Программы учителя-дефектолога
рабочая программа

Румянцева Инна Николаевна

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

                       Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета № 1

от «___»_________2022

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ №___

от «___»___________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дефектологическим занятиям

  Объем:  

 3 класс (Халиса М.) – 66 занятий

 4 класс (Злата З., Имам М., Егор М.) – 198 занятий    

 5 класс (Азад Г., Михаил П.) – 132 занятия

 7 класс (Алексей К.) – 66 занятий        

 8 класс (Максим М.) – 66 занятий

 9 класс (Аят Г., Радмила Ф., Марина Т.) – 198   занятий    

                                                                           Учитель-дефектолог: Румянцева И.Н.

г. Нефтеюганск-2022

Содержание

Название раздела

Стр.

1.

Нормативное обеспечение программы

2 - 3

2.

Планируемые результаты освоения программы

3 - 4

3.

Содержание программы

4 - 5

4.

Тематическое планирование

6 - 7

5.

Приложение к программе

8

1.Нормативное обеспечение программы

        Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной начальной общеобразовательной программы  КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня  в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
  • нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • Положением о формах обучения. 

2. Планируемые результаты освоения программы

Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся. 

Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала   и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  • ориентированность на достижение результата.

Критерии оценки результатов коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категории обучающихся

Ожидаемый результат

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью

- овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

- будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя;

- овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции

Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося.

        Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).

3. Содержание программы

Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов  в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих на познавательную деятельности обучающихся:

Развитие аналитико-синтетической сферы

           Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

4. Тематическое планирование

Название

раздела

 

Количество часов

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

 

1.Развитие аналитико – синтетической сферы

15

-формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

-развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач;

-умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков;

- решение

логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений.

-формирование учебно - познавательных мотивов - мотивов овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности);

- формирование обще учебных интеллектуальных умений (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль; осуществлять самооценку деятельности;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)

-развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность;

-формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы

 

 2.Развитие внимания

12

развитие всех видов внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.)

умение работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) при выполнении заданий

3.Развитие пространственного восприятия и воображения

10

-развитие восприятия “зашумленных” объектов;

 - развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления

-получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти;

- способность искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

4.Развитие памяти

16

развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз

умение выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации

5.Развитие личностно – мотивационной сферы

13

развитие личностной сферы

развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Развитие навыков совместной и самостоятельной деятельности.

5. Приложение к программе

5.1. Методы оценки эффективности коррекционной работы

                                                                                                                                            Приложение 1

Оценка эффективности коррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах коррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  •  полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
  •  применение данного опыта в новых коррекционных ситуациях;
  •  применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  •  частичное усвоение нового опыта;
  •  частичное применение данного опыта в новых учебных и коррекционных ситуациях;
  •  затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач.

  •  нечувствительность учащегося к новому опыту;
  •  невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
  •  невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

5.2.      Календарный график          

Приложение 2                                                                                          

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по занятиям

 

Фактически проведенных часов 

Индивидуальные занятия

ФИ обучающегося

Часы

I

четверть

11.09.19-02.11.19

8

40

….. Магамат

….. Иван

…. Ислам

….. Назар

…… Мария

16

16

16

16

    16

II четверть

13.11.19-29.12.19

7

35

…… Магамат

…… Иван

….. Ислам

……. Назар

…….Мария

14

14

14

14

14

III четверть

09.01.20-22.03.20

10

50

……Магамат

…… Иван

….. Ислам

…… Назар

….. Мария

20

20

20

20

20

VI четверть

02.04.20-30.05.20

8

40

….. Магамат

….. Иван

…. Ислам

….. Назар

….. Мария

16

16

16

16

16

ИТОГО:

33

165

380



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета № 1

от «___»_________2022

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ №___

от «___»___________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дефектологическим занятиям

        Объем:  

       1 класс (Агиль Г.) – 64 занятия

       2 класс (Ярослав Б., Андрей Б.) – 132 занятия

       3 класс (Кирилл К., Лучезар М., Анна П.) – 198 занятий

                                                                 Учитель-дефектолог: Румянцева И.Н.

г. Нефтеюганск-2022

Содержание

Название раздела

Стр.

1.

Нормативное обеспечение программы

2 - 3

2.

Планируемые результаты освоения программы

3 - 4

3.

Содержание программы

4 - 6

4.

