Методическая разработка занятия "Мир глазами наших предков"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_nashih_predkov.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Мир глазами наших предков.

Ц е л и:  

формировать представления о жизни восточных славян;

воспитывать бережное отношение к хлебу;

развивать любознательность, любовь к изучению истории.

 Оборудование: иллюстрации жилища, предметов быта, орудий труда славян, иллюстрация славянского поселка.

I. Орг. момент.

II. Целевая установка. - Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд) - Прочитайте название темы. Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд) Кто? (Кто были наши далекие предки?) Где? (Где они жили?) Какие? (Какие они были?) Как? (Как вели своё хозяйство? Поиском ответов будет посвящен сегодня урок. III. Новый материал. 1. Работа в группах. - С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий. Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов. -В слове «предки», корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами. В слове «современники» корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове «потомки» корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас. Задание 2: - На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд) 2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне. (Видеофрагмент) - Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд) III. Изучение нового материала. 1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте. ...Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. (Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? 2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд) - Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием. ...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по‒черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. 3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян? Учитель раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян: Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц; Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия. (Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки. Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник. - Прикрепите карточки в соответствии с занятием. (Развешиваются по классу). - Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян. 4. Игра. - Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай. (Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай) - Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.) Земледелец. Я в тенечке не лежал, А хлеба растил и жал. - Что нужно мельнику? (Мельница.) Мельник. Не молол я чепуху, А смолол зерно в муку. - Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.) Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек. В печь - перепелкой, из печи - коростелкой. Пекарь, мельник, землепашец (вместе). Мы работы не стыдились. Мы работою гордились. А награда - урожай. Всех на праздник приглашай! 5. Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина. - (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. - У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать? IV. Итог урока. - Давайте вернёмся к вопросам, которые задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд) Послушайте, что рассказывает о славянах Ишимова в своей книге по истории России в рассказах для детей. Славяне были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. Когда славянин скажет: «Если не сдержу слово, то будет мне стыдно», - так можно на это слово смело положиться. Может быть, с этих еще пор появилась пословица: «Не давши слово - крепись, а давши – держись», потому что как сами мы, русские, от славян произошли, так и язык наш от славянского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семейного праздника "Наша дружная семья".

Внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 5-6 классов. Праздник проводится вместе с родителями, где присутствующие могут хорошо отдохнуть и провести время вместе....

Методическая разработка к уроку "Наша Хрупкая Планета"

Урок- моделирующая игра, английский язык, 8 класс....

Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"

Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал....

Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"

Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал....

Методическая разработка "Прошлое глазами будущего"

Методическая разработка посвящена прзднику День народного единства, который отмечается в России 04 ноября. Расчитано на учеников старших классов, изучающих французский язык....

Методическая разработка “Правопорядок глазами детей” (баркемп)

Тема: права ребенка в РФ.Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами  ребёнка  в РФ  и развить умения применять их в жизни....

Методическая разработка Этноэкологическая школа "Уроки предков-кочевников и современности"

2. Пояснительная записка. В деле развития, воспитания и оздоровления детей в системе непрерывного образования каникулярное и досуговое время играют ведущую роль. Этот период как нельзя более благоприя...