Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка»,     «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,  имеющих  умственную отсталость),  разработана на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках (сборник 1), допущенный министерством образования РФ. Авторы: В.В. Воронкова, С.А. Казакова,  Москва, «Владос», 2014г.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-11 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка»,     «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,  имеющих  умственную отсталость),  разработана на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках (сборник 1), допущенный министерством образования РФ. Авторы: В.В. Воронкова, С.А. Казакова,  Москва, «Владос», 2014г.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-11 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I,II вида, имеющих умственную отсталость, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- всестороннее формирование личности школьника;

- становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

- формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;

- накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Большинство разделов программы изучается с 5 по 11 классы.

Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовлению пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

 Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей с умственной отсталостью  и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.

Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, которые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание нового курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе « я - общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.

Пропедевтическая работа с глухими детьми, имеющими умственную отсталость, проводится в направлении психологической подготовки, организации детского коллектива, коммуникативной подготовки. В этой работе большое внимание уделяется подготовке глухих учащихся к встречам со слышащими: содержанию их совместной деятельности (игровой, трудовой и др.); содержанию просветительской работы,  как в среде глухих, так и среди слышащих (учащихся и педагогов общеобразовательных школ), с которыми предстоит встречаться глухим.

Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих детей с умственной отсталостью решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность.

Важным условием обучения глухих детей является постепенное расширение их социальных связей.

Помимо специальных занятий, система работы по социально-бытовой ориентировке предполагает активную трудовую деятельность школьников (самообслуживание, бытовой и общественно полезный труд) и социальную направленность преподавания общеобразовательных предметов, совместную деятельность со слышащими, организацию работы учителя с родителями, так как семья имеет самое большое влияние на процесс социализации ребенка.

С курсом СБО интегрирован курс ОБЖ. В ходе изучения курса обучающиеся получают расширенные знания об окружающем мире, о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях, их последствиях и мероприятиях по их устранению, о профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой помощи. Знания, полученные детьми в ходе изучения интегрированного курса ОБЖ, дают возможность воспитания современного уровня культуры, безопасности и чувства самосохранения.

Темы данного курса включены в тематическое планирование. На них  отводится 10-15 минут урока. Некоторые темы по основам безопасности жизнедеятельности требуют более глубокого изучения обучающимися,  и поэтому на их изучение отводится основная часть времени урока.

Так как тематическое содержание программы  8 класса является достаточно сложным для детей с нарушениями слуха и речи, имеющими умственную отсталость, то в данном классе  изучается первая часть курса. Вторая часть курса, изучается в 9 классе.  В 8 классе изучаются следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда»,  «Питание»,  «Семья», « Культура поведения». В 9 классе продолжается изучение курса: «Жилище», «Транспорт», «Торговля»,  «Средства связи», «Медицинская помощь», «Экономика домашнего хозяйства». Аналогично тематическое содержание программы 9 класса осваивается обучающимися за два года обучения (10,11 классы).  В 10 классе изучаются следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище». В 11 классе: «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь»,  «Учреждения, организации, предприятия»,  «Экономика домашнего хозяйства», «Профориентация и трудоустройство».

 Преподавание предмета СБО, ОБЖ ведется с учетом коррекционной направленности  и адаптации данного материала для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость с использованием специальных методов и приемов. Предлагаемый в конце каждой темы речевой материал является обязательным условием усвоения материала предмета в целом.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение  учебных часов по классам

Количество часов в неделю по классам

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

3

3

3

3

2

2

2

4. Содержание учебного предмета, курса

5 класс

Введение (2ч) Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой  ориентировки. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно – гигиенических требований на занятиях.

Личная гигиена (20ч) Личная гигиена. Уход за волосами (мытье, прическа).  Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

Одежда и обувь (10ч)  Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

Питание (20ч) Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и уход за ними. Химические средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Яйца отварные, яичница, омлет. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.

 Культура поведения (13ч) Осанка при ходьбе, в  положении сидя и стоя.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со  старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.

 Жилище (10ч) Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома и школы- интерната.

Транспорт (10ч) Наземный городской транспорт. Проезд  в школу – интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Торговля (10ч)  Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

 Основы комплексной безопасности (7ч) Криминогенные ситуации  и личная безопасность. Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6 класс

Личная гигиена (10ч) Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения  чистоты и   здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

Одежда (10ч)  Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.

Питание (10ч) Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

Сервировка стола к обеду.

Семья (5ч) Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

Основы комплексной безопасности (17ч) Автономное существование человека в природе. Обеспечение  жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Опасные погодные явления. Природа и человек. Ориентирование на местности. Общие правила безопасности во время активного отдыха. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Обеспечение  личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение  личной безопасности на водном и воздушном транспорте.

 Жилище (5ч) Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме и лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.). Животные в доме (кошка, собака, попугай).

