Инновационная деятельность
материал

Румянцева Инна Николаевна

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы постшкольного сопровождения

Выступление на методическом совете

Подготовила: Румянцева И.Н.

Конечной целью специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социальная интеграция.

Социальная интеграция включает в себя:

  1. Социализацию: социально-бытовую, социально-средовую и трудовую адаптацию.
  2. Развитие личности: процесс обучения и воспитания, коррекцию и развитие психофизических особенностей.
  3. Толерантность общества: изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями и повышение качества жизни инвалидов и их семей.

Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирование называется во многих странах поддерживающим проживанием.

Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в нескольких аспектах:

- как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;

-как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни;

- как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.

Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои особенности, но все они направлены на повышение качества жизни людей с ОВЗ.

Процесс обучения в коррекционной школе является основным средством развития, социализации ребенка. После окончания школы многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья вновь оказываются дома. Они не имеют возможности продолжать обучение или трудоустроиться в силу особенностей своего психофизического развития, не способны к независимой жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Большой проблемой является гиперопека со стороны близких, которым проще и быстрее сделать все самим.

Одним из вариантов решения этих проблем могло бы стать постшкольное сопровождение молодых людей с ОВЗ. Третье подразделение специальной (коррекционной) школы №4 Василеостровского района Санкт - Петербурга с 1999 по 2008 год являлось экспериментальной площадкой по организации постшкольного сопровождения. Отделение посещали выпускники специальных (коррекционных школ), проживающие в семьях, молодые люди, проходившие обучение на дому имеющие инвалидность с умеренной степенью умственной отсталости старше 17 лет.

Цель работы– оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимально возможной внешней поддержкой, подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколько возможно) в процессе социально-бытовой и социально средовой адаптации.

Задачи работы.

Развивать способности ориентироваться в окружающем мире и его адекватное восприятие.

Научит ориентироваться в социальных отношениях и формировать умение включаться в них.

Работать над развитием умения позаботиться о себе и содействовать своему существованию.

Формировать максимально возможный для каждого молодого человека уровень самостоятельности и осуществлять предпрофессиональную подготовку.

Главный принцип работытретьего отделения: её практическая и социальная направленность, подготовка к доступным видам труда.

Условия эффективностипедагогической работы по социализации воспитанников:

- целенаправленность и системность;

  • дифференцированный и индивидуальный подход;
  • проведение работы по коррекции и развитию познавательной сферы;
  • взаимодействие всего педагогического коллектива;
  • принцип педагогического оптимизма.

На третьем отделении оказывалось медко-социальное и психолого - педагогическое сопровождение воспитанников.

Психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение осуществлял педагог-психолог

Направления работы:

  • психологическая диагностика;
  • психокоррекция;
  • консультативная работа и психологическое просвещение;
  • организационно-методическая работа.

Основные задачи работы педагога – психолога.

Псиохолого – педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности воспитанника, особенности процесса социализации.

Оказание психологической помощи в развитии воспитанников средствами терапевтической и коррекционной практики.

Повышение и расширение психологической компетентности и культуры педагогического коллектива, воспитанников и родителей.

Самообразование и повышение личной профессиональной компетенции.

Формы работы:

  • групповые и индивидуальные занятия;
  • социально-психологические тренинги;
  • индивидуальное консультирование и диагностика.

Педагогическое сопровождение.

На третьем отделении проводились занятия по следующим программам:

1.Программа «Допрофессиональная подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на базе упаковочного цеха фарфоровой мастерской ООО «Кобальт»»

Подготовку к труду следует рассматривать не только как подготовку по конкретной профессии, а как целенаправленное формирование у молодого человека положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой…) к труду как деятельности в целом.

Мастерская по изготовлению фарфоровых изделий находилась в помещении нашей школы, её директор – отец нашего воспитанника.

Разделы программы.

  • основы производственных отношений,
  • производительный труд в упаковочном цехе фарфоровой мастерской;
  • охрана и безопасность труда.

Цель работы по данной программе – социально-трудовая адаптация. Задачи работы - формирование умения работать в коллективе, выполнять правила трудового распорядка, знать свои права и обязанности как работника, знать и выполнять правила техники безопасности и формирование трудовых навыков работы в упаковочном цехе (отбраковка, зачистка, маркировка, упаковка).

2. Программа «Декоративное садоводство и комнатное цветоводство»:

Разделяя программы

  • уход и выращивание комнатных растений;
  • выращивание зелёных культур;
  • выращивание овощной и цветочной рассады;
  • работа на пришкольном участке.

Цель работы по данной программе – социально трудовая адаптация. Задачи – экологическое и эстетическое воспитание, формирование умения работать с землёй, ухаживать за растениями, работать на участке.

3.Программа «Человек и общество»:

Разделы программы:

- научить использовать имеющиеся учебные навыки в повседневной жизни;

  • коррекция и развитие познавательной сфер личности;
  • основы правового воспитания;
  • учреждения, организации, предприятия;
  • медицинская помощь;
  • основы безопасности жизнедеятельности человека.

Цель программы: коррекция и развитие познавательной сферы личности, социально-средовая ориентировка. Задачи – научить ориентироваться в окружающей жизни, уметь обратиться за той или иной помощью в различные учреждения, научить правилам безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Перенос имеющихся учебных навыков на практический материал

(деловое письмо, заполнение квитанций и т.д.)

4.Программа «Социально-бытовая адаптация молодых людей с ограниченными возможностями».

Разделы программы:

  • уборка помещений;
  • ручная и машинная стирка белья;
  • мелкий ремонт одежды;
  • мир денег;
  • осуществление покупок;
  • приготовление пищи;
  • сервировка стола;
  • режим питания и культура поведения за столом.

Цель – социально-бытовая и социально - средовая адаптация, формирование самостоятельных жизненных навыков.

Задачи – научить планировать и осуществлять покупки в различных торговых точках, составлять меню, сервировать стол, готовить простейшие блюда, мыть посуду, выполнять правила поведения за столом и знать о необходимости режима питания, формирование навыков самообслуживания в повседневной жизни.

Занятия проводились в форме маршрутов. В день воспитанники занимались на трех маршрутах.

Медицинское сопровождение.

На третьем отделении работал врач психиатр. Врач проводил консультации и занятия с воспитанниками дважды в неделю и раз в месяц проводил вечерний прием родителей для консультации.

Социальное сопровождение.

На отделении проводилась работа по программе «Поддерживаемое трудоустройство».

Понятие «трудовая деятельность» для молодых людей с ОВЗ имеет более широкое значение, чем для человека с нормальным интеллектом и включает не только производительный труд (в производстве или специально созданных условиях), но и так же непроизводительный труд, спорт, культуру, труд по самообслуживанию и домоводству.

Технология поддерживаемого трудоустройства включает в себя следующие этапы.

1.Изучение претендентов и их семей.

2.Подбор возможных рабочих мест.

3.Трудоустройство и поддержка на рабочем месте.

На начальном этапе обучения происходили овладения умениями и навыками по профессии, профессиональные пробы и профессиональная диагностика.

Профессиональные пробы предполагали пробу сил воспитанников в данном виде труда на рабочем месте в упаковочном цехе и по уборке помещений и территории на маршрутах. В процессе овладения программой обучения определяются критерии годности воспитанника к предложенным специальностям:

- профпригоден – после обучения может освоиться на рабочем месте, выполнять все требования, имеет перспективы профессионального роста;

- годен - может выполнять работу, не показывая высоких результатов;

- условно годен – может выполнять строго определенный перечень операций;

- профнепригоден к данному виду деятельности.

Профдиагностика направлена на определение склонности к данному виду труда, желания, интереса воспитанника. Она включает в себя наблюдение за воспитанником, за тем как он выполняет работу, беседы с ним и родителями и психодиагностику, которую проводит школьный психолог.

На каждого воспитанника мы вели диагностические карты сформированности самостоятельных жизненных навыков.

Воспитанники, которые успешно прошли профпробы, проявили желание работать, могли быть трудоустроены в ООО «Кобальт» по профессиям: приемщик готовой продукции, упаковщик, уборщик. Так же они могли быть трудоустроены в самой школе по профессиям уборщика и дворника. Для официального оформления на работу воспитанник, который является инвалидом, должен по рекомендации школы получить разрешение комиссии медико-социальной экспертизы на легкий труд в специально созданных условиях.

9 человек работали по трудовым книжкам уборщиками, дворниками в школе и упаковщиками и уборщиками в ООО «Кобальт». Педагоги школы осуществляли сопровождение данных воспитанников.

Вторая программа – это«Социальная гостиница»

По договору с родителями воспитанники могли прожить в социальной гостинице от одного до четырех дней в сопровождении педагога. Данная программа преследовала две цели: социальная поддержка семей в кризисных ситуациях, и формирование навыков самостоятельного проживания.

Основные направления работы:

- формирование самостоятельных жизненных навыков;

- закрепление уже имеющихся навыков в необычной среде и ситуации;

- развитие навыков общения;

- создание эмоциональной комфортности;

- воспитание самостоятельности.

Этапы работы:

- диагностика уровня самостоятельности;

- составление индивидуального плана работы;

- формирование максимально возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности.

Обретение способности заботится о себе – это один из важнейших шагов на пути интеграции, укрепления чувства собственного достоинства. Это и является цель работы по данной программе.

Школа оказывала и оказывает помощь в работе родительского клуба «ВЕЛОНТА» - это предоставление помещения для проведения занятий, обеспечение оборудованием и материалами для работы, составление плана и графика работы клуба.

Один день в неделю был экскурсионным. Ребята посещали театры, музеи, выставки. Благодаря сотрудничеству с клубом «Олимпикс», Специальным Олимпийским комитетом и помощи администрации Василеостровского района наши воспитанники посещали бассейн, играли в боулинг, занимались гимнастикой и т.д. Традиционными у нас были празднования дней рождений каждого воспитанника. В работе отделения активное участие принимали родители наших воспитанников.

Результативность.

Наши воспитанники хорошо работали в упаковочной мастерской, весь путь фарфора от печи до покупателя находился в их руках, за всё время работы не было ни одного нарекания на нашу работу со стороны мастерской.

Силами воспитанников поддерживалась чистота и порядок в помещении школы и на территории.

Одна наша воспитанница Женя Б. После двух лет работы уборщицей в школе устроилась на работу в «Макдональдс», успешно прошла испытательный срок и хорошо справляется со своими обязанностями. Работает она там и по настоящее время.

Навыки, полученные в «Зеленом цеху» также используются нашими воспитанниками, например, Олег Ж. Дважды в неделю работал в офисе, где ему было поручено ухаживать за растениями, и получал за это небольшую зарплату.

С большим удовольствием ребята оставались в социальной гостинице, некоторые на целую неделю.

Проводя анализ карт сформированности самостоятельных жизненных навыков, мы регулярно отмечали повышение уровня самостоятельности наших воспитанников.

Все направления работы школы были взаимосвязаны и дополняли друг друга. И на занятиях во время маршрутов, и на экскурсиях, и вовремя походов в магазин и т.д. у молодых людей отрабатывались навыки, позволяющие приспособиться к окружающей жизни. Вместе с нами менялось с социальное окружение. Первое время клиенты мастерской, продавцы ближайших магазинов с настороженностью относились к нашим воспитанникам, но постепенно отношение менялось в лучшую сторону. Постоянное расширение социальных связей – важнейшее условия развития молодых людей с особенностями в развитии.

К нашему большому сожалению, в настоящее время мы не имеем возможности работать по данной программе в полном объеме.

Сохраняется только работа по поддерживаемому трудоустройству: в нашей школе работают два наших выпускника, которые прошли подготовку на постшкольном отделении. Саша М. работает дворником, Таня В. – гардеробщицей. Планируем на следующий год оформить еще одного молодого человека официально.

Будем рады, если наш опыт окажется полезным для организации работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература.

1. Федеральная целевая программа « Дети – инвалиды», Министерство труда и социального развития РФ департамент проблем семьи, женщины и детей.

