Статья "Использование нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности"
статья

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования

во внеурочной деятельности

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для дальнейшей успешной социализации.  Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Содержание занятий складывается из интересов обучающихся и пожеланий родителей.

Дети с интеллектуальным недоразвитием отдают предпочтение изобразительной деятельности, как наиболее интересной и занимательной. При организации внеурочных занятий по изобразительному искусству учитель с учетом возможностей каждого ребенка может дифференцированно применять различные методы и приемы обучения.

Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования и различных материалов способствует развитию у ребёнка творческих возможностей, тактильного восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, наблюдательности.

Виды заданий распределены по блокам.

Блок 1. Тактильное рисование

Техники развивают тактильно - кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость.  

«Рисование пальчиками, ладошкой»

Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчики в краску и наносят рисунок на лист бумаги.  Можно нанести отпечатки ладонью.

«Рисование на песке»

        Техника рисования на песке обладает терапевтическим эффектом, дает заряд положительных эмоций.

        Блок 2.  Использование дополнительных средств выразительности

Использование дополнительных средств выразительности способствует развитию познавательного интереса, творческого потенциала и воображения обучающихся с умственной отсталостью. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, согласованность движений пальцев рук.

«Рисование мыльной пеной»

В воду добавляется шампунь либо мыльный раствор, можно использовать обычные мыльные пузыри. Полученный раствор нужно разлить в одноразовые стаканчики и добавить в каждый немного краски. Затем полученный раствор выдувается из стакана с помощью трубочки для коктейлей. Когда пена из мыльных пузырей будет выходить за края, берем бумагу и прикладываем её на стакан. На бумаге остаются отпечатки. Дорисовываем детали.

«Кляксография»

«Кляксографией» называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию.

На лист наносится краска и получается небольшое пятно. Ребенок смотрит на пятно и представляет какой- либо образ или силуэт и с помощью кисточки дорисовывает недостающие элементы или детали.

«Монотипия»

Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

Лист бумаги складывается пополам и на одной его стороне рисуется половина симметричного рисунка. Пока краска не высохла, лист снова сгибается пополам для получения отпечатка на другой половине.

«Точечный рисунок»

На альбомный лист простым карандашом наносится рисунок. Ватная палочка опускается в густую краску и на рисунок наносятся тычки. Такими точками заполняется весь рисунок.

«Набрызг»

Для работы понадобится гуашь, лист бумаги, зубная щетка или кисточка. На кончик щетки набираем немного краски. Затем щетку наклоняем над листом бумаги и пальцами руки проводим по ворсу. Брызги разлетаются и «складываются» в причудливой форме. Этот способ применяется для изготовления тонированной бумаги, которая используется в различных поделках, аппликациях, открытках. сверху “набрызгом” наносим краску. Трафарет убирается и среди капель краски остается отпечаток предмета.

«Отпечатки листьев»

Листок дерева покрываем красками разных цветов, затем прикладываем окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

Блок 3. «Использование смешанных техник»

«Тканевые изображения»

Рисунки на ткани вырезаются по контуру, наклеиваются на альбомный лист, а затем подрисовываются недостающие элементы. Получается объемное изображение.

«Рисование восковыми мелками»

Рисунок наносится на лист восковыми мелками или свечой, затем альбомный лист закрашивается акварелью полностью. Воск отталкивает воду, и краска остается только на листе. Проявляется рисунок, выполненный восковыми карандашами.

«Рисование зубной пастой»

Техника рисования зубной пастой проста и необычна. Она помогает придать рисунку объем. Подойдет для рисования снежного покрова, волн.

Таким образом, изобразительная деятельность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья радостный и увлекательный труд, который нужно поддерживать и стимулировать, раскрывая новые возможности рисования. Использование нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности открывает широкий простор для творчества, развивает познавательный интерес, формирует уверенность и самостоятельность. 

Литература

  1. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993
  2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.
  3.  «Изобразительное искусство. Методические рекомендации.1-4 классы» М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева –М.: Просвещение, 2020.-200 с.
  4. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.-  М.: Национальный книжный центр, 2016. - 192 с.
  5. Никитина А.В. «нетрадиционные техники рисования в детском саду». Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...

Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.

Обобщение опыта по использованию нетрадиционных техник рисования в ходе учебных занятий...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....