Формирование навыков позитивного общения у обучающихся с взрослыми и сверстниками.
консультация

Германова Людмила Валерьевна

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_21-22_shapka_pozitivnoe_obshchenie.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Отрадный»

446303, Самарская область,  г. Отрадный, ул. Жигулевская, 2а, тел/факс – 23302, 20771, otr.internat@yandex.ru

Тема доклада: «Формирование навыков позитивного общения у обучающихся

с взрослыми и сверстниками»

Автор: Германова Людмила Валерьевна

Воспитатель ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный Самарской области

Формирование навыков позитивного общения у обучающихся

с взрослыми и сверстниками.

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у обучающихся.

         Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.

Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.

Основные этикетные нормы — вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.

Конечно, не только мы отвечаем за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.

         Давайте поговорим о том, как, именно, мы в школе можем сформировать навыки позитивного общения у школьников.

У вдумчивого воспитателя, ищущего мотивы тех или иных детских поступков, тысяча почему. Ответы на эти вопросы — плод кропотливых наблюдений и глубокого анализа.

Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.

Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?

Одна из главных заповедей, которая поможет воспитателю создать теплую семейную атмосферу, заключается в том, что

  1. к детям необходимо обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.
  2. к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму. Примером тому могут служить родительские директивы (консультация «Влияние родительских установок на развитие детей).          
  3. четкое знание возрастных особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к детям разного  возраста должны кардинально отличаться. Чаще всего негативные проявления в поведении младшего школьника или воспитанника вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Они требуют от взрослого особой чуткости и заинтересованности. Им важно, чтобы их поддержали, проявили терпение, им просто необходимо чувство защищенности. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия — указание, напоминание. Истины, кажущиеся взрослому прописными, требуют глубокого осознания младшим школьником.
  4. Ласка и бережное отношение необходимы, конечно, и более старшим детям. Но , кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. Кроме того, участие взрослого нужно им как дружеское, а не родительское. У каждого, даже самого сложного или запущенного (с точки зрения взрослого) воспитанника можно найти что-то ценное, отличающее его от других. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил. Нужно сказать, что наши воспитанники достаточно внушаемы. Поэтому, если ребенку постоянно говорят, что он плохой, невоспитанный, грубый и т.д., он постепенно начинаетвоспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение становится для него стереотипным, т.е. характерным. И тогда ни один великий педагог не сможет исправить ситуацию.

Воспитатели, желающих применить к таким детям силовые меры воздействия в виде морального давления,должны иметь в виду — действие вызывает противодействие.

Как избежать этого?

  • Обратитесь к лучшим чертам ребенка,
  • сделайте акцент на его позитивных качествах,
  • вселите в него уверенность в том, что его уважают и ценят, а его успехи видят. И если хорошие поступки требуют прямого поощрения, будь то словесное одобрение или поддерживающее прикосновение, то порицание лучше производить косвенно.

(Например, не ругаем перед всей группой, а обсуждаем поступок в группе воспитанников без указания конкретного виновного.Можете сослаться на свои наблюдения за поведением детей в другой школе или на улице.)

Помните, что успешно руководить детским коллективом без замечаний невозможно. Важно, как они произносятся, с какой интонацией, какие чувства вызывают — чувство стыда за свой поступок или обиды, задевающей самолюбие. Регулировать такое высказывание может только уверенность ребенка в справедливости педагога. А справедливость предполагает единство требований, независимо от социального статуса и индивидуальных особенностей.

Ваша душевная чуткость должна подсказать вам, что именно чувствует ребенок в данный конкретный момент. Постарайтесь бережно отнестись к его душевному настрою, а по возможности и помогите ему поднять настроение.

         Работа сшкольниками над правилами поведения может осуществляться по таким направлениям:

  1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения.
  2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.

И, если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые  знания, умения и навыки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.

 

Заключение.

Один из главных врагов для детей любого возраста – это скука и бездеятельность.

В нашей воспитательной работе  процесс воспитания и образования является непрерывным.

Нужно постараться создавать такие ситуации, в которых полученные детьми знания будут отражены и закреплены ими в свободной деятельности.

