Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа по теме

Толстошева Дарья Анатольевна

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Программа воспитания и обучения дошкольников

с интеллектуальной недостаточностью»

Срок реализации: 1 год (36 часов)

Возраст обучающихся: 4-7 лет

                                                                                           

                       

                                                                                  Авторы программы:

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П.,

Зарин А., Соколова Н.Д.

Составитель:

Толстошева Д.А.,

учитель-дефектолог ТО «Зеленоградское»

                                                              Москва

2016 год                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» создана на основе типовой программы, «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., СПб.: КАРО, 2009).

Программа адресована специалистам, обучающим детей отстающим в развитии. Материалы программы могут быть также использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.

Актуальность и перспективность программы

Новая программа должна учитывать современные прогрессивные тенденции развития дошкольного образования в России — его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, изменения содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения и пр. При создании новой комплексной коррекционной программы авторы стремились сохранить то положительное, что было предложено в программе 1991 года, а также широко использовали опыт собственной научной и педагогической деятельности, передовой педагогический опыт, накопленный в дошкольных учреждениях за последние десятилетия.

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Нормативно-правовые основания программы

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);
  2. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

  1. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013г. № 792-р);
  7. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  9. Должностные инструкции учителя-дефектолога.

Научные, методологические, теоретические основания программы

В программе дано психолого-педагогическое обоснование системы коррекционного воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте с учетом современных достижений науки и практики; определены пути, предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Программа разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (с 3—4 до 7—8 лет). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом легкая умственная отсталость (F-70) и умеренная умственная отсталость (F-71). Именно эти дети составляют подавляющее большинство воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Кроме того, содержание программы может быть использовано в процессе воспитания детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза раннего, младшего и среднего дошкольного возраста, которые в этот период по основным параметрам психического развития близки к показателям, характерным для легкой умственной отсталости.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является коррекция познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Проведение работы по данной программе включает в себя реализацию следующих задач:

Диагностические задачи направленны на:

-  выявление особенностей познавательной деятельности ребёнка;

- выявление особенностей личностной сферы дошкольников.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;

- развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;

- моторно-двигательное развитие;

- сенсорное развитие;

- социально-нравственное развитие;

Обучающие задачи:

- формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»);

- формирование величинных, пространственных представлений и ориентировок;

- формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;

 -  формирование ориентировочно-исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения);

 - ознакомление детей с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов;

 - обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;

  - формирование навыков конструирования по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, условиям (наглядно-образное мышление), при ориентировке по простейшей схеме-плану с использованием символических средств;

  - формирование элементарных математических представлений (при решении простых арифметических задач, ориентировке в пространстве и времени);

 - формирование представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей в природе (на основе экологических принципов воспитания);

- развитию речи и коммуникативного поведения;

Воспитательные задачи направленны на:

- формирование эффективных форм взаимодействия со сверстниками;

- формирование эффективных форм взаимодействия с родителями;

- усвоение норм социального поведения;

- формирование личностных качеств учащегося (внимательность, сдержанность и т.д.).

Информационные задачи:

- ознакомление родителей и педагогов (взаимодействующих с ребенком) со спецификой данной категорией детей.

Просветительские задачи:  

- формирование психологической культуры родителей в рамках реализации обучающей деятельности и общения.

Особенности детей, на которых направлено коррекционно-развивающее воздействие программы.

Коррекционное воздействие программы на детей, имеющих интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я - Позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности). взаимодействие взрослого (педагога-дефектолога)

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Нередко даже отношение к матери лишено адекватной положительной эмоциональной окраски. Задерживается процесс формирования системы МЫ, которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Вследствие этого выделение собственного Я из системы МЫ не только запаздывает во времени, но и слабо выражено. Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия, кооперативными умениями, партнерскими отношениями происходит медленно, с большим трудом.

Умственное воспитание и развитие — одно из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с детьми, нарушение познавательной деятельности которых является «ядерным», основным в сложной структуре нарушения. Умственное воспитание заключается в формировании у ребенка способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, обобщения, классификации), познавательных способностей, ориентировочных действий, речи и пр.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Сроки и этапы реализации программы, режим занятий

Продолжительность программы «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» 1 год (36 часов).

