Создание адаптивной образовательной среды для максимальной реализации универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.
статья по технологии на тему

Кондратюк Наталья Григорьевна

В основу моей концепции заложена идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Рыночная экономика предьявляет дополнительные требования к общетрудовым и  профессиональным качествам работника.Поэтому в современных социоэкономических условиях преподавание образовательной области "Технология" приобретает первостепенное значение в вопросе социализации выпускников.Она должнаобеспечить учащихся возможностью овладеть инвариантными способами и средствамипреобразования окружающей действительности, применитьв практической деятельности научные знания, полученные при изучении других предметов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

_____________________________________________________________________________

Создание адаптивной образовательной среды для максимальной реализации универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.

Автор: учитель технологии

Кондратюк Н.Г.

с. Мыс Каменный

Человечество вступило в эпоху, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его технократической идеологией – любой ценой получить максимальный результат. Новый – технологический – этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических факторов. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности.

В основу моей концепции заложена идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Рыночная экономика предъявляет дополнительные требования к общетрудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому в современных социоэкономических условиях преподавание образовательной области «Технология» приобретает первостепенное значение в вопросе социализации выпускников. Она должна обеспечить учащихся возможностью овладеть инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применить в практической деятельности научные знания, полученные при изучении других предметов.

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: 

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках технологии я  использую пословицы и поговорки.  Бывает так, что к месту и вовремя приведенные они вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Они позволяют воспитывать у школьников уважение к труду, нетерпимость к лени, бережливое отношение к своему и чужому времени. Моим ученикам приводимые пословицы нравятся и сами их часто употребляют.

      Образовательная область «Технология» призвана способствовать целостному развитию учащихся, практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий. У школьников необходимо формировать представления о технической и технологической культуре, экономическую грамотность, эстетический вкус, экологические убеждения, трудолюбие и ответственность,  

содействовать их профессиональному самоопределению. Необходимо помнить в первую очередь о том, что любой школьник – это, прежде всего личность. А личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому, рассматривая трудовое воспитание школьника, стараюсь создать условия для самореализации личности, развитии её  индивидуальных качеств.

        Для эффективного усвоения программы «Технология» в своей работе я активно использую такие дидактические принципы:

  • принцип наглядности, причем с психологической точки зрения использую такие виды наглядности как предметная, изобразительная и словесная. Сочетая все эти виды наглядности, добиваюсь устойчивого интереса учащихся к разрабатываемому предмету;
  • принцип систематичности и последовательности. Перехожу к изучению нового материала после  устойчивого усвоения предшествующей темы, причем,  при изучении нового раздела, материал распределяю  на  несколько уроков. Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний. В своей работе на каждом уроке стараюсь выделить содержательный центр и на его фоне представляю систему практических действий. Следует отметить, что этот принцип требует от меня систематичной подготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого урока, осуществления разных форм контроля знаний и умений учащихся.

Так же важным условием учебного процесса является принцип доступности и посильности. В своей работе стараюсь подбирать такие виды работ, которые посильны школьникам на данном этапе их развития, учитывая их индивидуальные особенности и начальный уровень знаний, постепенно переходя от простого к   сложному, от уже известного к новому. Чтобы добиться хороших результатов в обучении

«Технологии» учитываю индивидуальные интересы школьников. В результате занятия проходят интересно для учащихся, так как тема проекта выбирается ими самостоятельно, вследствие чего формируются ценностные мотивы к учебе.

 На уроках труда мною создаются такие ситуативные проблемы, которые требуют от учеников умения анализировать, содействующие приобщению их к коллективным формам работы. Эти усилия направлены мною на соблюдение принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения.      

В своей работе использую и принцип научности обучения. Стараюсь просто и доступно, руководствуясь ГОСТами и стандартами, объяснить школьникам сложную технологическую ситуацию, находя доходчивые объяснения.

Основные педагогические теории, на которые я опираюсь:

1.Идея личностно-деятельного подхода:

  • развитие личностно-смысловой сферы учащихся;
  • опора на субъектный опыт ребенка;
  • учет индивидуальности и неповторимости каждого ребенка;
  • ценность совместного опыта и взаимодействия;
  • учет психофизиологических особенностей учащихся;
  • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность разных уровней в соответствии с возможностями и потребностями;
  • изменение роли педагога с позиции «контролера» на позицию организатора и вдохновителя деятельности.

       2. Идея повышения культуры современного урока:

  • культура воспитания – это организация жизни ребенка в соответствии с высочайшими достижениями, которые выработаны человечеством на данный момент;
  • урок – это возможность для учителя помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек;
  • урок – это работа души; и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

       3. Идея диалога и сотрудничества:

  • субъект – субъектная позиция в обучении, активизация личностного смысла;
  • уважение индивидуальной позиции и собственного мнения ребенка.      

4. Идея рефлексивного подхода:

  • развитие у учеников способности к самоуправлению и самореализации в учебной деятельности.

        Немаловажное значение в моей работе имеет правильное использование различных методов обучения. Так на уроках мною используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Причем использование этих методов сочетаю в гармоническом единстве. Используя такие словесные методы как рассказ, объяснение, лекция, беседа, письменное инструктирование, стараюсь выдерживать четкость речи и дикции, словесные описания даю в таком темпе, что они понимаются и запоминаются. При этом стараюсь, чтобы слова имели определенный точный смысл, а использование русских названий имели приоритет над иностранными  терминами.

В сочетании со словесными методами обучения активно использую методы демонстрации наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций.

Причем, использую демонстрацию как натуральных образцов (оборудования, инструмента, материалов), так и изобразительные пособия (плакаты, таблицы, схемы, видеокассеты).  При показе трудовых приемов большое значение придаю демонстрации правильной рабочей позы, демонстрации приемов пользования инструментами, характеру рабочих движений, точности,  ловкости.

        В школе, где я работаю, традиционными в процессе преподавания остаются разделы; «Кулинария», «Элементы машиноведения», «Элементы материаловедения», «Работа с тканью», «Рукоделие». Новыми стали разделы или элементы разделов: «Экономика ведения домашнего хозяйства», «Культура дома», «Проектирование». Так, например,  при изучении раздела «Культура дома» воспитываю уважение к личности, заботу о родных и близких людях, упрочение семейных и национальных традиций.

При изучении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с традиционными, испокон веков существующими у русского народа промыслами, ткачеством, вязанием, вышивкой, изготовлением украшений. При этом не забываю и о культурных традициях других народностей. На занятиях по вышивке учимся составлять орнамент, подбирать холодные, теплые, хроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка, определять размер и место узора на изделии. Учащиеся  школы  охотно участвуют  в проектировании  изделий  к   конкурсам  районного и окружного этапов. Это позволяет им произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. 

        Всю работу планирую таким образом, чтобы за год обучения учащиеся выполнили не менее одного проекта. Под проектом понимается завершенная творческая работа, соответствующая возрастным особенностям ребенка. Важно, чтобы школьник научился определять, нужна ли та продукция, которую он собирается изготовить обществу. Найдет ли она применение в доме, школе. Желательно выявление и такого фактора, как возможность реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства-прибыльности будущего изделия.

Необходимо отдавать себе отчет: при работе над проектами учащиеся должны выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца.

Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации. Поэтому функция учителя получает  иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта. При этом я стараюсь расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы школьников, особенности нашего региона. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проект – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учеником. Поэтому в своей работе я не стремлюсь к сложным темам проектов, ориентируюсь при этом на уровень теоретической и практической подготовки учащихся, их индивидуальные способности и познавательные интересы. В своей деятельности я не стремлюсь представить проект перед школьницами как некую контрольную работу. Еще раз подчеркиваю, что проект является творческой работой, во время выполнения которой дети продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работая над проектами, школьники активно задействуют компьютерную технику, мультимедиа проекторы, возможности интернета.

 Это позволяет им расширить свои познания в сфере информационных технологий.

Для создания положительного эмоционального фона на уроках использую в разумных пределах музыкальное сопровождение.

       Творческий проект проходит такие этапы разработки:

1) организационно – подготовительный этап;

2) технологический этап;

3) заключительный этап.

При этом я стремлюсь предоставить школьникам максимальную самостоятельность при работе над проектом, но вместе тем направляю и контролирую их работу.

На первом этапе я предлагаю учащимся на выбор несколько направлений их творческой работы, но часто случается, что дети сами предлагают тематику работ и обосновывают свой выбор. После согласования конкретного задания с учителем мои ученики составляют план действий, планируют технологический процесс, подбирают материал с учетом выбранной модели, а также качества и долговечности.

На втором этапе происходит процесс непосредственного изготовления изделия. Для этого учащиеся разрабатывают технологическую последовательность и осуществляют подбор инструментов, отделочных материалов. Во время выполнения практических работ контролирую  соблюдение технологической, трудовой дисциплины.

 Заключительный этап предполагает разработку экономических расчетов, связанных с оценкой стоимости необходимых материалов с разработкой рекламы. Эти расчеты помогают ученикам узнать цену труду и трудовым затратам, воспитывают  не бездумного потребителя, а рачительного хозяина. Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в форме выставки превращается в настоящий праздник творчества, что несет большую воспитательную нагрузку. Вместе с тем жизнь показала, что не все школьницы могут выполнить творческий проект. Особенно это наблюдается на начальных стадиях изучения технологии. В том случае я предлагаю выполнить творческое задание по образцу. Такой подход не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.

Из выше сказанного видно, что педагогическое  руководство проектной деятельностью сводится к следующему:

  • организации и подготовке учебно-материальной базы;
  • разработке дидактического материала, подбору творческих заданий для предложения их школьникам;
  • наблюдению за ходом работы;
  • контролю и оценке учебной – трудовой деятельности.

         Одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию  о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения. В своей практике использую следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.

При этом использую различные способы контроля: устный опрос, контрольные работы и задания, тестирование.

  Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.  Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на котором опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия. Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему.

В связи с этим, в своей практике, применяю следующие виды повторения ранее пройденного материала:

  1. Повторение в начале учебного года

  При повторении в начале года на первый план выдвигаю повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретенные на уроке, должны опираться на прочный фундамент уже усвоенных. При этом сочетаю следующие задачи:

- провожу общее закрепление в порядке обзора основных вопросов из материала прошлых лет;

- более глубокое повторение вопросов, непосредственно связанных с очередным материалом по программе учебного года

        2. Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).

Причем, в связи с ограниченностью времени контроль предпочитаю проводить в виде тестов. Мною используются тестовые задания, которые не только позволяют оценить уровень усвоения, но и носят, обучающий и развивающий характер.

Оценка знаний учащихся производится в зависимости от суммы балов, которые набрал ученик по пятибалльной шкале. Тестовые задания использую как перед началом работы над творческим проектом, в процессе его выполнения и по завершению проекта.  

После каждой темы я провожу контроль в виде кроссвордов и головоломок. Их тематика разнообразна: «Овощи», «Оборудование кухни», «Обработка ткани», «Шерстяные ткани».    

А так же итоговая диагностика (контроль) знаний умений учеников проводится мною по окончании изучения каждого подраздела: «Материаловедение», «Машиноведение», «Технология изготовления швейного изделия». Для быстрой и объективной итоговой проверки усвоения учебного материала предлагаю такие тестовые задания, в которые включены

так же практические работы, призванные выявить сформированные в учащихся умения и навыки.

          В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных компетентностей». Общеобразовательная  школа должна формировать целостную систему УУД, а так же опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Исходя из поставленных задач, стараюсь осуществлять систему образования таким образом, чтобы процесс образовательной деятельности из системы,  осуществляющей процесс «прохождения программ» и усвоения совокупности предметных знаний, превратился в систему, работающую на результат, на формирование определенных качеств личности обучающихся. Иными словами «система образования, имеющая одно основание -  «знаньевое», приобретает вторую составляющую – «компетентностную». Таким образом,  происходит формирование новой профессиональной компетенции учителя из «предметной зашоренности» в метапредметное  осмысление своей педагогической практики.  Формирование у обучающихся базовых компетенций, в том числе и УУД, приводит образовательный процесс по технологии, к необходимости формирования у учащихся потребности в проектной деятельности.     Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. В данной ситуации от  меня требуется активность при:

  • «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проектов;
  • работе детей с новым информационным материалом;
  • при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся;
  • систематизации и выводам по приобретенным знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.

  Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, я работаю, что называется «по ситуации». Это значит, что работая с детьми я не получаю готовых учебных проектов, а вынуждена проектировать учебную ситуацию каждый раз по новому с новыми детьми. Опыт и разработки в методических пособиях могут только подсказать, на каком содержании, и по какой проблеме можно осуществлять проектирование. Остальное зависит от взаимоотношений учителя и ученика. Хорошо понимаю, что  продуктивными взаимоотношения между мной и учениками могут быть, только если они имеют характер сотрудничества, партнерства, при уважительном отношении к проявлению самостоятельности ученика. В противном случае  у школьника возникает ощущение, что все действия  он выполняет за кого-то, что они чужие. Они не мотивированы его желанием, а значит, и присвоение результата в виде освоенного действия нет, как нет и формирования

проектной деятельности.

Исходя из концепции «Создание адаптивной образовательной среды для

максимальной реализации потенциала обучающихся на уроках технологии» понимаю, что образовательная область по технологии, на основании проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» заложенные природой творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

В своей деятельности исхожу из того, что  творческая проектная деятельность школьников  способствует развитию личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных качеств обучающихся.  Способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по - иному взглянуть на среду обитания, способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику.

Таким образом,  делая ставку на проектную  деятельность, я развиваю социальный аспект личности учащегося за счет включения его в УУД  в реальных социальных и производственных отношениях, помогаю адаптироваться в условиях конкуренции, прививаю школьникам жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи 

Создавая условия для проектной деятельности,  я учу школьников воплощать в жизнь их идеи – идеи способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.До...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ....

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....