Формирование навыков межкультурного общения в среде подрастающего поколения
статья по теме

ЧЕРНЫШЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Материалы для аксиологических чтений   "Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 60-80-х годов. Сейчас проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernysheva_barkova_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева Н. П., Баркова Н. Л.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Кормиловского муниципального района

«Сыропятская средняя общеобразовательная школа»

Формирование навыков межкультурного общения в среде подрастающего поколения

«Над Артеком песня льётся, песня дружбы всех наций ребят.  И от счастья сердце бьётся —  нет для нас никаких преград….». Для многих людей среднего и старшего поколения, которые вышли родом из СССР, слова этой «Песни о дружбе» К. Ковалева близки и понятны. Ведь мы всегда знали, что живем в многонациональном государстве, где каждый друг  и брат. Мы не делились на своих  и чужих.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 60-80-х годов. Сейчас проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.  В условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Сегодня, когда СМИ выплескивают  на неокрепшее сознание подростков информацию не о плохих людях, а о нациях «высших» и «низших», имеющих право на существование и нет. Не напоминает ли нам это теорию Фридриха Ницше, которую так удачно преобразовали под идею сверхчеловека  в Третьем рейхе. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву.

В свое время Д. А. Медведев обратился к российским школьникам с видеообращением, посвященным  толерантности.  Он поднял одну из самых актуальных проблем для России, где проживает более 40 млн. населения, более 180 народов, говорящих на более чем 230 языках. Он  обратил внимание учащихся на то, что сохранение единства российских народов является общей задачей, а для этого необходимо лучше понимать друг друга, беречь «уникальный, огромный мир — нашу Россию». Проведение в школах страны уроков толерантности направлено на воспитание желания у подрастающего поколения более активно участвовать в укреплении дружбы, гармонизации отношений между людьми.

На территории Сыропятского сельского поселения проживает 1721 человек. Из них по национальному признаку:  русские  -  80%, казахи -1,5%, татары – 3%, украинцы – 1,2%, армяне – 5%, немцы – 1%, азербайджанцы – 0,8%, другие – 9%.  В школе обучается 135 человек, из них: русские – 86,6%, армяне – 4,7%, немцы – 2,3%, украинцы – 1,2%, татары -4,1, казахи – 1,2%.

Перед коллективом школы стоит проблема, связанная с формированием культуры межнациональных отношений. Для решения этой проблемы определен ряд задач:

  • воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям;
  • ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.

В школе  большое внимание уделяется разработке программ, направленных на формирование толерантного сознания личности. В воспитательный и образовательный процесс заложены все принципы воспитания у учащихся уважения, терпения, интереса к людям другой нации и культуры. Одним из важнейших аспектов, выстраивания работы с ребятами, является задача показать, что не нации, этнические группы являются для всех проблемой. Нет плохих наций, есть плохие люди. А преступники национального определения не имеют, поэтому важно объяснить на уроках, классных часах, что , например, в годы  Второй мировой войны не немцы были врагами всех народов, а фашистская идеология и люди, которые ее провозглашали.

На формирование культуры межнациональных отношений оказывают влияние социум, семья и школа, где ребенок усваивает содержание главных ценностей, приобретает ценностные ориентации, овладевает поведенческой культурой; у него развиваются установки на сочувствие, сопереживание,  умение принять точку зрения другого. Основными средствами организации образовательного процесса, способствующего формированию культуры межнациональных отношений, являются: рефлексивная деятельность, включающая самоанализ и осмысление ценностей различных культур и личностей; упражнения детей в общепринятых формах ценностных отношений к другим культурам (сопоставление и анализ культур); диалогическое общение; развивающие ситуации и имитационные игры (ролевые игра, игры-«провокации», драматизации, обсуждение проблемных ситуаций и нравственных дилемм и т.д.); педагогическая помощь и адаптация форм и методов к личности ребенка; социально значимая совместная деятельность педагогов и учащихся, проектная деятельность, направленная на укрепление межнациональных контактов с детьми [2].

Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Поэтому успех процесса формирования толерантного сознания связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Идентификация понималась Э. Эриксоном как результат отождествления с определенными социальными группами, принятие на себя системы социальных ролей. [3].

По утверждению Е.М. Аджиевой, «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей». [1].

Понимая это, наш коллектив старается так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. Так три года мы принимаем участие в районном празднике «Национальных культур». Для подготовки к участию в этом мероприятии, ребятам с педагогами приходится изучать и писать историю народов, проживающих в поселении; знакомиться и представлять историю национального костюма, традиционного блюда, народных традиций (праздники, песни, танцы). В этом мероприятии  принимают участие многие школы района, что позволяет увидеть целое соцветие различных национальных традиций. Каждый год  мы представляем разные нации, что расширяет кругозор ребят о них.

Также для нас очень важна совместная деятельность с работниками культуры, которые помогают нам организовывать внеурочную деятельность. Творческие коллективы: детский коллектив «Сыропяточка», танцевальный коллектив «Глория», вокальный коллектив «Радуга», а также народный ансамбль песни и танца «Моя Сибирь» -  тесно сотрудничают.

Большой праздник «Калейдоскоп» был подготовлен силами ребят, руководителей и родителей.  Воспитанники  представляли те нации, к которым они принадлежат: русские, цыгане, татары, немцы, казахи, армяне, украинцы, др.. Это был волшебный праздник: звучали песни на национальных языках, исполнялись национальные танцы, а какое разноцветье национальных костюмов можно было увидеть. Сами дети, их родители, жители села были поражены и восхищены тем национальным колоритом,  который был представлен.  

Также ребята со своими руководителями принимают активное участие в днях национальной культуры, которые проходят на различных сценических площадках Омской области, г. Омска. Они представляли свои проекты неоднократно – это и армянская, и украинская, и русская, и немецкая культура.

Таким образом, и дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача — помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа.

Список литературы:

1.  Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003.

2.. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

3.  Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Статья «К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »

«К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »(из опыта работы Хворостянского Дома детского творчества) В результате внедрения федеральног...

Доклад на рмо учителей ОБЖ "Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения"

Доклад о культуре безопасности жизнедеятельности  среди детей и подростков.....

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...