Алгоритм действий по созданию равных образовательных возможностей для обучающихся с ОВЗ
статья

Акишина Галина Александровна

На основании опыта работы и анализа нормативных документов представлены конкретные шаги для создания в ОО равных образовательных возможностей каждому обучающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obucheniya_detey_s_ovz.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм действий по созданию равных образовательных возможностей для обучающихся с ОВЗ

        На основании опыта работы и анализа нормативных документов представлены конкретные шаги для создания в ОО равных образовательных возможностей каждому обучающемуся.

Шаг 1. В ОО приходит ребенок с ОВЗ.

  • Изучение заключения ЦПМПК обучающегося с ОВЗ, ИПРиА ребенка-инвалида (администрацией, узкими специалистами).
  • Заключение договора с родителями (законными представителями) по  организации обучения ребенка с ОВЗ по рекомендованной АООП.
  • Издание приказа о реализации рекомендаций ЦПМПК, ИПРиА.
  • Организация заседания школьного ПП консилиума (медик не входит в состав консилиума и приглашается по согласованию) по проектированию АООП.

        Родители (законные представители) ознакамливаются под подпись с индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом, индивидуальной коррекционной программой, расписанием учебных и коррекционных занятий и т.д.

        Организация заседания школьного ПП консилиума регламентируется локальными актами ОО.

        В  состав школьного консилиума входят: председатель консилиума (из состава администрации), секретарь консилиума (из числа специалистов), классный руководитель (по необходимости), педагоги, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог. Медицинский работник по приглашению.

Шаг 2. Проведение консилиума

  • Анализ заключения ЦПМПК, результатов стартовой диагностики (специалистами консилиума).
  • Определение индивидуальных особенностей ребенка.
  • Проектирование индивидуальной образовательной траектории.
  • Анализ ресурсной базы ОО для конкретного обучающегося с ОВЗ.
  • Формирование запроса на восполнение ресурса (учебники, оборудование и т.д.)

ППк образовательной организации проводит анализ заключения и обращает внимание на следующее:

- какая программа и для какой категории детей с нарушенным развитием (нозологии) рекомендована, какой вариант программы и сроки обучения указаны;

-  есть ли необходимость специальной пространственной организации образовательной среды;

- какие специальные приемы, учебники и учебные пособия рекомендованы;

- в коррекционной работе каких специалистов нуждается ребенок.

Шаг 3. Проектирование образовательного процесса по ФГОС НОО ОВЗ

  • Проектирование и реализация АООП.
  • Разработка учебного плана: предметная и коррекционно-развивающая области (не менее 5 часов).
  • Организация особой пространственно-временной среды (индивидуальный учебный план), тьюторское сопровождение.
  • Подбор специальных технических средств, пособий, специальных приемов обучения.

        Примерные адаптированные основные образовательные программы, которые находятся на официальном сайте http://fgosreestr.ru позволяют нам грамотно спроектировать АООП для конкретной нозологии ребенка с ОВЗ.

Обращаю ваше внимание, что по специальным ФГОС внеурочная деятельность состоит из коррекционно-развивающей работы (не менее 5 часов) и другие направления внеурочной деятельности (5 часов). Какие коррекционные курсы выбрать для развития обучающихся с ОВЗ решает школьный консилиум и согласовывает с родителями (законными представителями обучающегося).

Шаг 4. Определение модели организации обучения.

В каждой ОО может быть разработана собственная модель организации обучающихся с ОВЗ. Из многолетнего опыта своей работы замечу, что детям с ЗПР, детям-инвалидам без нарушения интеллекта комфортно и полезно обучение в среде нормально развивающихся сверстников. При необходимости возможна разработка индивидуального учебного плана. Детям с интеллектуальными нарушениями комфортно обучение в среде сверстников, имеющих однородное нарушение (коррекционный класс).

Шаг 5. Организация системы комплексного сопровождения

При организации образовательной деятельности по АООП создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья

И если учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог ведут коррекционно-развивающие занятия, то социальный педагог координирует взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», п.39. (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180).

 Шаг 6. Ребенок с ОВЗ, выявленный в ОО.

        В случае, если школьник имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий или испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующий уровень образования (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ») возможно предложить родителям (законным представителям) пройти ПМПК.

        В случае несогласия родителей (законных представителей) с рекомендациями  о прохождении обследования на ПМПК,  отказ фиксируется в письменной форме, а дальнейшее обучение ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в ОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

     Вариативность предоставления образовательных программ разного уровня позволяет создать в ОО дифференциацию  современной образовательной среды с учетом образовательных потребностей,  интересов и возможностей обучающихся, обеспечивающих углубленное,  профильное изучение отдельных предметов и в том числе создание специальных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Учитель-дефектолог Акишина Галина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Создание адаптивной образовательной среды для максимальной реализации универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.

В основу моей концепции заложена идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Рыночная экономика предьявляет дополнительные требования к общетрудовым и  профессиональным качества...

Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Авторы проекта:Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.ГМетодист Киселевич Т.П.Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А....

Алгоритм действий педагога по созданию модели ПСВ

Алгоритм действий педагога по созданию модели ПСВ...

Алгоритм действий специалистам образовательных организаций в случае выявления факта участия обучающегося в группе смерти/деструктивной группе

Как поступить если вы заметили, что ребенку в вашей образовательной организации нужна помощь? Вот вам алгоритм действия специалистов ОО в случае ыявления участия несовершеннолетнего в деструктивных гр...

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...