Транспорт (10ч)  Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.

Торговля (10ч) Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

Средства связи (3ч) Виды бандеролей. Порядок их оправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков.

Медицинская помощь (10ч) Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Учреждения, организации, предприятия (5ч) Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной  местности.

Экономика домашнего хозяйства (7ч)  Деньги (монета, купюра, валюта).  Их назначение и значение  в  нашей жизни. Бюджет семьи. Источники

дохода. Заработная плата членов семьи, пенсии. Мелкие расходы.

7 класс

Личная гигиена  (10ч) Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

Одежда (10ч) Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.  Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Химчистка. Виды услуг. Правила пользования. Экскурсия в химчистку.

Практическая работа. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.

Питание (10ч) Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда

из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду.

Семья (5ч) Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

Практическая работа. Разучивание тихих и подвижных игр.

Культура поведения (17ч) Поведение в гостях.  Подарки.

Практическая работа. Изготовление несложных сувениров.

Жилище (5ч) Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка  квартиры к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью,  в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.). Животные в доме (кошка, собака, попугай).

Практическая работа. Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал.

Транспорт (10ч) Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.  Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа. Экскурсия на железнодорожный вокзал, станцию.

Торговля (10ч) Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Экскурсия в промтоварный магазин.

Средства связи (3ч) Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков. Экскурсия на почту.

Медицинская помощь (10ч) Домашняя аптечка. Термометр.  Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Практическая работа. Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность.

Учреждения, организации, предприятия (5ч) Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности. Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.

Экономика домашнего хозяйства (7ч) Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.

Практическая работа. Упражнения по определению доходов семьи.

Перечень практических и лабораторных работ

П/Р №1 Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.

П/Р №2 Разучивание тихих и подвижных игр.

П/Р №3 Изготовление несложных сувениров.

П/Р №4 Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал.

П/Р №5 Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность.

П/Р №6 Упражнения по определению доходов семьи.

8 класс

Личная гигиена (15ч) Уход за кожей лица. Косметические средства (лосьоны, кремы и др.).

         Практическая работа. Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесении крема.

Одежда (20ч) Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Утюжка блузок, рубашек, платьев. Прачечная. Правила пользования (метки, заполнение бланков). Виды услуг. Прачечная самообслуживания. Экскурсия в прачечную.

Практическая работа. Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Питание (20ч) Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю. Запись рецептов по приготовлению блинов, печенья и других изделий из теста; квашению, солению овощей. Упражнения в составлении меню.

Семья (20ч) Уход за грудным ребенком (кормление из соски и с ложки, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания детской посуды, игрушек).

Культура поведения (27ч) Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Перечень практических и лабораторных работ

П/Р №1 Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесении крема.

П/Р №2 Стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

9 класс

Жилище (10ч) Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.  Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.

Транспорт (18ч)  Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.  Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Экскурсия на автобусную станцию или в порт.

Торговля (6ч)  Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.). Стоимость основных промышленных товаров. Упражнения в подсчете стоимости покупок.

Практическая работа. Экскурсия в один из специализированных магазинов.

Средства связи (8ч) Телефон. Пользование квартирным телефоном. Пользование телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону. Служба точного времени.  Междугородная телефонная связь. Порядок пользования автоматической телефонной связью. Тарифы на телефонные разговоры.

Медицинская помощь (14ч) Первая помощь при несчастных случаях (ожогах, обмораживании, отравлении, тепловом и солнечном ударах). Первая помощь утопающему. Глистные заболевания и меры их предупреждения. Упражнения в оказании первой помощи при ожогах, обмораживании, утоплении. Упражнения в оказании первой помощи утопающему. Экскурсия в поликлинику.

Экономика домашнего хозяйства (12ч) Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные потребности,

помощь родственникам). Планирование расходов на день, две недели с учетом бюджета и состава семьи. Расходы на питание. Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.).

Практическая  работа. Упражнения в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах).

Перечень практических и лабораторных работ

П/Р №1 Экскурсия в один из специализированных магазинов.

П/Р №2 Упражнения в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах).

10 класс

Личная гигиена (12ч) Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух.)

Одежда и обувь (12ч) Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения). Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Питание (14ч) Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание. Составление меню праздничного стола. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд.

Семья (7ч) Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношение, семейные традиции). Закон Российской Федерации о браке и семье.

Культура поведения (17ч) Традиции культуры поведения в современном обществе.  Соседи.  Прием гостей.

Жилище (6ч) Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

11 класс

Транспорт (8ч) Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда.

Торговля (10ч) Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка.  Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки. Их виды, время и место проведения. Экскурсия на рынок или ярмарку.

Средства связи (8ч) Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет.  Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов.

Медицинская помощь (6ч) Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.  Уход за больными. Листок нетрудоспособности. Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш) к лекарствам.  

         Учреждения, организации, предприятия (5ч) Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.). Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения.

Экономика домашнего хозяйства (15ч) Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберкассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. Экскурсия в сберкассу.

Практическая работа. Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства.

Профориентация и трудоустройство (16ч) Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка), правила их составления. Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству.  

Практические работы. Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии,  заполнение анкеты. Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии.

Перечень практических и лабораторных работ

П/Р №1 Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства.

П/Р№2 Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии,  заполнение анкеты.

П/Р №3 Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии.

4. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов:

 п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая  программа

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

1

Введение

2

2

Личная гигиена

20

10

10

15

12

3

Одежда и обувь

10

12

4

Питание

20

10

10

20

14

5

Культура поведения

13

17

27

17

6

Жилище

10

5

5

10

6

7

Транспорт

10

10

10

18

8

8

Торговля

10

10

10

6

10

9

Основы комплексной безопасности

7

17

10

Одежда

10

10

20

11

Семья

5

5

20

7

12

Средства связи

3

3

8

8

13

Медицинская помощь

10

10

14

6

14

Учреждения, организации, предприятия

5

5

5

15

Экономика домашнего хозяйства

7

7

12

15

16

Профориентация и трудоустройство

16

Итого

102

102

102

102

68

68

68

6. Материально-техническое обеспечение

  1. Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева  Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. «ВЛАДОС», 2003
  2. Учебно-методический комплект  «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова.

          Авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Москва «Просвещение», 2011г.

  1. Воронков В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов пособие для учителя. « ВЛАДОС», 2010
  2. С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы, «ВЛАДОС»,2009

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

5 класс

Учащиеся должны знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- периодичность и правила чистки зубов;

- периодичность и правила чистки ушей;

- виды одежды и обуви;

- правила ухода за одеждой и обувью;

- правила сервировки стола к завтраку;

- формы обращения с просьбой, вопросом;

- варианты проезда до школы различными видами транспорта;

количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки,

пешеходный маршрут.

Учащиеся должны уметь:

- причесывать волосы и выбирать прическу.

- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

- мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

-следить за своей осанкой;

- соблюдать правила дорожного движения.

6 класс

Учащиеся должны знать:

- правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены;

- правила ухода за ногами;

- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

- место работы и должность родителей;

- правила поведения в семье;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной

уборки;

-  виды междугородного транспорта;

-  порядок приобретения товаров.

Учащиеся должны уметь:

-  мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;

- подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

- оформлять готовые блюда;

- производить сухую и влажную уборку помещения;

- приобретать лекарства в аптеке.

7 класс

Учащиеся должны знать:

-  правила смены одежды и нательного и постельного белья;

- правила пользования моющими средствами;

- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

- правила пользования столовыми приборами.

- правила поведения в гостях;

-правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

- названия рабочих специальностей;

- составные части бюджета семьи.

Учащиеся должны уметь:

- ремонтировать разорванные места одежды, штопать;

- сервировать стол к обеду;

- выбрать подходящую одежду для визита в гости;

- приобретать билеты в железнодорожной кассе;

- пользоваться термометром. 

8 класс

Учащиеся должны знать:

- типы кожи и правила ухода за кожей лица;

- виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- способы и последовательность приготовления изделий из теста;

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской

постели, посуды, игрушек;

- правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

- требования к внешнему виду молодых людей.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;

- правильно пользоваться косметическими средствами;

- составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания;

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;

- подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.).

9 класс

Учащиеся должны знать:

- моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- основные автобусные маршруты;

- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

- основные статьи расхода в семье;

- порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться расписанием;

- выбирать покупку с учетом различных условий;

- подсчитывать стоимость покупок;

- подсчитывать расходы;

- планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи;

- снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа;

- заполнять квитанции.                                          

10 класс

Учащиеся должны знать:

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека;

- размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;

- средства для выведения пятен в домашних условиях;

- правила сервировки праздничного стола;

- правила приема гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;

- сервировать праздничный стол;

- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей;

- соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.

                                            11 класс  

Учащиеся должны знать:

- правила посадки в самолет;

- современные виды связи;

- виды денежных переводов, их стоимость;

- правила ухода за больными;

- виды страхования;

- учреждения и отделы по трудоустройству;

- виды документов, необходимых для поступления на работу.

Учащиеся должны уметь:

- определять маршрут и выбирать транспортные средства;

- выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; - вежливо обращаться к продавцу;

- подсчитывать стоимость покупок;

- измерять температуру;

- соблюдать правила экономии;

- соотносить выбранную профессию со своими возможностями;

- заполнять анкету;

- писать заявление, автобиографию;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.

СОГЛАСОВАНО

Прокол заседания МО

учителей начальных классов

ГБС(К)ОУ ШИI-IIвида г.Тихорецка

от_______________№1

____________Л.В. Снисаренко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Е.Е. Романова

«________»______________2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптиро...