. У нее большой рот, в котором есть язычок. Есть губы – верхняя и нижняя. Есть зубы – тоже верхние и нижние. Есть мягко небе. Все это мы называем органы артикуляции, они помогают нам произносить самые разные звуки. Ты запомнила название всех органов артикуляции? Давай еще раз их рассмотрим, а ты мне назовёшь их название. | Рассматривает лягушку – Болтушку, отвечает на вопросы логопеда |
| - Нравиться тебе наша гостья? Оставим ее на нашем занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Ты запомнила ее имя? Выполним гимнастику вместе с игрушкой. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом) *Для губ: «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны. «Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед. «Улыбка» - «Хоботок» (чередование). *Для языка: «Лопаточка» - рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «Грибок» - рот открыт, язык присасывается к нёбу. «Лошадка» - язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. | Отвечает на вопросы логопеда Выполняет артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой - Болтушкой |
| - Вот какая у нас помощница! Помогла нам гимнастику для язычка сделать, а теперь давайте гимнастику для тела сделаем! На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкульт привет! | Выполняет физ. минутку |
| - Наша Болтушка проголодалась… Давай наловим ей мух? Перед тобой на столе лежат мухи, мы с тобой возьмём коктейльные палочки и будем через них на мушек, чтобы пододвинуть их ближе к нашей лягушке! | Выполняет дыхательную гимнастику |
| - Как здорово, что мы помог лягушке собрать всех мух! А сейчас я проверю, как хорошо ты запомнил все артикуляционные упражнения. Я буду показывать на лягушке упражнение и называть его, а ты должен угадать – правильно ли лягушка поставила язык? - А теперь ты сам выбери лист кувшинки и на лягушке покажи правильное положение язычка. | Отвечает на вопросы логопеда Ребенок выбирает один лист кувшинки смотрит какое упражнение необходимо выполнить. Ставит в правильное положение язычок лягушки и выполнят вместе с ней. |
| - Понравилась тебе наша гостья? Будем звать ее на наши занятия? - Спасибо тебе за занятие! Я желаю тебе успехов! | Отвечает на вопросы логопеда |
Раскрытие содержания процесса организации детской деятельности:
Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети должны запомнить описание артикуляции звука и проверить себя перед зеркалом. Для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки, совместно с логопедом, глядя в зеркало.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, нами было разработано дидактическое пособие - это занимательный персонаж - мягкая игрушка.
Назначение пособия:
1. Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть лягушку или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот лягушки; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке лягушки.
3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков ребёнок с помощью логопеда моделирует лягушке язык нужной формы.
Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: ребенок пальцами придает языку лягушки форму чашечки, лопаточки, поднимает - опускает язык (работают пальцы рук).
Можно также использовать при характеристике звука игровые моменты с бантами – ребенок надевает на голову лягушке бант красного, синего или зеленого цвета, в соответствие с заданным логопедом звуком. Например, красный бант - гласный звук, синий бант – твердый согласный звук, зеленый бант – мягкий согласный звук, синий /зеленый бант с колокольчиком – звонкий согласный.
Выводы:
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.
Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54919.jpg)
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-64754-1413516220.jpg)
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001275-1516812000.jpg)
Краткосрочный проект "Язычок - болтушка"
Данный проект рассчитан детей, не имеющих статус ОВЗ, но нуждающихся в коррекции звукопроизношения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1209919-1579717029.jpg)
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/04/picture-897088-1488631434.jpg)
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....