Конспект урока по русскому языку "Занимательный русский"
план-конспект урока (5 класс)

Новицкая Татьяна Ричардовна

Конспект урока по русскому языку "Занимательный русский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanimatelnyy_russkiy.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

                                                 5 класс

Тема:  «Занимательный русский»

Автор: Новицкая Татьяна Ришардовна,  учитель надомного обучения ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска 

Описание материала: конспект урока по русскому языку предназначен для обучающихся 5 класса коррекционной школы УШ вида(индивидуальное обучение на дому).  Будет полезен также учителям начальных классов. В ходе урока обучающиеся закрепляют изученный материал по теме «Части речи».

 Урок имеет практикоориентированную направленность.              

Информационная карта к конспекту урока «Занимательный русский»  в коррекционной школе

Тема, цель, оборудование

Структура урока

Виды деятельности

Тема:

 «Повторение. Обобщающий урок  по теме «Части речи»

Цель: повторить изученный материал

Задачи:

-корректировать и обогащать речь, мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обогащения, классификации;

- воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: учебник, тетрадь.

1.Оргмомент

Дидактическая игра.

2.Актуализация знаний

Лексическая минутка. (Определение частей речи)

Подбор к именам существительным глаголов (с использованием элементов драматизации)

3.Повторение изученного материала

Чтение и запись предложений. Выделение частей речи (по вопросам)

4.Физминутка

Динамические паузы, дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, звуковые имитации, упражнения на релаксацию

5.Самостоятельная работа

Составление словарного ряда к заданной теме.

6.Домашнее задание

Придумать рифму к любым 10 существительным.

7.Итог урока

Подведение итогов. Оценка и самооценка.

                                          Ход  урока.

1.Оргмомент.

-какое сегодня число ?

-какой сегодня день недели?

(Запись в тетради)

2.Актуализация знаний.

Дидактическая игра -Учитель   кидает мяч  и называет понятие: «Рыба». Ребенок должен подобрать видовое понятие к родовому: «Окунь». Если детей несколько, то каждый может продолжать. (Щука, карась, карп,

          Определение частей речи.

Лексическая минутка.«Придумай новое слово»

 (снег – снеговик; двор – дворник и т. п.);

Подбор к именам существительным глаголов (с использованием элементов драматизации)

Клоун… (танцует)        

 Ученик… (читает)    

 Спортсмен… (бежит)

Скрипач …(играет)

Солдат…(стреляет)  и т.п.

Подбор к именам существительным прилагательных 

- Водящий показывает заготовленный предмет, участник должен назвать как можно признаков , например:  «кукла» - красивая, маленькая,  большеглазая, длинноволосая, белокурая, добрая, веселая и т.п.

- запись в тетради прилагательных (3-5 прилагательных) к слову дом.

Динамическая пауза.

Дыхательная гимнастика.

Надуваем шар воздушный:

-ф-ф-ф-ф-ф!

Озорной он, непослушный.

-ф-ф-ф-ф-ф!

С силой шарик выдуваем:

-ф-ф-ф-ф-ф!

Дружно щеки надуваем.

-ф-ф-ф-ф-ф!

3.Повторение изученного  материала.

  Педагог называет слово (например «САД»), дети должны подобрать существенные признаки, без которых не может быть сада (например: растения, деревья, забор, земля, садовник, собака)

Рыба – берег, тина, лодка, рыболов, вода;

Чтение - глаза, книга, картина, печать, текст, слово;

Игра – шахматы, игроки, правила;

Лес –дерево, охотник, трава, лист;

Город – автомобили, остановка, улица, рынок;

Пение – звук, музыка, голос, аплодисменты, искусство;

.

- Второй вариант. Ребенок должен продолжить предложение, начатое педагогом.

- Кастрюля – это посуда для…

- Чашка -  это посуда для…

-Сахарница -  это посуда для…

      -Тарелка -  это посуда для…

      -Хлебница -  это посуда для…

      - Слива - это дерево, на котором…

      - Яблоня - это дерево, на котором…

      - Конура – это дом для …

      -Берлога– это дом для …
     -Улей– это дом для …

      -Аквариум– это дом для …

      -Скворечник – это дом для…

-Художник – это человек, который…

-Учитель – это человек, который…

-Строитель – это человек, который…

      -Пекарь – это человек, который…

      -Сапожник – это человек, который…

      -Врач – это человек, который…

      - Скрипач – это человек, который…

      - Боксер – это человек, который…

      -Спортсмен – это человек, который…

      - Почтальон – это человек, который…

      - Машинист – это человек, который…

      - Водитель – это человек, который…

     - Москвич  – это человек, который…

     - Смолянин  – это человек, который…

     - Утюг – это прибор для…

     - Лампа – это прибор для…

     - Пылесос – это прибор для…

     -Участок земли, на котором растут овощи, называется (огород);

     -Участок земли, на котором растут фрукты, называется (сад);

     -Участок земли, на котором растут цветы, называется (клумба);

     - Клумба – это участок земли, на котором растут…

     - Сад – это участок земли, на котором растут…

     -Огород – это участок земли, на котором растут…

    -Дом, в котором учатся дети, называется…

    -Отличник = это ученик, который…

    - Квартира – это помещение, в котором…

    - Ручка – это предмет, который…

    -Карандаш – это предмет, который…

    -Человек, который управляет автомобилем, называется…

    -Человек, который играет на скрипке, называется…

    -Человек, который лечит людей, называется…

    -Человек, который учит детей, называется…

        -Человек, который разносит почту, называется…

        -Человек, который занимается боксом, называется…

        - Человек, который занимается спортом, называется…

        - Человек, который поет, называется…

        - Человек, который строит дома, называется…

        - Человек, который печет хлеб, называется...

        - Человек, который делает обувь, называется…

        -Человек, который рисует картины, называется…

           - грабли, лопата – это…

- стол, диван – это…

- ботинки, туфли – это…

-прятки, жмурки – это…

-ручка, карандаш – это…

-зима, осень – это…

-пальто, куртка – это…

-Иван, Петр – это…

- Петров, Сидоров – это…

- капуста, картофель – это…

-апельсин, лимон – это…

-клубника, смородина – это…

-а, б, в –это …

- коза, корова – это…

- заяц, волк – это…

-тарелка, ложка – это…

-кубики, кукла – это…

4. Физминутка

Как мне нравится учиться! ( шаги на месте с высоким подниманием колена)

Я умнее становлюсь! (руки вверх)

Знаю, в жизни пригодится (повороты в стороны, руки на поясе)

Все, чему я научусь! (прыжок с хлопком над головой).

Если есть время, можно продублировать в различном темпе ( медленно, быстро, очень медленно, очень быстро), с различными заданиями (тихо, шепотом, громко, радостно и т.п.)

  Дыхательная гимнастика (глубоко вдохнуть и на одном дыхании (на выдохе) попытаться произнести скороговорку «Про Егорку»)

Возле горки, на пригорке

Стояли 33 Егорки: раз –Егорка, два – Егорка, три –Егорка, четыре -Егорка, пять -  Егорка, шесть – Егорка, семь - Егорка и т.д.

5. Самостоятельная работа. Подобрать словарный ряд на предложенные темы:

Больница – (врач, палата, кровать, укол);        

Любовь –( розы, чувство, люди, мама, город, природа);

Война – (пушки, сражение, солдаты, штаб);

       Спорт – (медаль, победа, чемпион, стадион).

  1. Домашнее задание.

         Придумать рифму к любым 10 существительным, например: кошка-ложка, девочка-белочка и т. д.

       7.Итог урока.

О чем мы говорили на уроке?

Что делали?

Чему ты научился?

Понравился ли тебе урок?

Что понравилось больше всего?

Что показалось наиболее трудным?

Оценивание работы на уроке.

Самооценка.

Оценивание учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Конспект урока на тему "Пиры русских князей"

В конспекте изложен план урока, его задачи, а также предложены формы и методы обучения....

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...