Коррекция нарушений речи у обучающихся
статья (6 класс)

Юлия Игоревна Кукарина

Речевая функция у учащихся является одной из важнейших функ­ций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2

г. Ангарска»

Доклад

Коррекция нарушений речи у обучающихся

Воспитатель: Кукарина Ю.И.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.

Речевая функция у учащихся является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Ограниченность речевого общения негативно влияет на формирование личности ребенка, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.

Важным в этой науке является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • они не соответствуют возрасту говорящего;
  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  • связаны с отклонениями в функционировании психологических механизмов речи;
  • часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  • носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  • требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Все виды нарушений речи можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Особое место в работе воспитателя занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

Большое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройств речевой деятельности, связанных с нарушениями головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическими поражениями мозга, так и характер вторичных наслоений. Так у заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, нарушение межличностных отношений.

Воздействие на ребенка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей школьного возраста со слабой умственной отсталостью она осуществляется преимущественно в форме игры, которая становится средством развития мышления, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, которая определяет методы, формы и приемы коррекционно-воспитательной работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

В процессе воспитательной работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на каждом этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

Следует отметить, что нарушения письма и чтения у обучающегося часто сопутствуют друг другу и работу по их устранению лучше начинать как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация коррекции нарушений речи: применение мультимедиа-технологии сопровождения коррекционного процесса.

Компьютер - это инструмент мышления, резко усиливающий возможности человека.Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно.Облегчение проц...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу  логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук.  Связи с нейропсихоло...

Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ДЦП И ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗАРТРИЯ», ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДОБРАНЫ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование  "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР  4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....