ООД в старшей логопедической группе "Посуда"
план-конспект

Александрова Любовь Вячеславовна

ООД в старшей логопедической группе "Посуда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17"

 Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности

 по речевому развитию

тема: «Посуда»

учитель-логопед

Александрова

Любовь Вячеславовна

Нижнекамск

2021

ООД в возрастной группе

Старшая группа (5-6 лет)

Разработана  в соответствии тематической неделей

Посуда

Цель

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда»

Тема ООД

Посуда

Программные задачи

Коррекционно-образовательные

 Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении. Закрепление понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Совершенствования грамматического строя речи

(образ. и использование относит. прилагательных; образование существительных в форме Родительного и Творительного падежей; образование слов с суффиксами –иц-, -к-)

Коррекционно-развивающие

Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие координации речи с движением. Развитие речевого дыхания.

Развитие тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества и бережного отношения к предметам, сделанными людьми.

Предполагаемый результат

Дети с интересом вступают в игровую деятельность с героиней сказки «Федорино горе», пытаются ей помочь вернуть сбежавшую посуду.

Дети употребляют в речи существительные , прилагательные по теме «Посуда».

Виды деятельности

Коммуникативный, двигательный, познавательный

формы и методы организации совместной деятельности

Словесные: чтение стихотворения, упражнение в словообразовании.

Игровые: игры «Поможем Федоре навести порядок», «Угадай настроение»,  «Федорино горе», «Где живут продукты?».

Практические: пальчиковая гимнастика «Помощники», упражнение на координацию речи с движением «Посуда», игра «Что внутри?», дыхательная упражнение «Горячий чай».

Индивидуальная работа

С Тимуром, Арсением соотнесение названий посуды  с изображением

Предварительная работа

Рассматривание посуды, чтение сказки «Федорино горе», разучивание упражнения «Помощники».

Оборудование

Проектор, ноутбук, экран, интерактивная презентация «Посуда», посуда (металлическая, стеклянная, пластиковая, деревянная,фарфоровая), одноразовые стаканчики, трубочки.

Структура ООД

Вводная часть:

Организационный момент, постановка проблемной ситуации

Основная часть:

Игра «Зашумленные картинки».

Игра «Расставь посуду по полочкам».

Рассматривание видов посуды и определение материала, из которого она сделана.

Дыхательное упражнение «Горячий чай».

Игра «Ложки и стаканы»

Физминутка «Посуда»

Игра «Скажи наоборот»

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Игра «Федорино горе»

Заключительная часть:

Итог. Высказывания детей.

Поощрение педагога.

Вводная часть:

Организационный момент. Логопед приглашает детей в «гости к сказке» с целью организации на занятие и создание положительного настроя.

Логопед читает загадку в стихах:

«Сказку, детки в гости звали?

Сказку, детки, очень ждали?

Отгадайте же загадку –

Сказка вновь придет, ребятки».

«Кто не моет, не стирает,

мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка.

Ни к чему вопросы, споры – 

всем знакома та Федора.

Я дала тебе подсказку,

назови скорее сказку».

Дети: «Федорино горе».

На слайде появляется портрет Федоры.

Проблемная ситуация.

Логопед : «Сегодня, мы отправляемся в гости к Федоре».

Логопед : «Посуда была у Федорыпосуде с ней было горе: 

Федора её не любила - пачкала, а не Мыла,

Теряла, а не хранила, оставляла мокрой, а не сушила,

 Не ставила, а бросала- вот посуда и убежала

Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.

Логопед : «Поможем, ребята, Федоре вернуть посуду?»

Основная часть:

Зашумленные картинки

Посмотрите, у Федоры вся посуда дома была разбросана. Давайте внимательно посмотрим на картинку и скажем названия посуды ,которую вы увидели.

Ребята расставим посуду на полочки. Сейчас на экране будут появляться картинки с изображением предметов посуды, а вы будете называть посуду и говорить, для чего она нужна.

Это кастрюля. В ней варят суп.

Это сковорода .На ней жарят котлеты.

Это чайник. В нем кипятят чай.

Логопед; Молодцы! В этой посуде готовят еду. Она называется кухонная посуда. Посмотрим дальше.

Это тарелка. Из нее едят суп.

Это ложка, вилка. Ложкой набирают еду и кладут в рот.

Это чашка. Из нее пьют компот.

Логопед: Верно, ребята. Эту посуду называют «столовая».

Это чашка и блюдце. Из нее пью чай.

Это заварочный чайник. В нем заваривают чай.

Это сахарница. Из нее берут сахар и кладут в чай.

Логопед: Правильно. Эту посуду называют «чайная». Здорово, вы все верно назвали!

 «Из чего сделана посуда?» (у стола)

Переходим к столу ,на котором стоит чайник, кастрюля, чашка, тарелка, стакан, ложка (деревянная).

 Логопед: «Федора ни как не может понять, из чего сделана посуда? Давайте ей поможем и расскажем, из чего сделана посуда».

Дети. Ложка из дерева.

Логопед. Если ложка сделана из дерева, значит она какая?

Дети. Ложка деревянная.

Логопед. А из чего сделана эта чашка? Какая она?

Дыхательное упражнение «Горячий чай». Ребята чайник только вскипел, и мы налили чай в чашки. Возьмите трубочки  и покажите, как кипит чай. Сделайте глубокий вдох носом и выдыхаем воздух через трубочку. Вот наш чай закипел, а теперь подуем на него, не раздувая щек. Молодцы!

Игра «Ложки и стаканы»

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

   - Я положила ложку в стакан.

   - Я достала ложку из стакана. И т. д

Дети выполняют инструкции логопеда:

   - Положи ложку в стакан.

   - Достань ложку из стакана.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный    

                                   чайник,

Очень важный, как

                      начальник.

(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.

(потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(легли на ковёр, вытянулись)

Игра «Скажи, наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

 Логопед. А теперь давайте покажем бабушке Федоре, как мы умеем мыть посуду.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

1, 2, 3, 4.

Мы посуду перемыли:

(Дети попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Чайник, чашку,

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Мы так маме помогали.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Игра «Федорино горе» 

Логопед: «Федора перебила всю посуду. Без чего теперь посуда у плохой хозяйки Федоры?»

Логопед : «Федора разбила чайник. Значит, чайник без носика».

Л. Федора разбила чашку.

Дети: Чашка без ручки.

Л. Федора разбила тарелку.

Д. Тарелка без края

Л. Федора разбила кастрюлю

Д. Кастрюля без дна.

Л. У вилки нет зубчиков.

Л. Кастрюля без крышки.

Заключительная часть:

Подведение итогов.

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? Вы очень старались, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...