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность 1 занятия – 1 час.

Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения. Однако практика показывает, что дети с интеллектуальной недостаточностью часто поступают в ДОУ в возрасте 5—6 лет. В этих случаях включение для занятий в общую группу бывает для ребенка не безболезненно, что объясняется как его отставанием по уровню достижений, так и неудовлетворенностью естественной для него потребности гордиться своими достижениями. Поэтому первое время основной акцент делается на коррекционную работу с детьми по специально сконструированной для каждого индивидуальной коррекционно-развивающей программе, в процессе усвоения которой в известной мере восполняется имеющийся «пробел».

Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.

Переход с одного этапа к другому осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого - педагогического обследования всех детей, после обсуждения результатов специалистами учреждения при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми. Это не означает, что если ребенок не смог усвоить содержание программы данного этапа, то он становится своеобразным «второгодником». Концентрическое построение программы позволяет повторять материал, продолжать обучение ребенка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

Количество обучающихся в группе и количество групп.

Занятия в группах рекомендуется проводить дифференцированно, в соответствии с возрастом (4-7 лет).

В одной группе может заниматься от 2 до 4 человек.

Дополнительные рекомендации и разъяснения по комплектованию групп даны в Государственном стандарте общего образования лиц с ОВЗ (1999 г.), Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2008 г. и инструктивном Письме Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

Набор в группы осуществляется по результатам комплексного психолого-педагогического обследования.

По своему типу группы должны быть постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности от занятий.

Первичная и итоговая диагностика дошкольников осуществляется индивидуально в рамках диагностических занятий по данной программе (в начале и в конце курса).

Основные принципы программы:

  • Принцип единства диагностической и развивающей работы;
  • Принцип сенситивных периодов развития, формирования основных новообразований возраста в совместной деятельности
  • Принцип взаимодействия, совместно - разделенной деятельности, с учетом перевода внешних форм контроля со стороны учителя - дефектолога, во внутренние, которые станут основой познавательных процессов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным результатом успешного прохождения программы «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» является положительной динамика.

Положительной динамикой по окончании занятий считается наличие у детей значительных изменений в познавательной сфере, отмеченных в ходе заключительной диагностики.

Формы и методы подведения итогов работы по программе.

Подведение итогов по программе осуществляется в форме анализа произошедших в процессе занятий изменений.

Положительные изменения выявляются путём:

- проведения комплексного психолого-педагогического обследования;

- сравнительного анализа заключений (первичной и заключительной диагностики).

- коррекционно-развивающих условий, которые создаются в процессе воспитания и обучения;

- качество взаимодействия взрослых с детьми;

- предметно-развивающей среды;

- программно-методического обеспечения;

- социально-личностную реабилитацию детей с выраженными нарушениями интеллекта (овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения).

Эффективность программы оценивается по степени приближения к её основной цели.

 Ни одно нарушение развития не дает такого разнообразия искажения психики, как раннее органическое поражение центральной нервной системы. В связи с этим, определение уровня достижений в усредненном виде для всей популяции этих детей на каждом этапе.

Планирование коррекционно-развивающей деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная

область

 Вид

деятельности

Развитие ВПФ

Кол-во

ООД в неделю

Интеграция образовательных областей

 

Познавательное развитие

 

Развитие элементарных

математических представлений

Развитие внимания Развитие пространственного восприятия Развитие слуховой и зрительной памяти Развитие графических навыков

Развитие наглядно образного и логического мышления

 

1  

 

 

 

Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие.

 

Познавательное развитие/

Речевое развитие

 

 

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

 

1  

 

 

 

 

Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

(программа составлена в астрономических часах)

Наименование блоков

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

теоретических

практических

1.

Вводная часть

Раздел 1. Входной диагностический блок.

1 ч

20 мин

40 мин

Диагностические методики.

2.

Основная часть

Раздел 3. Основные коррекционно-развивающие занятия.

34 ч

30мин

30 мин

Таблицы с анализом результатов по проведенным занятиям.

Рефлексия, проектная деятельность

3.