Так как повседневное свободное общение школьников и воспитанников является практической школой, в которой происходит процесс перехода знаний в умении и навыки.

         И не последнюю роль в том, какие навыки общения у ребёнка будут преобладать, зависит от нас с вами.

 

Методическое обеспечение.

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272 с.
  2. Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
  3. Широкова Г.А. «Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей»


Особенности взаимоотношения и взаимодействия подростка со взрослыми. Автономия и независимость подростка от родителей.


Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. 
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.


Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Общение со сверстниками.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.

Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Отношения со взрослыми.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте.

Подростковые конфликты.

Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания.

Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно.

В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Стили семейного воспитания.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющих особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родителей врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Нравственная беседа «Правила вежливого поведения с взрослыми», или Нескучный детский этикет: правила вежливого поведения с взрослыми.

  • Насколько ребенок воспитан, культурен и интеллигентен, чаще всего оценивают взрослые люди: бабушки-дедушки, ваши друзья, их родители, соседи. Поэтому безупречные манеры в общении с взрослыми – это верный путь к гордости за свое чадо в самых «взрослых» компаниях.
  • Правила поведения с взрослыми основаны на уважении к старшим. Традиции почитания возраста и особо вежливого отношения младших к старшим присутствует во многих национальных культурах. Вежливо вести себя со старшими – это общечеловеческие нормы поведения всех цивилизованных людей. Знать и соблюдать их необходимо каждому человеку.
  • Для начала необходимо объяснить ребенку разницу между старшими и ровесниками. Ведь любознательные дети отлично замечают отличия в поведении родителей: не со всеми знакомыми мама с папой ведут себя одинаково.
  • Со старшими во всем мире этикет общения строится на уважении к возрасту и опыту. И если в какой-то конкретной ситуации просто непонятно, как же себя повести – исходите из правила уважения к старшим.
  • • Со старшими по возрасту людьми в общении держат дистанцию: ведут себя сдержанно и предупредительно.
  • • К старшим людям обращаются на «вы». Исключения: близкие родственники, члены семьи.
  • • Для друзей: «Привет!», «Пока!». Для старших: «Здравствуйте!», «До свидания!»
  • • Ребенок всегда здоровается первым с взрослым, не ждет, пока взрослый поприветствует ребенка.
  • • Если взрослые разговаривают, культурный ребенок их не перебивает. И уж тем более не комментирует то, что они говорят. Если непременно нужно что-то спросить или сказать, стоит извиниться и спросить разрешения прервать разговор: «Извините, мне нужно спросить», «Прошу прощения, можно я вас перебью?».
  • • Разговаривая с взрослыми, культурные дети не кричат, не балуются, почаще говорят вежливые слова.
  • • Дети не вступают в споры и конфликты со старшими, терпеливо выслушивают их замечания. И только после того, как старший закончил говорить, могут вежливо и спокойно высказать свое мнение или несогласие.
  • • По-прежнему хорошим тоном считается помогать пожилым людям: например, уступать место в транспорте, придержать дверь и т.д. Особенно, если пожилой человек попросил об этом.
  • Этикет общения со старшими – это та самая область хороших манер, где личный пример родителей решает почти все. Если в вашей семье уважают старших, с достаточным почтением относятся к возрасту, ваш ребенок усвоит эти правила с детства и будет их соблюдать. В том числе и с вами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

Формирование навыков межкультурного общения в среде подрастающего поколения

Материалы для аксиологических чтений   "Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 60-80-х годов. Сейчас проблема общения детей различных нацио...

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

Формирование навыков социального общения и поведения у детей-мигрантов подросткового возраста

В статье рассматривается метод проекта в работе с детими-мигрантами.  в процессе которой происходит осознание своих социальных ролей, своей индивидуальности, формируется понима...

Формирование навыков социального общения и поведения у детей-мигрантов подросткового возраста

В статье рассматривается метод проекта в работе с детьми-мигрантами, в процессе которой происходит осознание своих социальных ролей, своей индивидуальности, формируется понимание того, что толерантнос...