Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью
рабочая программа

Лёвочкина Наталья Александровна

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sbo_10_klass.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната «Горизонт» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Цель программы:

Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание максимально возможного уровня самостоятельности.

Задачи программы:

1. Овладение учащимися социально значимыми практическими  навыками и умениями,  обеспечивающими адекватное поведение в реальной жизни.

2. Приспособление к жизни в обществе, ориентировка в ближайшем окружении.

3. Развитие коммуникативной функции речи, распознавание вербальных и невербальных сигналов.

Общая характеристика учебного предмета.

В основе уроков предмета «Социально – бытовая ориентировка» лежит интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям или с помощью учителя, или  с элементами самостоятельности. На уроках учащиеся осваивают элементарную систему информационно-бытовых знаний, которые им пригодятся в жизни; осваивают социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в той или иной ситуации. Основные принципы в работе   – это воспитывающий характер обучения, практическая направленность, расширение социальных связей. Особую значимость имеет коррекционно – развивающее обучение, которое может быть успешным только при  условии правильной и посильной подачи материала: доступность, индивидуальность, наглядность и основное – это практическая деятельность с реальными предметами.

На всех этапах обучения у учащихся формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, способствующие   постепенному  вхождению в социальную жизненную среду. Закрепляется и расширяется спектр социально - бытовых умений, навыков, операций, необходимых в разные временные периоды. Формируются и вводятся  в предметно – бытовые и межличностные общения  невербальные и вербальные  средства коммуникации с учетом индивидуальных особенностей учащихся.  

Основные формы работы.

Основная форма работы – это урок-занятие, на котором создаётся  предметно – практическая среда и организация игровой и элементарной учебной деятельности;  урок – экскурсия, использование невербальных и вербальных средств общения, опираясь на картинки, пиктограммы, символы, реальные предметы, муляжи. Интеграция с уроками других предметов.

Итоговый контроль  полученных знаний, умений и навыков – безотметочный. Осуществляется в форме проверки письменных работ, устных ответов, собеседования, а также в форме наблюдения за деятельностью учеников. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности.

Требования к знаниям и умения учащихся

В обучении и развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию  и воспроизведению полученных сведений.  Увеличение знаний, умений и навыков может идти, как за счет увеличения объема получаемой информации, так и за счет самостоятельности выполнения предлагаемых заданий.  

*уточнение и закрепление понятий (название предметов, действий с ними).

*формирование последовательности операций с различными предметами с учетом правил безопасного поведения.

*формирование модели общения, необходимого в различных жизненных ситуациях.

* применение в быту и ориентировке в окружающем мире средств общения: жесты, мимика, рисунки, пиктограммы и т д.

Литература.

  1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.;  Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Первое полугодие

Одежда и обувь(8)

1

Виды сезонной обуви

1

2

Способы чистки обуви

1

3

Подготовка обуви к хранению

2

4

Практические занятия по чистке кожаной, замшевой обуви

2

5

Утюжка изделий из хлопчатобумажной ткани

2

Питание(8)

6

Приготовление завтрака - бутерброд

1

7

Чтение рецептуры по технологической карте

1

8

Отмеривание, отсчитывание продуктов для приготовления блюд

1

9

Последовательность приготовления блюд

1

10

Правила безопасности с кастрюлей

1

11

Правила безопасности при наливании кипятка

1

12

Правила приготовления каши

1

13

Сервировка стола к завтраку

1

Жилище(6)

14

Украшаем жилище собственными поделками

2

15

Украшаем к празднику

2

16

Подготовка гостиной к празднованию дня рождения

2

17

Подготовка гостиной к празднованию Нового года

2

                                                                                                            Семья (6)

18

Рассматривание иллюстраций, фотографий

2

19

Узнавание и называние членов семьи

2

20

«Кем работают родители?»

2

Средства связи(5)

21

Правила пользованием сотовым телефоном

1

22

Обязательная зарядка телефона

1

23

Набор номеров экстренных служб

1

24

Отработка ситуации вызова скорой помощи, пожарных

2

                                                                                                   Учреждения, организации (5)

25

Знакомство с поликлиникой

2

26

Набираем номер вызова врача

1

27

Регистратура поликлиники

2

Культура поведения(5)

28

Правила поведения в поликлинике

2

29

Сюжетные игры «Поликлиника»

3

Торговля (5)

30

Отделы продовольственных товаров

1

31

Продукты, необходимые для приготовления каши

1

32

Отделы магазина

1

33

Практическое занятие «Покупка продуктов для приготовления каши

1

34

Где хранятся продукты дома

1

Второе  полугодие

Одежда и обувь(8)

35

Сочетаемость одежды и обуви

2

36

Просмотр фильмов по сочетаемости одежды

2

37

Просмотр специальных журналов по сочетаемости одежды

2

38

Практическое занятие «сочетаемость одежды»

2

Питание(8)

39

Приготовление завтрака – блюда из яиц

1

40

Чтение рецептуры, отмеривание, отсчитывание продуктов

2

41

Последовательность приготовления блюд

1

42

Правила пользования сковородой

2

43

Сервировка стола к завтраку

2

Жилище(7)

44

Украшаем жилое помещение для уюта

2

45

Украшения для спальни, гостиной

2

46

Украшения для кухни, ванной комнаты

2

47

Рассматривание украшений в журналах

2

48

Предметы украшения интерьера

                                                                                                            Семья (7)

49

Рассматривание иллюстраций, фотографий

1

50

Узнавание и называние членов семьи

1

51

Поведение членов семьи во время приёма пищи, отдыха, уборки

2

52

Отработка отобразительных действий в ролевых играх

3

Средства связи(6)

53

Правила пользованием сотовым и стационарным телефоном

1

54

Самостоятельное включение зарядки телефона

1

55

Набор номеров экстренных служб

2

56

Отработка ситуации вызова скорой помощи, пожарных, звонка домой

2

                                                                                                   Учреждения, организации (6)

57

Знакомство с поликлиникой

2

58

Набираем номер вызова врача

2

59

Регистратура поликлиники

2

Культура поведения(4)

60

Правила поведения в поликлинике.

2

61

Сюжетные игры «Поликлиника»

2

Транспорт (8)

62

Правила поведения в городском транспорте

1

63

Практическое занятие «Поездка в метро»

1

64

Практическое занятие «Поездка в автобусе»

1

65

Практическое занятие «Поездка в трамвае»

1

66

Правила поведения в транспорте в опасных ситуациях

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка»,     «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для учащихся 9 класса (ГУО)

Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса с глубокой умственной отсталостью....