Подведение итогов по программе

Раздел 4. Выходной диагностический блок.

1 ч

20 мин

40 мин

Диагностические методики.

Итого:

36 ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 (программа составлена в астрономических часах)

№ раздела / темы

Наименование разделов

и тем программы

Всего

часов

В том    числе:

Формы

контроля

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I.

Раздел 1. Входной диагностический блок (индивидуально) (1 ч.)

1.1.

Тема. Входная диагностика.

1

20мин

40 мин

Диагностические методики. Анкеты родителей.

II.

Раздел2.Основные коррекционно-развивающие занятия. (34ч.)

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий.

2.1.

 Тема 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта.

6

 3 часа

3 часа

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий

2.2.

 Тема 2.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

мелкой моторики

3

1час30мин

1час 30мин

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий

2.3.

Тема 3.Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира (сенсорное развитие)

18

9час

9час

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий

2.4.

Тема 4. Развитие наглядно-действенного мышления

7

3час30мин

3час30мин

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий

III

Раздел 3. Итоговая диагностика познавательного развития (1 час)

3.1.

Тема 5.Итоговая диагностика познавательного развития

1

30 мин

30 мин

Диагностические методики. Анкеты родителей.

Итого

36

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Первичная диагностика познавательного развития. Ознакомление с правилами поведения (ПП). Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

Тема 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта

2

Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

1

3

Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе

1

4

Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений

1

5

Формирование элементов произвольного внимания и запоминания как условия усвоения опыта. Активизация зрительного и слухового внимания

1

6

Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта

1

7

Формирование и усвоение действий по показу и образцу

1

Тема 2. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

мелкой моторики

8

Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий

1

9

Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания

1

10

Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений

1

Тема 3. Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира (сенсорное развитие)

11

Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания

1

12

Формирование зрительного восприятия формы

1

13

Закрепление представлений о форме в слове-названии

1

14

Восприятие величины на основе применения проб и примеривания

1

15

Формирование зрительного восприятия величины

1

16

Закрепление представлений о величине в слове-названии. Промежуточная диагностика

1

17

Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания)

1

18

Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения

1

19

Формирование представлений о цвете в слове-названии

1

20

Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей

1

21

Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и их частей

1

22

Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги

1

23

Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов

1

24

Развитие конструктивных способностей на основе совмещения признаков «цвет», «форма», «величина»

1

25

Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь.

1

26

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной соотнесенности

1

27

Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

1

28

Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков

1

29

Развитие слухозрительного восприятия, речевого слуха и слухового внимания

1

Тема 4. Развитие наглядно-действенного мышления

30

Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение

1

31

Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей)

1

32

Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач

1

33

Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности

1

34

Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей.

1

35

Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению. Выделение существенного признака.

1

36

Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов. Итоговая диагностика познавательного развития

1

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ).

(программа составлена в астрономических часах)

РАЗДЕЛ 1. Входной диагностический блок (1час).

Тема 1.1. Входная диагностика

Цель: выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, и условий их преодоления (1 час).

Занятие №1 (1час). Первичная диагностика сформированности познавательной деятельности обучающихся проводится по авторской методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004), а так же с использованием методик авторов С.Д.Забрамной, О.В. Боровика (Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005).

Раздел 2.Основные коррекционно-развивающие занятия. (34ч.)

Тема 2.1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта. (6 часов) 

Цель: формирование эмоционального и коммуникативного поведения в общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции. Стремления к самостоятельности, потребности в похвале, поддержке со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.

Занятие №2(1 час.) Занятие направленно на создание эмоционального контакта и положительного отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. Эмоциональное общение взрослого и ребенка строится на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой, ласковым обращением и тактильным контактом. Формы создания эмоционального контакта выбираются в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка. В соответствии с этим выбираются доступные дидактические и подвижные игры, хороводы, кукольный театр и др.

Занятие №3 (1 час.) Занятие направленно на формирование представлений ребенка о самом себе, воспитание элементарных навыков для положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.

 Занятие №4 (1 час.) Занятие направленно на формирование у детей способов усвоения и присвоения общественного опыта, адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы. На занятии закрепляются умения дифференцировать эмоциональные состояния, устанавливать связь с причиной, их вызвавшей.