Тематическое планирование

7 - 9

5.

Приложение к программе

10

1.Нормативное обеспечение программы

        Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной начальной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
  • нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • Положением о формах обучения. 

2. Планируемые результаты освоения программы

Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся. 

Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала   и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  • ориентированность на достижение результата;

Критерии оценки результатов коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категории обучающихся

Ожидаемый результат

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью

- будут поддерживать ситуативный контакт с окружающими, в процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера;

- будут понимать обращенную к ним речь;

- с помощью взрослого смогут переносить усвоенные способы действий, способны выполнять практические действия

- овладеют на доступном уровне элементами учебной деятельности

Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. 

        Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

Предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).

3.Содержание программы

Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих на познавательную деятельности обучающихся:

Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков

             Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога (иногда по показу). Игры на координацию движений (игры с мячом, обручем, «Тир»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Графический диктант по показу.

Тактильно-двигательное восприятие

              Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

              Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало» (копирование поз и движений ведущего), «Фигура замри», имитация движений и поз животных, явлений природы.

Восприятие пространства и времени

            Ориентировка в помещении, понятия «ближе – дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством простых предлогов («в», «на», «под» и др.). Пространственная ориентировка на поверхности парты.

             Времена года. Порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; части составляющие часы (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

            Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

              Формирование набора эталонов геометрических фигур. Сравнение 2-3 предметов по величине (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по форме и цвету). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различие основных цветов. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали): дом, машина и т.д. Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

              Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных предметных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

            Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

             Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий).  

4. Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

15

анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

различать и называть эталоны формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

умение различать предметы по форме, величине, цвету

повышение мотивации к обучению;

- формирование   учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса   знаний умений, навыков;

- формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование системы значимых социальных и межличностных отношений

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 

12

развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья;

развивать координацию движений пальцев рук

формировать графические умения

укрепление мышц кистей рук:

выполнять действия «сжимание - разжимание» кулачков (или: «сгибание - разгибание» пальцев; «напряжение - расслабление» пальцев; потягивание, растягивание пальцев; вращение пальцами; покачивание пальцами, выгибание прямых пальцев и др.);

формирование графических навыков:

  • обводка по трафарету, шаблону, контуру;
  • проведение прямых линий;
  • проведение линий разной конфигурации;
  • штрихование и др.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

формировать ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы

выполнение упражнений по заданию и показу педагога, обозначение словами положения различных частей своего тела.

-выразительность движений (имитация походки и повадок животных, игра на различных музыкальных инструментах).

Тактильно-двигательное восприятие

5

определять на ощупь формы предметов

-определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые);

-работа с пластилином и соленым тестом (твёрдое и мягкое состояние);

-игры со средней мозаикой.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

9

различать речевые и неречевые звуки

дифференциация природных, бытовых и музыкальных звуки

Восприятие пространства и времени

9

ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели

-умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в направлениях пространства относительно собственного тела;

- ориентировка в помещении, понятия «ближе – дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. 

-сформированно

сть временных представлений:

-времени суток;

-дней недели

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

8

формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти

зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов

Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

4

формирование:

 -  температурных ощущений;

- вкусовых качеств;

восприятие чувства тяжести

- температурные ощущения от горячих до холодных предметов;

- измерение температуры градусником;

- обозначение словом вкусовых ощущений (сладкое – горькое, сырое – вареное);

- сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий)

5. Приложение к программе

5.1. Методы оценки эффективности коррекционной работы

                                                                                                                                            Приложение 1

Оценка эффективности коррекционно – развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах коррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  •  полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
  •  применение данного опыта в новых коррекционных ситуациях;
  •  применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  •  частичное усвоение нового опыта;
  •  частичное применение данного опыта в новых учебных и коррекционных ситуациях;
  •  затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач.

  •  нечувствительность учащегося к новому опыту;
  •  невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
  •  невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

5.2.      Календарный график          

Приложение 2                                                                                          

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по занятиям

 

Фактически проведенных часов 

Индивидуальные занятия

Часы

I

четверть

11.09.20-02.11.20

8

40

……

……

……

……

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

II четверть

13.11.20-29.12.20

7

35

……

……

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14

III четверть

09.01.21-22.03.21

10

50

……

…..

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

VI четверть

02.04.21-30.05.21

8

40

……

…..

….

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

ИТОГО:

33

165

726


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"

Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...