Статья "Особенности трудового обучения в коррекционной школе."
статья

Жанна Геннадиевна Сайфулина

Главной задачей обучения ручному труду является формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Важно использовать ручной труд для исправления недостатков познавательной деятельности: пространственной ориентировки, воображения, наблюдательности, речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

рыть

  Статья

«Особенности трудового обучения  в коррекционной школе»

       «Ручной труд, имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка» писал В.П.Кащенко.

       Основная задача коррекционной школы -это подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого важно подготовить детей к участию в производительном труде, помочь социальной адаптации детей в условиях современного общества,  осуществить  преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта. Воспитание самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, связано с общей проблемой воспитания личности, в частности с проблемой воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.Умение работать самостоятельно должно быть достигнуто на уроках трудового обучения. Положительное решение этой задачи имеет важное теоретическое и практическое значение, необходимое для успешной социальной и трудовой адаптации. 

   Главной задачей обучения ручному труду является формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Важно использовать ручной труд  для исправления недостатков познавательной деятельности: пространственной ориентировки,  воображения, наблюдательности, речи.

   В обучении общеобразовательным предметам умственно отсталых школьников есть разные уровни способностей учащихся. У одних обучающихся больше нарушено мышление, восприятие, формирование знаний, но относительно сохранны работоспособность, моторика,  волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами. Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим.

   Обучающиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Это проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической быстроты и силы. У умственно отсталых школьников не развита ориентация в пространстве и времени. Эти дети быстро устают, влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия.

   Работоспособность обучающихся коррекционной школы сильно меняется в течении урока . Снижение работоспособности наблюдается у них не только в конце урока, но и в начале, и в середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением взять необходимый темп работы и мобилизовать себя . В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности,  самостоятельно добиваться необходимых результатов. У всех обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (силу,точность,  ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков, которые медленно автоматизируются у таких детей. Одной из основных особенностей памяти умственно отсталых детей является то, что она у них слабее, чем у нормальных детей.  C обучающимися младших классов специальной школы на уроках труда учитель  уделяет большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу, который находится перед ними. При повторении действий за учителем может осуществляться  анализ образца. А также по  наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения учащихся с помощью учителя определенного этапа ребятам предлагается назвать следующий этап работы. Закреплению сказанного в памяти учащихся, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности будет способствовать временной промежуток между словом и действием.

    Процессом трудовой деятельности учеников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу,  предлагает сравнить свое изделие с образцом,  активизирует, стимулирует и поощряет деятельность обучающихся. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. Как правило за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие. Учитель осуществляет индивидуальный подход, задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия. В процессе практической деятельности порядок изготовления некоторых поделок может меняться. Словесный отчет способствует развитию речи детей, помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия.

   Учитель постепенно  подводит учащихся к составлению подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть такими: «С чего вы начали работу? Что вы делали на уроке? Из каких материалов? » и т.д.  Обучающиеся могут отчитываться частично с помощью учителя и самостоятельно.  Ученики должны быть правильно назвать порядок работы, действия, материалы .  Дети могут оценить качество поделки, указать ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Образец служит эталоном в оценке . Обучающиеся сравнивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объективно рассматривать свои поделки. К оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика. 

    Заключительная часть урока- когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе. Вариантность уроков зависит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия.

   Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.

3. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

Доклад.Профессионально –трудовое обучение в коррекционной школе .

Профессионально –  трудовая  подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллект...

Внеклассное мероприятие «Звездный час» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие«Звездный час»По предмету: швейное дело в коррекционной школе VIII видаИгра рассчитана на учащихся 8-9 классов .Данное мероприятие может проходить во время предметной недели по ...

Игра «Счастливый случай» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Игра может быть проведена на уроке швейного дела, как закрепление пройденного материала  или как внеклассное мероприятие на Неделе трудового обучения.В игре принимают участие две команды по 5-7 ч...

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...