Программа театральной студии «Театр и мы» для обучающихся с умственной отсталостью
методическая разработка

Елена Михайловна Ощепкова

 Основным видом деятельности детей с умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).  В игре ребенок развивается как личность, у него формируется потребность в общении. Театрализованная игра  как один из  видов игровой деятельности    является своеобразным средством усвоения ребенком  социально-культурного  опыта, следовательно, в театрализованной игре осуществляется развитие и коррекция всех видов психической деятельности умственно отсталого ребёнка.                  
           Таким образом, использование театрализованных  игр в образовательном процессе детей с умственной отсталостью может стать  одним из эффективных средств их развития. В процессе театрализованных игр развивается память, умение планировать свои действия для достижения результата. Кроме того, театрализованная игра, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии.  Данный вид  игр влияет на активизацию словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры речи. В процессе театрализованной  игры у детей совершенствуются формы, виды и средства общения: вербальными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом как с партнерами, т.к. в театрализованной игре нет отношений состязаний, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театрализованная  игра имеет большое значение для развития личности умственно отсталого ребенка  не только потому, что в ней  развиваются  отдельные  психические процессы: восприятие, воображение, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnoy_studii_teatr_i_my.docx323.15 КБ

Предварительный просмотр:

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=55221314d89ce0af1a357ad5de12aad6&n=33&h=215&w=325

МКОУ Вознесенская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

        

Программа

театральной студии «Театр и мы»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/925/80925277_large_ar12860920099307.png

Разработала: учитель русского языка и чтения Ощепкова Елена Михайловна

Пояснительная записка

 Основным видом деятельности детей с умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).  В игре ребенок развивается как личность, у него формируется потребность в общении. Театрализованная игра  как один из  видов игровой деятельности    является своеобразным средством усвоения ребенком  социально-культурного  опыта, следовательно, в театрализованной игре осуществляется развитие и коррекция всех видов психической деятельности умственно отсталого ребёнка.                  
          Таким образом, использование театрализованных  игр в образовательном процессе детей с умственной отсталостью может стать  одним из эффективных средств их развития. В процессе театрализованных игр развивается память, умение планировать свои действия для достижения результата. Кроме того, театрализованная игра, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии.  Данный вид  игр влияет на активизацию словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры речи. В процессе театрализованной  игры у детей совершенствуются формы, виды и средства общения: вербальными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом как с партнерами, т.к. в театрализованной игре нет отношений состязаний, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театрализованная  игра имеет большое значение для развития личности умственно отсталого ребенка  не только потому, что в ней  развиваются  отдельные  психические процессы: восприятие, воображение, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Учитывая всё это была разработана программа театральной студии «Театр и мы»

       Цель программы:

Выявить потенциал  театрализованной  игры в процессе развития и коррекции личности  детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.

2. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность. Развивать у школьников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.

3. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

4. Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль актера или зрителя. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.


В программе используются разные виды театральных игр.

-    игры в кукольный театр;

-    игры-драматизации (инсценирование потешек, песен, сказок);

-    игры-спектакли (драматический спектакль, спектакль, пантомима).

Использование театрализованной игры в работе с детьми с умственной отсталостью делится на  такие же этапы,  как и  работа с нормально развивающимися детьми, по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями содержание работы усложняется, при этом учитываются особенности  детей с интеллектуальной недостаточностью:

1. Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации.

2.Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды.

3.Творчество ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер», в совместной деятельности воспитателей и детей.

         Первый этап  направлен  на обогащение жизненного опыта и словаря детей через восприятия литературного произведения. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, театрализованная деятельность детей во многом предопределена текстом произведения. Учащиеся с  умственной отсталостью затрудняются в понимании значения слова и смысла литературного текста. Фрагментарное понимание текста детей с  умственной отсталостью обусловлено недопониманием отдельных слов и нечеткой дифференциацией значений, непонимание общего смысла текста.  Для понимания смысла литературного материала детям  с  умственной отсталостью требуется  предъявлять текст в драматизированной форме. Литературное произведение для инсценировки сначала необходимо адаптировать для восприятия и понимания детей. Литературный текст не должен быть перегружен незнакомыми словами и понятиями, иметь небольшой объем, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.).

Вместо повествований вводятся диалоги, в них отражаются не только высказывания героев, но и их размышления о том, почему им хочется так поступить. Это позволяет детям осмыслить поведение персонажей. Главное на этом этапе заинтересовать детей. Наличие интереса является важным условием овладения на

следующем этапе детьми с умственной отсталостью театрализованными действиями.

       Второй этап включает работу, направленную на создание детьми образов средствами невербальной, интонационной и языковой выразительности. На данном этапе вводятся игры-имитации, которые влияют на развитие восприятия тела и лица, формирования представлений о частях тела, усвоение ролевого поведения, а также образные игры, способствующие управлять своими действиями и эмоциями. В работе с детьми с  умственной отсталостью используются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Этот этап предполагает работу по формированию умения передавать  эмоциональное состояние персонажа,  тем самым обогащая   эмоциональный словарь детей с умеренной умственной отсталостью.

       Третий этап  направлен на освоение игровых позиций   в совместной деятельности педагога и детей. На этом этапе в работе с детьми с  умственной отсталостью используют режиссерские игры и игры-драматизации, благодаря которым  дети приобщаются к «сценическому» воплощению.    Данный этап предполагает переход ребенка на уровень игры, где воображение становится источником игры. Дети с  умственной отсталостью в процессе театрализованных игр осваивают различные игровые позиции: «режиссер» (умение создавать игровое пространство); «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя); «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, проявлять элементы зрительской культуры).

На этом этапе идет обучение детей элементарному планированию игры, которое осуществляется сначала на примере простых сюжетов, затем осуществляется переход к более сложным сюжетам.

Организация театрализованной деятельности строится с учетом следующих принципов:

- принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

- принцип комплексности,  взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;

- принцип импровизационности, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания;

- принцип интегративности, целенаправленная работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная   игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Занятия в студии проводится по группам. Число участников каждой группы 10-12 человек. Группы занимаются по два академических часа, один раз в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 72 часа.

  Возраст участников 12-17  лет, срок реализации 1 год.

Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов.

Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.

  

Учебно-тематический план

 

п/п

Название темы

Кол-во

часов

теория

практика

1

Основы театральной культуры

8

3

5

2

Театральная игра

8

1

7

3

Сценическая речь

8

2

6

4

Ритмопластика

8

1

7

5

Прикладное творчество

4

1

3

6

Работа над спектаклем

36

4

32

 

                                                      Итого:

72

12

60

 

Содержание

1.«Основы театральной культуры». Содержание этой темы знакомит детей с основными понятиями и терминологией театрального искусства, носит практический характер, то есть происходит во время игр, работы над пьесой, просмотра видеозаписей спектаклей. Нет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком; достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они получают в ходе театральных игр, диалогов с педагогом в виде вопросов и ответов. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная тема включает рассмотрение пяти основных направлений.

  1. Особенности театрального искусства. Необходимо объяснить детям, что театр использует и объединяет другие виды искусств – литературу, живопись, музыку, хореографию. Можно использовать высказывание В.И.Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены». На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.
  2. Различные виды театрального искусства. Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели видеозаписи спектаклей кукольного и драматического театров, отрывки из балетных, оперных спектаклей. Затем им предлагается поставить хорошо знакомую сказку, например «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.
  3. Рождение спектакля. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и зрителей. Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».
  4. Театр снаружи и изнутри. Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, - недаром театр называют «храмом искусства». Знакомство происходит при рассмотрении фотографий или иллюстраций с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).
  5. Культура поведения в театре. Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др.
  6. Знакомство с историей развития театров России. Здесь уместно использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов областных фестивалей самодеятельных театров, видеозаписей телепередач.

    2. «Театральная игра» - подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ребенке готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Игра помогает ребенку сосредоточиться, снять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не только на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков. Сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (упражнения с предметами, этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемым предметом или на память физических действий).

Задача театральных игр - расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • Игрового самочувствия
  • От простого к сложному
  • От элементарного фантазирования к созданию образа.

В любом упражнении желательно выделять и фиксировать трехчастную структуру. Это помогает детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало - середина – конец. На языке драматургии это завязка, кульминация и развязка. На языке движения: фиксация- откат- посыл. На языке актерского мастерства: увидел- оценил- действую. Эта триада, в идеале, должна войти в привычку, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актер или весь актерский ансамбль должен проходить все эти три стадии последовательно, ни пропуская ни одной- как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения целой пьесы. В жизни мы никогда не опускаем звеньев этой триады: сначала что-то узнаем, потом принимаем решение, потом действуем. На сцене этому надо учиться заново.

3.«Сценическая речь» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию. Умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное, четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то. О чем говорится, расширить словарный запас, сделать их ярче и образнее.

Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти, языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Больше внимания нужно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях , без использования специальных актерских тренингов. Дети должны понять. Что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.

С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля надо будет обращать их внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их.

В раздел «Сценическая речь» включены творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение, на действия с воображаемыми предметами и т.п).

4.«Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие психомоторных способностей школьников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.  Узнать язык своего тела ребенку помогут занятия ритмопластикой. Ребенок выполняет определенные упражнения под музыку.  Занятие ритмопластикой помогает «зажатым» детям открыться. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характерам и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела  можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей;
  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом. Так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц и как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении всего тела, лежа на полу. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

5.«Прикладное творчество». После анализа пьесы идет выбор системы костюмов и декораций. Здесь помогает метод «мозгового штурма». Дети предлагают, спорят, как сделать костюмы, декорации и какие. По желанию дети рисуют по очереди свои варианты декораций, костюмов на доске, тут же исправляют, добавляют, доказывают, как сделать лучше. На следующем занятии снова обсуждают, дополняют более обоснованно. Затем, придя к тому или иному варианту решения проблемы, начинают разрабатывать эскизы костюмов, декораций в цвете. Эскиз дает возможность лучше представить себе типаж, цвет, фактуру и форму костюма, декорации. Легче сделать несколько эскизов, чем сшить костюм наугад и не добиться желаемых результатов. Можно посмотреть литературу по истории костюма.

Костюм должен решаться лаконично, без лишних деталей, которых зритель может даже не заметить. Необходимо научиться видеть спектакль как единое целое. Цвет костюма должен гармонировать с фоном, и подбирать его надо так, чтобы персонаж выгодно смотрелся, не терялся на сцене. Проверять это надо при подходящем освещении и на расстоянии. После выполнения эскизов начинается разработка выкроек, подбор материала, инструментов и приспособлений, проводится инструктаж по технике безопасности, рассчитывается себестоимость изделия.

 6. Работа над спектаклем

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.                                                  

 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.                                                       

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.                                                                                                           

   4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.                                                                                       

   5. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.                                                                                 

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.                                                                                                  

 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.                                                                     

8. Репетиция в костюмах и с декорациями.                                                                              

9. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.                                                           

10. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Ожидаемые результаты :

- знать 5-8 артикуляционных упражнений;

- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разными интонациями;

- строить простейший диалог между героями разных сказок, сочинять этюды по сказкам;

- рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку;

- находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом;

- подбирать рифмы к заданным словам

- импровизировать на темы знакомых сказок;

- уметь менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, превращать и превращаться, действовать на сценической площадке естественно;

- уметь одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному;

- сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями

- владеть своим телом;

- создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- создавать образы с помощью жеста и мимики;

- действовать согласованно, включаясь одновременно и последовательно;

- уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц, выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;

- запоминать заданные позы, описывать внешний вид любого ребенка

- создавать эскизы костюмов и декораций;

- выполнять посильную роль в создании декораций

- знать театральную терминологию, виды театрального искусства, главных творцов сценического чуда, театральные профессии (гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер), устройство зрительного зала и сцены;

-знать правила культурного поведения в общественных местах;

Список литературы для учащихся

 

Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.

Градова К.В. Театральный костюм. -  М.,1987.

Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М., 1997.

Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. - М., 1981.

Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

 

Список литературы для педагогов

1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.

2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.

3. Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.

4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.

5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.

6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978. 65.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.

8. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.

9. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. , 1981.

10. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.

11. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.

12. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.

13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка»,     «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,...

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...