Конспект логопедического занятия с нарушением письма.
план-конспект урока (5 класс)

Родина Оксана Григорьевна

 Дифференциация звуков в и ф в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvukov_v_i_f.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с группой учащихся 5 класса, имеющих нарушения письма.

Подготовила:

Учитель – логопед

Родина О. Г

Нижневартовск 2022

 Конспект логопедического занятия с нарушением письма.

Тема: Дифференциация звуков в и ф в предложениях.

Цель: Научить различать звуки в и ф.

Задачи:

  1. фонетичекая: уточнение и сравнение артикуляции звуков в и ф;
  2. фонематическая: выделение звуков в и ф из начала и середины слова, развитие фонематического анализа слов со звуками в и ф.
  3. Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Одежда»
  4. Грамматическая: закрепление навыка составления предложения из слов, данных вразбивку.
  5. Воспитательная: воспитание активности, целеустремленности.

Оборудование: предметные картинки со звуками в и ф в названиях, карточки с буквами в и ф, магнитная азбука, игра «День рождения Вовы и Феди».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная гимнастика

- Сядет тот, кто назовет слово из 4 звуков.

  1. Артикуляторная гимнастика
  1. «Улыбка».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка».Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.  
  1. Выделение первого звука в словах. Сравнение произношения звуков в и ф.

Картинки, Фартук, варежки.

- Какой звук в слове варежки? (в)

- Какой первый звук в слове фартук? (ф)

- Какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (в и ф)

-Произнесите звуки ф и в . (Дети произносят.)

- А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков, (одинаково.)

- Как мы произносим эти звуки? (верхние передние зубы смыкаются с нижней губой)

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука в: (дрожит.)

- С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом.)

- Какой  это звук (звонкий или глухой?) Звонкий.

- А теперь произнесите звук ф и послушайте? Дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса).

- Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.

                Вывод: Звук в произносится с голосом, он звонкий;

                           Звук ф произносится без голоса, он глухой;

                Звуки соотносятся с буквами в и ф.

  1. Дифференциация звуков в и ф в слогах.

А) чтение слогов, слоговых цепочек

Фа – ва, во – фо, фа- ва -  жа, ву – ву – фу, ви – фи – ви.

Б) Игра «Замени звук»

- Я буду произносить слоги со звуком ф, а вы замените звук  ф на звук в. Например: фа – ва.

Фу, фо, фа, фи, фы, афу, фам.

  1. Дифференциация звуков в и ф в словах.

А) игра «Кто внимательнее?»

- Ребята, я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук ф – поднимаете карточку с буквой ф, если звук в – поднимаете карточку с буквой в

Речевой материал: ворота, флажок, корова, рисовать, форма, фокус, шкафы, шарфы.

Б) Игра «День рождения»

На доске – фигурки двух братьев – близнецов.

- Ребята, у Вовы и Феди сегодня день рождения. Им подарили много подарков.

- Назовите первый звук в имени Федя. Звонкий или глухой звук? (Глухой) Назовите первый звук в имени Вова. Звонкий или глухой звук? (Звонкий.) Докажите.

- Давайте поможем братьям разобраться, где чьи подарки. В подарках Феди – звук ф, а в подарках Вовы – звук в.

Образец ответа: паровозик – слышится звук в, это подарок Вовы.

- В названии, каких подарков есть звук ф. Звук ф глухой или звонкий?

- В названии, каких подарков есть звук в. Звук в глухой или звонкий?

В) игра лото «в - ф».

На доске карточки с изображением предметов, содержащих звуки в и ф. дети определяют, какой звук – в или ф в слове, закрывают картинку соответствующей буквой.

Образец: в слове сарафан звук ф, произносим без голоса, он глухой.

Картинки: свитер, гольфы, кофта, шарфы, футболка.

- Как назвать одним словом все эти предметы? (одежда.)

- Придумайте предложение с любым из этих слов.

Динамическая пауза.

Упражнения по развитию пространственной ориентировки

(дифференциации правых и левых частей тела):

- Поднимите правую руку. Поднимите левую руку.

- Дотроньтесь правой рукой до правого уха.

- Закройте левой рукой правый глаз.

- Положите правую руку на левое плечо.

- Закройте левый глаз правой рукой.

Г) Игра «Вставь руку»

На доске картинки, под ними слова с пропущенными буквами в и ф. дети поочередно выходят к доске, называют картинки, вставляют пропущенные буквы ф и в.

(ф)онарик       теле(ф)он              о(в)ощи

(в)орота           кон(ф)еты            (ф)рукты

Образец: овощи – ставлю букву в; фрукты – вставлю букву ф.

  1. Дифференциация звуков в – ф в предложениях.

А) Игра «Допиши предложения»

Сова – софа                                     Мы видели в лесу … .

                                                         Папа купил новую … .

Гимнастика для рук. Самомассаж пальцев и кисти рук.

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки,
  • Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Б) Составление предложений из слов.

 У, флажок, Васи.

В) Запись предложения под диктовку.

На доске плакат с предложением. Задание: вставить пропущенные буквы.

У Во . ы но . ая   . орма.

Запись предложения под диктовку.

  1. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.

Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза.   Итоговое занятие.Лексическая:       Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  Правила переноса...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характ...

Конспект логопедического занятия по теме: Предупреждение ошибок при чтении и на письме

Конспект логопедического занятия по теме: «Работа  по предупреждению ошибок возникающих при чтении и  на письме  у детей подготовительной группы».Задачи:Образовательные:Закр...

Конспект логопедического занятия с нарушением письма.

Правописание слов с корнями  – мир -, -мер-....

Конспект логопедического занятия "Написание письма"

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составляет большую трудность написание письма. Только целенапрвленные обучающиее занятия помогут детям освоить зто жанр....