   Занятие №5 (1 час.) Занятия направленно на создание условий, обеспечивающих эмоциональный контакт ребенка со взрослым и формирование умения подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу через развитие запоминания и элементов произвольного внимания. На данном занятии для формирования устойчивого внимания детям предлагаются такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны для ориентировки в окружающем мире. Педагог учит детей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы, следить за передвижением предмета в пространстве.

   Занятие №6 (1час.) Занятие направлено на обучение подражанию –повторению движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка (обучение действиям по показу). Педагог показывает, а ребенок повторяет. Показ проводится медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначается словом. Педагог выделяет каждый последовательный этап, ребёнок прослеживает очередность операций в действии. При затруднении ребенка педагог берет его руки в свои и совместно производит нужное действие, а затем предлагает повторить действие самостоятельно по подражанию. Педагог знакомит детей с функциональным назначением игрушек, со свойствами бумаги, пластилина и способами действия с ними (обрывание бумаги, сминание пластилина).

Занятие №7 (1 час.) Занятие направлено на формирование действий по образцу (движений и действий с предметами). Педагог учит детей выполнять игровые действия по показу взрослого со сменой положения рук, пальцев; учит анализировать и воспроизводить элементарный образец из двух частей. В качестве строительного материала для конструирования используются счетные палочки, наборы кубиков, пластилин, заготовки из картона.

Тема 2.2. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

мелкой моторики. (3 часа)

Цель: Развитие мелкой моторики и формирование зрительно-двигательной координации

Занятие №8(1 час.) Занятие направлено на формирование восприятия и зрительно-двигательной координации, ручной умелости, согласованности действий обеих рук. Педагог обучает детей разным типам хватания: кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания); учит дифференцировать движения пальцев (расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца), действовать согласованно обеими руками. На занятии используются предметы разного размера и мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика).

Для овладения целенаправленными хватательными движениями используются следующие методические приёмы игры, направленные на совершенствование ловкости рук, глазомера, согласованности действий рук

Занятие №9 (1 час.) Занятие направлено на развитие моторики кистей и пальцев рук. Педагог учит детей выполнять действия руками по подражанию «кулак – ладонь», меняя движения, развивает внимание. В игре дети учатся целенаправленно выделять отдельно каждый палец, уточняя названия каждого. Педагог знакомит детей с пальчиковой гимнастикой, демонстрируя различные положения и определенные действия пальцев рук. Дети подражают действиям педагога. На занятии уделяется внимание содружественному движению рук и пальцев, произвольному регулированию скорости движений, совершенствованию хватания щепотью и указательным типом хватания; развитию координации при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками, развитию соотносящих действий.

Занятие №10 (1 час.) Занятие направлено на развитие моторики кистей и пальцев рук. Педагог учит детей выполнять действия руками по подражанию «кулак – ладонь», меняя движения, развивает внимание. В игре дети учатся целенаправленно выделять отдельно каждый палец, уточняя названия каждого. Педагог знакомит детей с пальчиковой гимнастикой, демонстрируя различные положения и определенные действия пальцев рук. Дети подражают действиям педагога. На занятии уделяется внимание содружественному движению рук и пальцев, произвольному регулированию скорости движений, совершенствованию хватания щепотью и указательным типом хватания; развитию координации при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками, развитию соотносящих действий.

Занятие №11(1 час.) Занятие основано на использовании способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах с целью формирования полноценного зрительного восприятия формы, умения определять форму предмета и соотносить ее с формами других предметов.

Тема 2.3 Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира (сенсорное развитие). (18 часов)

Цель: развитие восприятия пространственных качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

Занятие №12 (1 час.) Занятие направлено на зрительное сопоставление формы. Иногда ребенок может практически проверить результат с помощью наложения и примеривания. Педагог учит воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор формы по образцу, проверять его с помощью наложения; вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы в рисунке, знать их названия и осуществлять выбор формы по названию.