СПбНИИЭТИН

«Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии».

СПб 1997

2.Е.Т. Логинова « Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью» Псков 2001

СПБ ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»

3.« Организация деятельности на площадках дневного пребывания подростков и молодых инвалидов (методическое пособие)» СПб 2001

4.Методическое пособие по профессиональной ориентации детей – инвалидов и молодых людей с ограниченными возможностями» ГАООРДИ СПб 2002

5. «Трудоустройство при умственной отсталости» Методические рекомендации / под редакцией д.п.н. Старобиной Е.М.- СПб издательство «Эксперт» 2006

6.Материалы научно – практической конференции « Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество» 24 апреля 2008 СПб.




Предварительный просмотр:

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

                                                                                                 Подготовила и провела:

Румянцева И.Н.

      Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками раннего детского аутизма  при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до полного безразличия к ним;
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
  • недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят капанье воды из водопроводного крана, тиканье часов, шум бытовых приборов;         
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
  • разнообразные речевые нарушения при раннем детском аутизме;
  • у детей с ранним детским аутизмом  наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам.

Аутизм - это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) обладают целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении РАС у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы.  Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. Чем раньше ребенок будет направлен на обследование, тем правильнее будет оказана коррекционная помощь ребенку и тем легче пройдет адаптация в детском саду, а потом и в школе.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает  так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Родителям, вкладывающим много сил и  времени  в воспитание и обучение ребёнка с РАС , необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» у родителей,  получается не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, во власти которых находится ребенок.

Исследования таких ученых, как А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г.М.Дульнев и существующий опыт работы с ранним детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:

  • принцип принятия ребенка  - принципа предполагает, формирование  атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;
  • принцип помощи - принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического  развития;
  • принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
  • принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;
  • принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом, которым нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

        Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Коррекционная работа с ребенком с РАС будет успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе, с едиными требованиями.

       Таким образом, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагоги и медики  должен работать в тесном контакте с родителями.

Литература

  1.  «Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
  2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
  3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
  4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и другие.

      Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками раннего детского аутизма  при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до полного безразличия к ним;
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
  • недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят капанье воды из водопроводного крана,

тиканье часов, шум бытовых приборов;         

  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
  • разнообразные речевые нарушения при раннем детском аутизме;
  • у детей с ранним детским аутизмом  наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам.

Аутизм - это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) обладают целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении РАС у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы.  Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. Чем раньше ребенок будет направлен на обследование, тем правильнее будет оказана коррекционная помощь ребенку и тем легче пройдет адаптация в детском саду, а потом и в школе.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает  так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Родителям, вкладывающим много сил и  времени  в воспитание и обучение ребёнка с РАС , необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» у родителей,  получается не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, во власти которых находится ребенок.

Исследования таких ученых, как А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г.М.Дульнев и существующий опыт работы с ранним детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:

  • принцип принятия ребенка  - принципа предполагает, формирование  атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;
  • принцип помощи - принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического  развития;
  • принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
  • принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;
  • принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом, которым нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

        Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Коррекционная работа с ребенком с РАС будет успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе, с едиными требованиями.

       Таким образом, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагоги и медики  должен работать в тесном контакте с родителями.

Литература

  1.  «Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
  2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
  3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
  4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и другие.


Предварительный просмотр:

Кинезиология, как оздоровительная форма,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

.Кант

Ум ребенка находится

На его пальцах.

 В.А. Сухомлинский


КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: 
      Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. 

«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» 

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
         Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).


КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

 

I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

4. “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 

 

III. Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 

6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

 

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

 

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

 

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

 

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 

 

V. Глазодвигательные упражнения

 

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

 

2. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

 

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

 

 

КОМПЛЕКС 1

  1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  1. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой  и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

  1. Кивание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

  1. Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,  потом другой, а потом двумя руками вместе.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

  1. Медвежье  покачивание.

Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

  1. Поза скручивания.

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

  1. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче, чем выдох.

  1. Гимнастика для глаз.

Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение  выполняется только стоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...