"Перелетные птицы весной"
план-конспект

Прилипко Юлия Сергеевна

Задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы»;
  •  закрепление  представлений  детей о жилищах перелетных птиц, составление просто­го предложения с предлогом «в»;
  • развитие зрительного, слухового внимания, мыш­ления, мелкой моторики руки;
  • закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, навык согласования числительных с существительными, употребления предлогов;
  • воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к птицам.

Оборудование: презентация перелетные птицы весной, магнитофонную запись со звуками природы, предмет­ные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx229.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Конспект логопедического занятия по развитию речи

Тема: «Перелётные птицы весной» 

(начальная школа)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/085c/0005d4bb-013b597b/img7.jpg

                                                                                                                                                 

                                                                                                                     Подготовила:

     учитель-логопед Прилипко Ю.С.

д.Вышегород, 2021                                                                                                                      

Задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы»;
  •  закрепление  представлений  детей о жилищах перелетных птиц, составление простого предложения с предлогом «в»;
  • развитие зрительного, слухового внимания, мышления, мелкой моторики руки;
  • закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, навык согласования числительных с существительными, употребления предлогов;
  • воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к птицам.

Оборудование: презентация перелетные птицы весной, магнитофонную запись со звуками природы, предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).

Ход занятия:

Проводится игра «Эхо»

Логопед включает запись звуков природы, дети отгадывают.

Игра «Спаси птенца»

Представьте, что у вас в руке маленький птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их  к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.

Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки

Перед ребенком выставляются картинки с изображением перелетных птиц.

-Какие птицы изображены на картинках? Почему эти птицы называются перелетными?(Скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка, жаворонок, журавль, аист, утка, иволга, лебедь, дрозд и другие).

Обращается внимание детей на изображение грача и соловья.

- Грачи и соловьи вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются птенцы.

Показывается изображение ласточки.

- Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.

Показывается изображение скворца.

Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца?( Скворечник)

Одновременно с рассказом о показываем картинки с изображением жилищ перелетных птиц. Показывается изображение кукушки.

-  Кукушка не вьет, не лепит гнездо. Она откладывает яйца в чужие гнезда. Ее птенцов растят другие птицы.

Кукушка

О птенцах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу — ку-ку, ку-ку.

Я в чужие гнезда яйца

Оставляю без стыда,

Потому что я — кукушка,

Никогда не вью гнезда.

О. Г. Зыкова

- Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

 -Какие птицы  вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца? (Грачи и соловьи)

- Какая птица лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов? (Ласточка)

- Какая птица гнезда не вьет, не лепит? (Скворец)

- Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Пальчиковая игра «Сорока- ворона»

Сорока ворона кашу варила,

Сорока- ворона деток кормила.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

И самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой

Всех накормила!

Упражнение «Назови птенцов» (игра с мячом).

у ласточки - ласточонок;

у грача - грачонок;

у скворца - скворчонок;

у журавля – журавлёнок;

У кукушки – кукушонок;

У лебедя — лебеденок;

У утки — утенок;

У аиста – аистенок;

У гуся – гусенок.

- Птенцы любят своих родителей, и ласково их называют.

- Вспомните, как ласково можно назвать следующих птиц: соловья, лебедя, скворца, журавля.

Упражнение «Назови ласково» (игра с мячом)

соловей - соловушка;

лебедь - лебёдушка;

скворец - скворушка

журавль - журавлик, журавушка.

Физкультминутка

Ра-ра-ра-ра!
Дружно встала детвора.
Ру-ру-ру-ру!
Руки к небу подниму.
Потянусь я, потянусь я,
И немного подрасту.
Ря-ря-ря-ря!
Наклонюсь сейчас, друзья.
А потом ещё разок
И назад, и вперёд!
Ро-ро-ро-ро!
Можем прыгать мы легко.
И направо, и налево,
И на месте высоко.
Ры-ры-ры-ры!
Вот пришёл конец игры.
Вдох и выдох, руки вниз.
И за парту ты садись.

Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки

Детям загадываются загадки. Из предложенных картинок они должны выбрать ответ-отгадку.

На шесте дворец, во дворце певец.

А зовут его?

(Скворец.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.             

(Аист)

 Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

Дидактическая игра «Какая ты птица» (занятие со световой песочницей)

В песке спрятаны картинки с птицами. Ребенок должен подуть или «раскопать» картинку, назвать птицу и составить предложение, например: «Я -скворец, перелётная птица, я не вью гнезда, живу в скворечнике».

Итог занятия. Оцениваем работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс "Перелетные птицы"

Урок для учащихся начальной школы коррекционно-развивающего обучения...

конспект урока по ремеслу "Перелетные птицы"

конспект урока, в классе для детей  со сложной структурой дефекта....

Изготовление перелетной птицы в технике аппликация из ниток

Представляю урок трудового обучения для обучающихся начальной школы с двигательными нарушениями....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"

Конспект логопедического  занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий...

Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Логопедическое занятие с детьми старшей группы по теме: " Весна. Перелетные птицы"...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"...

конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"

Конспект итогового занятия по лексической теме....