         Занятие №13 (1 час.) Занятие направлено на запоминание названий форм на основе сформированных представлений о форме. Педагог учит по представлению сопоставлять объемные фигуры с плоскостными, называть геометрические формы, находить предметы разной формы по слову-названию. С детьми закрепляются названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

         Занятие №14 (1 час.) Занятие направлено на формирование умения различать величину практически на основе длительного применения проб и примеривания. Педагог учит ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные формы.

Занятие №15 (1 час.) Занятие направлено она сопоставление величины предметов зрительно. В случае затруднений ребенок проверяет свой выбор наложением. При соотнесении предметов по величине педагог обращает внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания; учит определять зрительно предметы резко различной величины; соединять зрительный образ со словом. Педагог учит складывать пирамидки с учетом величины колец и брусков, для этого дает детям разнообразные пирамидки, с разным количеством колец разного цвета, по возможности меняя их.

Занятие №16 (1 час.) Занятие направлено на закрепление представлений о величине на основе соединения со словом. В играх закрепляется знание слов «большой-маленький», «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Педагог учит пониманию относительности величины предметов путем сравнения предметов, закрепления представления в словах «больше-меньше», «выше-ниже», «длиннее-короче», «шире-уже».

Занятие №17 (1 час.) Занятие основано она зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. примеривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами (резкого или близкого). Педагог обозначает результат словами «такой», «не такой». Первые игры и упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад уменьшается, и составление цветов осуществляется на расстоянии. Педагог побуждает детей к самостоятельности при выполнении задания, постоянно меняя предметы по цвету, чтобы они ориентировались не на форму, а на цвет.

  Занятие №18 (1 час.) Занятие основано на зрительном соотнесении цветов (рядом и на расстоянии). В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Педагог включает в задания любые цвета и оттенки.

Занятие №19 (1 час.) Занятие направлено на формирование представлений о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Педагог учит ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Занятие №20 (1 час.) Занятие направлено на формирование целостного образа предмета, выделение его контура, частей. Задания предлагаются в определенной последовательности, позволяющей учитывать закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Педагог учит детей подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, узнавать изображение предмета в рисунке, соотносить название предмета с его изображением по слову-названию.

Занятие №21 (1 час.) Занятие направлено на формирование восприятия направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед), пространственного отношения предметов и их частей. На занятии используются игровые ситуации, позволяющие детям осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, из какого положения на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху. Педагог учит тому, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Обращается внимание детей на нарушение целостности предмета при отсутствии какой-либо его части. Дети учатся выделять части и соединять их в целое.

Занятие №22 (1 час.) Занятие направленно на формирование пространственных представлений. Особое внимание уделяется ориентировке в пространстве листа бумаги. Педагог знакомит детей с листом бумаги, как с определенным ограниченным пространством, имеющим свой верх и низ, середину и стороны, на котором можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Педагог учит самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, воссоздавать ее в действиях с реальными предметами.

Занятие №23 (1 час.) Занятие направлено на уточнение восприятия пространственных отношений и их словесному определению. Этому способствуют действия с объектами, которые ребенок производит сначала по подражанию взрослому, затем по образцу, т. е. самостоятельно анализирует образец с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей, закрепляя и обобщая его в слове. Речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу. Педагог учит различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»), горизонтали («рядом», «около», «справа», «слева», «за», «перед»). Предлагаются игры, связанные с ориентировкой в ближнем и дальнем пространстве («далеко», «близко», «тут», «там», «посередине»).

Занятие №24 (1 час.) Занятие направлено на закрепление представлений о цвете, форме, величине, целостном образе предмета. Педагог предлагает детям простые задания на сравнение, группировку и сортировку предметов и элементов на основе выделения по свойству и признаку. Детям предъявляются задания на построение схематичных изображений предметов и игрушек. Дети учатся выбирать элементы конструктора по слову. Все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом педагога, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Постепенно задания усложняются.

Занятие №25 (1 час.) Занятие направлено на коррекцию и компенсацию тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации. Педагог учит детей определять на ощупь форму и величину предметов. Проводятся игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Большое внимание уделяется сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной), опознанию и различению предметов и их свойств (образец дается зрительно, тактильно, двигательной или комплексно, перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений).

