Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью
рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sbo_10_klass.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната «Горизонт» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Цель программы:
Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание максимально возможного уровня самостоятельности.
Задачи программы:
1. Овладение учащимися социально значимыми практическими навыками и умениями, обеспечивающими адекватное поведение в реальной жизни.
2. Приспособление к жизни в обществе, ориентировка в ближайшем окружении.
3. Развитие коммуникативной функции речи, распознавание вербальных и невербальных сигналов.
Общая характеристика учебного предмета.
В основе уроков предмета «Социально – бытовая ориентировка» лежит интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям или с помощью учителя, или с элементами самостоятельности. На уроках учащиеся осваивают элементарную систему информационно-бытовых знаний, которые им пригодятся в жизни; осваивают социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в той или иной ситуации. Основные принципы в работе – это воспитывающий характер обучения, практическая направленность, расширение социальных связей. Особую значимость имеет коррекционно – развивающее обучение, которое может быть успешным только при условии правильной и посильной подачи материала: доступность, индивидуальность, наглядность и основное – это практическая деятельность с реальными предметами.
На всех этапах обучения у учащихся формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, способствующие постепенному вхождению в социальную жизненную среду. Закрепляется и расширяется спектр социально - бытовых умений, навыков, операций, необходимых в разные временные периоды. Формируются и вводятся в предметно – бытовые и межличностные общения невербальные и вербальные средства коммуникации с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Основные формы работы.
Основная форма работы – это урок-занятие, на котором создаётся предметно – практическая среда и организация игровой и элементарной учебной деятельности; урок – экскурсия, использование невербальных и вербальных средств общения, опираясь на картинки, пиктограммы, символы, реальные предметы, муляжи. Интеграция с уроками других предметов.
Итоговый контроль полученных знаний, умений и навыков – безотметочный. Осуществляется в форме проверки письменных работ, устных ответов, собеседования, а также в форме наблюдения за деятельностью учеников. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности.
Требования к знаниям и умения учащихся
В обучении и развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений. Увеличение знаний, умений и навыков может идти, как за счет увеличения объема получаемой информации, так и за счет самостоятельности выполнения предлагаемых заданий.
*уточнение и закрепление понятий (название предметов, действий с ними).
*формирование последовательности операций с различными предметами с учетом правил безопасного поведения.
*формирование модели общения, необходимого в различных жизненных ситуациях.
* применение в быту и ориентировке в окружающем мире средств общения: жесты, мимика, рисунки, пиктограммы и т д.
Литература.
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г
Наименование темы | Кол-во часов | Дата | |
Первое полугодие | |||
Одежда и обувь(8) | |||
1 | Виды сезонной обуви | 1 | |
2 | Способы чистки обуви | 1 | |
3 | Подготовка обуви к хранению | 2 | |
4 | Практические занятия по чистке кожаной, замшевой обуви | 2 | |
5 | Утюжка изделий из хлопчатобумажной ткани | 2 | |
Питание(8) | |||
6 | Приготовление завтрака - бутерброд | 1 | |
7 | Чтение рецептуры по технологической карте | 1 | |
8 | Отмеривание, отсчитывание продуктов для приготовления блюд | 1 | |
9 | Последовательность приготовления блюд | 1 | |
10 | Правила безопасности с кастрюлей | 1 | |
11 | Правила безопасности при наливании кипятка | 1 | |
12 | Правила приготовления каши | 1 | |
13 | Сервировка стола к завтраку | 1 | |
Жилище(6) | |||
14 | Украшаем жилище собственными поделками | 2 | |
15 | Украшаем к празднику | 2 | |
16 | Подготовка гостиной к празднованию дня рождения | 2 | |
17 | Подготовка гостиной к празднованию Нового года | 2 | |
Семья (6) | |||
18 | Рассматривание иллюстраций, фотографий | 2 | |
19 | Узнавание и называние членов семьи | 2 | |
20 | «Кем работают родители?» | 2 | |
Средства связи(5) | |||
21 | Правила пользованием сотовым телефоном | 1 | |
22 | Обязательная зарядка телефона | 1 | |
23 | Набор номеров экстренных служб | 1 | |
24 | Отработка ситуации вызова скорой помощи, пожарных | 2 | |
Учреждения, организации (5) | |||
25 | Знакомство с поликлиникой | 2 | |
26 | Набираем номер вызова врача | 1 | |
27 | Регистратура поликлиники | 2 | |
Культура поведения(5) | |||
28 | Правила поведения в поликлинике | 2 | |
29 | Сюжетные игры «Поликлиника» | 3 | |
Торговля (5) | |||
30 | Отделы продовольственных товаров | 1 | |
31 | Продукты, необходимые для приготовления каши | 1 | |
32 | Отделы магазина | 1 | |
33 | Практическое занятие «Покупка продуктов для приготовления каши | 1 | |
34 | Где хранятся продукты дома | 1 | |
Второе полугодие | |||
Одежда и обувь(8) | |||
35 | Сочетаемость одежды и обуви | 2 | |
36 | Просмотр фильмов по сочетаемости одежды | 2 | |
37 | Просмотр специальных журналов по сочетаемости одежды | 2 | |
38 | Практическое занятие «сочетаемость одежды» | 2 | |
Питание(8) | |||
39 | Приготовление завтрака – блюда из яиц | 1 | |
40 | Чтение рецептуры, отмеривание, отсчитывание продуктов | 2 | |
41 | Последовательность приготовления блюд | 1 | |
42 | Правила пользования сковородой | 2 | |
43 | Сервировка стола к завтраку | 2 | |
Жилище(7) | |||
44 | Украшаем жилое помещение для уюта | 2 | |
45 | Украшения для спальни, гостиной | 2 | |
46 | Украшения для кухни, ванной комнаты | 2 | |
47 | Рассматривание украшений в журналах | 2 | |
48 | Предметы украшения интерьера | ||
Семья (7) | |||
49 | Рассматривание иллюстраций, фотографий | 1 | |
50 | Узнавание и называние членов семьи | 1 | |
51 | Поведение членов семьи во время приёма пищи, отдыха, уборки | 2 | |
52 | Отработка отобразительных действий в ролевых играх | 3 | |
Средства связи(6) | |||
53 | Правила пользованием сотовым и стационарным телефоном | 1 | |
54 | Самостоятельное включение зарядки телефона | 1 | |
55 | Набор номеров экстренных служб | 2 | |
56 | Отработка ситуации вызова скорой помощи, пожарных, звонка домой | 2 | |
Учреждения, организации (6) | |||
57 | Знакомство с поликлиникой | 2 | |
58 | Набираем номер вызова врача | 2 | |
59 | Регистратура поликлиники | 2 | |
Культура поведения(4) | |||
60 | Правила поведения в поликлинике. | 2 | |
61 | Сюжетные игры «Поликлиника» | 2 | |
Транспорт (8) | |||
62 | Правила поведения в городском транспорте | 1 | |
63 | Практическое занятие «Поездка в метро» | 1 | |
64 | Практическое занятие «Поездка в автобусе» | 1 | |
65 | Практическое занятие «Поездка в трамвае» | 1 | |
66 | Правила поведения в транспорте в опасных ситуациях | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс
Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс
Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО ) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Программа составлена с учетом возрастных ...
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс
Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для учащихся 9 класса (ГУО)
Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса с глубокой умственной отсталостью....