Конспект логопедического занятия с нарушением письма.
план-конспект урока (6 класс)

Родина Оксана Григорьевна

Правописание слов с корнями  – мир -, -мер-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektmer-mir.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического группового занятия  с группой учащихся 6 класса имеющих нарушения письма.

Подготовила:

Учитель – логопед

Родина О. Г

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мир -, -мер-.

Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне слова, выделять родственные слова с ударной гласной в корне, обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями .

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы будем говорить красиво,

Смело и неторопливо,

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятиях.

II.Артикуляторная гимнастика.

  1. «Улыбка».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка».Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка».Открыть рот (губы округлены),сделать язык узким.  

 

 

III.       Беседа с учащимися. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня мы будем работать со словами с безударными гласными в корне. Слова эти особенные – они произносятся одинаково, а пишутся по- разному.

 IV. Демонстрация сценки «Примерка». Перед показом сценки логопед дает задания детям:

        - Вам нужно услышать однокоренные слова к слову примерка.

Содержание сценки.

Ученик  держит сантиметр в руках, подходит к мальчику и говорит:

        - Будем шить тебе рубашку, только сначала надо тебя измерить, снять мерки. Измерим объем твоей груди – это первая мерка. А теперь измерим длину твоего плеча – это вторая мерка (и т.д.). Ну вот мы сняли мерки. Теперь можно кроить и шить.

Ученик предлагает мальчику:

        - Рубашку мы сшили. Теперь надо ее примерить. Ты готов примерять? V. После демонстрации сценки дети  называют родственные слова:

Измерить, мерки, мерка, примерить, примерять, измерять, отмерять.

VI. Складывание на магнитной доске слов с корнем –мер-: примерка, мерка, примерять, измерять, отмерять.

Учащиеся по очереди называют слово, конструируют из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова.

        Слова, в которых ударная гласная находится в корне (примерка, мерка), подчеркиваются, тка как они  могут быть проверочными.

VII. Работа над семантикой слова мера. Логопед пишет на доске: 1 см, 1 м, 1 км.

- Как назвать то, что записано на доске? (меры длины.) меры – это множественное чило. Измените это слово, поставьте его в единственном числе. (мера.) Какие вы знаете меры? (меры веса: 1 кг, 1 г и т.д.)      

VIII. Работа над составом слова мера.

        Отмечается корень слова, выделяется в нем ударная гласная, подчеркивается все слово двумя чертами как проверочное.

IX. Работа с предложением и словосочетанием.

а) Игра с мячом . логопед, бросая мяч, спрашивает ученика:

        - Что ты будешь примерять?

Ученик, возвращая мяч отвечает:

        - Я буду примерять рубашку.

Так по очереди отвечают учащиеся.

б) Анализ словосочетания прим..рять (…) одежду.

При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне:

  • Прочитать словосочетание;
  • Обозначить корень в слове с безударной гласной;
  • Выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне слова;
  • Прочитать слова, сконструированные на магнитной доске, выделить среди них проверочные, объяснить причины выбора;
  • Записать проверочные слова в скобках, провести стрелку от ударной гласной в проверочном слове к безударной в проверяемом;

X. Разыгрывание сценки учащимися: «Драчунов надо примирять»

        Педагог предлагает по ходу сценки выделять однокоренные слова.

Два мальчика наскакивают друг на друга, размахивают руками, готовы пустить в ход кулаки:

- А вот я тебе дам!

- А я тебе тоже как дам! Я сильнее!

К ним подходит третий и говорит:

- Ребята, давайте жить мирно. Я хочу вас помирить.

Учитель:

- Молодец! Драчунов надо примирять.

После демонстрации сценки дети называют родственные слова: мирно, помирить, примирить, примерять.

XI. Конструирование слов на магнитной доске из данных морфем.

        Учащиеся по очереди называют слово, конструируют его из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова, выделяют проверочное слово мир.

XII. Работа со словосочетанием.

а) Игра с мячом.

Учитель бросает мяч и спрашивает:

        - Кого можно примирять?

Ученики, возвращая мяч, отвечают:

        - Примирять можно малышей, драчунов, девочек, мальчиков, шалунов и т.д.

б) Анализ словосочетания прим..рять (…) драчунов. Он проводится по алгоритму, который применялся при работе со словосочетанием примерять одежду.

XIII. Сравнение словосочетаний прим..рять (…) драчунов, прим…рять (…) одежду.

        Чтение словосочетаний. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными.

Учитель спрашивает:

        - Почему проверочные слова разные? (у них разные корни.)

        - На что нужно обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочные слова? (На смысл всего словосочетания.)

 XIV. Самостоятельное составление словосочетаний учащимися. На каждой парте имеется конверт с карточками, на которых написаны слова: примерять примирять, одежду, шалунов, малышей, шляпу, ботинки, мальчиков.

        Взаимопроверка получившихся словосочетаний в парах.

XV. Самостоятельный подбор проверочных слов (мир, мера) к словам с безударной гласной: прим..рять (…) платье, прим..рять (…) подруг, прим..рять (…) шалунов, прим..рять (…) одежду.

XVI. Работа с предложением.

        Учащиеся самостоятельно работают по карточкам, на которых приведены предложения такого типа: Таня любит прим..рять (…) наряды. Ванюша будет прим..рять (…) Сашу и Петю.

        Над предложениями школьники работают по алгоритму и запись должна выглядеть таким образом:

Ванюша будет примерять (мера) новую куртку.

XVII. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.

Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза.   Итоговое занятие.Лексическая:       Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  Правила переноса...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характ...

Конспект логопедического занятия по теме: Предупреждение ошибок при чтении и на письме

Конспект логопедического занятия по теме: «Работа  по предупреждению ошибок возникающих при чтении и  на письме  у детей подготовительной группы».Задачи:Образовательные:Закр...

Конспект логопедического занятия с нарушением письма.

Дифференциация звуков в и ф в предложениях....

Конспект логопедического занятия "Написание письма"

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составляет большую трудность написание письма. Только целенапрвленные обучающиее занятия помогут детям освоить зто жанр....