Занятие №26 (1 час.) Занятие направлено на формирование тактильно-двигательного выбора по образцу.  Дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильным. В выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь предлагается детям после того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно. В играх обращается внимание на формирование ощупывающего и обводящего движения, на правильное перемещение руки по предмету, на то, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

Занятие №27 (1 час.) Занятие направлено на формирование цельных представлений о предметах окружающего мира на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, что способствуют более точному пониманию значения слов-названий предметов и сказывается на развитии речи. Игры на доступном материале позволяют детям производить действия, основанные на зрительном, тактильном и двигательном представлениях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.

Занятие №28 (1 час.) Занятие направлено на развитие восприятия неречевых звуков, начиная от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Дети учатся правильно определять направление, откуда идет звук, что поможет им ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.

Занятие №29 (1 час.) Занятие направлено на развитие речевого слуха и слухового внимания.  проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию слова, при котором ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего педагога. Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, педагог переходит к слухозрительному восприятию.

Тема 2.4. Развитие наглядно-действенного мышления. (7часов)

Цель: Развитие образного мышления и творческого воображения. И овладение способами мыслительной деятельности.

Занятие №30 (1 час.) Занятие направленно на активизацию мыслительной деятельности детей, знакомство с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение, обучение способам ориентировки в окружающем. Педагог учит детей оценивать свойства объектов и отношения между ними, знакомит их со способами предметных действий на основе обобщения опыта действия с предметами. Индивидуальный опыт складывается в результате самостоятельных действий и подражания взрослому при словесном обобщении этих действий педагогом и ребенком.

Занятие №31 (1 час.) Занятие направленно на знакомство детей с различными вспомогательными средствами (предметами-орудиями) и способами их использования в проблемной ситуации. Педагог развивает у детей умение сосредотачиваться на самостоятельном решении практической задачи, учит выполнять действия со вспомогательными предметами-орудиями, прослеживать свои движения и изменения, производимые данным орудием. Индивидуальный опыт ребенка складывается в результате подражания взрослому, самостоятельных действий и словесного обобщения этого опыта. Педагог организует занятие так, чтобы каждый ребенок мог сначала выполнить задание самостоятельно, а затем наблюдать за действиями других детей и обобщать их опыт.

Занятие №32 (1 час.) Занятие направлено на формирование у детей умений не только самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательного предмета-орудия, но и учитывать при этом особенности ситуации и использовать соответствующие способы действия. Особое внимание уделяется применению метода проб в качестве способа решения практической задачи. Педагог учит соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

Занятие №33 (1 час.) Данное занятие предполагает игру с предметами, имитирующими орудия труда. Педагог учит детей зрительно оценивать пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим действовать с помощью предмета-орудия. У детей развивается глазомер, настойчивость, целенаправленность действий, формируется координация движений, согласованность действий рук. Педагог учит решению двухфазовых задач в наглядно-действенном плане, в деятельность включается промежуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредственно в поле зрения. Для получения этого предмета-орудия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить данный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо изготовить его как орудие.

Занятие №34 (1 час.) Занятие направленно на развитие причинного мышления, интереса к явлениям и поиску причин их возникновения. Педагог создает такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит что-то необычное, нарушается привычный ход явления, тем самым вызывая у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждая к поиску причины нарушения; создавая интерес к устранению причины.

Занятие №35 (1 час.) занятия направлено на формирование первичных обобщений, основанных на выборе по образцу. Педагог по выделенному свойству в одном предмете учит ребенка выделять это свойство в другом предмете и объединять оба объекта по данному признаку. Вначале ребенку предлагается произвести выбор по одному легко вычленяемому признаку, затем признак должен быть выделен из ряда других. Большое внимание уделяется самостоятельному выделению существенного признака как основания для группировки предметов, закреплению результата обобщающим словом.

Раздел 3. Итоговая диагностика познавательного развития (1 час)

Тема: 3.1. Итоговая диагностика познавательного развития (1 час)

Цель: выявление результатов динамики коррекции интеллектуального развития, проверка эффективности выбранной программы, методов и приемов обучения.

Занятие №36 (1час). Итоговая диагностика сформированности познавательной деятельности обучающихся проводится по авторской методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004), а так же с использованием методик авторов С.Д.Забрамной, О.В. Боровика (Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

(система условий реализации программы)

Программа разработана на основе типовой «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., СПб.: КАРО, 2009).

Технология организации занятий с детьми

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1 часа.

В реализации программы используются индивидуальная и подгрупповая формы работы.

Структура занятия

- организационная часть (ритуал встречи);

- сообщение темы и цели занятия;

- актуализация опорных навыков и умений ребёнка;

- начальная мотивация деятельности;

- освоение нового материала;

- обобщение и систематизация нового материала;

- итоговая часть занятия (рефлексия, подкрепление положительных приращений с помощью наклеек, словесно).

Материально-техническое и методическое обеспечение

 программы для осуществления деятельности

Учебное помещение, по размеру и освещённости соответствующее требованиям СанПИН для занятий с группой детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Функциональное использование кабинета дефектолога

Оснащение

 

 

Коррекционно -развивающая подгрупповая

деятельность

 

 

Коррекционно -развивающая индивидуальная деятельность

 

 

Консультативная работа с педагогами, родителями.

 

Компьютер, компьютерный (сенсорный) стол.

Компьютерные программы для индивидуальных занятий.

Перечень дидактических игр и упражнений:  

  • по развитию математических представлений;
  • по развитию восприятию и внимания;
  • по развитию мышления;
  • по развитию памяти;
  • по развитию речи;
  • по ознакомлению с окружающим;
  • по развитию ручной и мелкой моторики.

Иллюстративный материал по лексическим темам. Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики. Перечень дидактических игр по всем разделам программы. Мебель для практической деятельности (столы и стулья)

Магнитная доска, набор магнитов.

Шкафы для методической литературы, пособий.

Полочки для пособий и игрушек.

Музыкальные инструменты.

Дидактические пособия по сенсорному воспитанию.

Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных.  

Развивающие игры.

Программно-методическое обеспечение рабочей программы

Образовательная

область

Основные направления развития

детей

Вид

деятельности

Используемые программы, методические пособия

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное

развитие  

Овладение процессом порядкового счёта, операциями

сложения и

вычитания, способами сравнения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. Развитие графо - моторных навыков.

 

   

Развитие элементарных математических представлений.

 

 

Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003;

Г.Е.Сычёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М. Национальный книжный центр 2012г.

Т.С. Голубина «Чему научит клеточка». Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ

Сфера, 2003. – 64 с.

 

 

Речевое развитие

 

Развитие связной речи: диалогической и монологической. Обогащение

активного и пассивного словаря.

 

Ознакомление

 с

окружающим миром и развитие речи.

 

Шевченко С.Г. Капустина Г.М.  «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий.  Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998;

Созонова Н. Н., Куцина Е. В. «Рассказы о временах года» (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с.

Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». Выпуск № 1. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 20 с., 16 с. цвет. вклейка.

Е.А. Брежнева,

Н.В. Брежнев

«Хочу всё знать» (1 и 2 часть)

М.: Гуманит. изд. Владос

2003г.

Диагностический инструментарий включает анкетирование родителей ребенка, ознакомление с медицинской и психолого-педагогической документацией ребенка, беседу с родителями, обследование особенностей развития психических функций и поведения ребенка, продуктивных видов его деятельности.

Для выявления уровня познавательного развития детей проводится исследование по авторской методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004), а так же с использованием методика авторов С.Д.Забрамной, О.В. Боровика (Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий – Гуманитар. изд. центр Владос,2005).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» – 2-е изд.-  М.: Просвещение, 2011.  
  2. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М.: Просвещение , 2011.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. – СПб.: Каро, 2013.
  4. Программы воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2014.
  6. Стребелева  Е.А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительная литература 

  1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001.
  2. Мишина Г.А., Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. к.п.н. /Г.П.Мишина. – М.,1998.
  3. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. «Рассказы о временах года» (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с.
  4. Т.С. Голубина «Чему научит клеточка». Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

рабочая программа учителя-дефектолога

Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста....