Методическая разработка занятия на тему "Поведение за столом"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povedenie_za_stolom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия ГПД «Поведение за столом»   25.10.2020.

Цель: Сформировать навыки поведения за столом во время еды, навыки пользования

столовыми приборами.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.

Коррекционно-развивающая: Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.

Воспитательная: Формировать коммуникативные умения через групповую работу.

Методы и приемы: беседа, вопросы, рассказ, обсуждение

Вводная часть

1. Мотивация. Организационный момент.

- Сегодня наше  занятие проходит в необычной обстановке. Мы с вами находимся в кафе. ----Все вместе мы поговорим на важную для каждого из нас тему. О чем пойдет речь, вы сейчас поймете сами, прослушав сатирический рассказ «Семь бед - один обед, или битва с пищей».

-«Садитесь, пожалуйста!»- приглашает хозяйка. Все занимают свои места, и тут…

Что же случилось?

Послушаем репортаж…

Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в квартире, где состоится праздничный обед в честь именинницы Милочки. Празднично накрыт стол. Гости держатся непринужденно. Все веселы и радостны. Их пятеро – лучших Милочкиных друзей: Рита и Вита, Коля и Оля, и еще крайне воспитанный мальчик Стас.

Итак, все друзья за столом. Начался праздничный обед.

Моментально приходит в движение вся посуда, тарелки становятся летающими.

Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента.

Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно это кувалда. Что он собирается предпринять? Он пытается выловить скользкую рыбешку ложкой. Ай-я-яй! Коля роняет ее в мороженое.

Оля подносит ко рту переполненный стакан с соком, из которого торчит ложка. И тут раздается душераздирающий крик. Оля угодила ложкой себе в глаз. А томатный сок оказался на белой Милочкиной юбке.

Героическая девочка Милочка пытается рассказать что-то гостям, набив рот одновременно колбасой, сыром и печеньем.

Крайне воспитанный мальчик Стас с другого конца стола, налегая на него всем телом, тянется с грозным оружием – вилкой в руках. Стас пытается вилкой зацепить лакомый кусочек мяса, но почему-то его вилка направлена прямо в глаз Милочке.

Опасный момент! Рывок! Фу! Опасность миновала. Милочка цела! А Стасу каким-то чудом удалось зацепить свою добычу. Правда, он опрокинул соусник и залез рукавом в салат.

Наверное, вы слышите сопение и чавканье? Это Рита поедает аппетитный салат. Этот процесс требует от нее большого напряжения.

А вот Вита уже закончила трапезу. Она сыто выходит из-за стола, задевая свою тарелку.

Бац! Тарелка вдребезги! И все содержимое тарелки: огрызки, кости, мятые салфетки, остатки пищи - все это живописно легло на полу.

Битва с пищей подходит к концу.

Живописный пейзаж после битвы открылся восхищенному взору. Скатерть белая залита красным соком, надкушенные огурцы торчат из бокалов. Рыбешки плавают в растаявшем мороженом.

Здорово потрудились ребята!

3. Беседа.

-Расскажите о своих впечатлениях по поводу прослушанного.

-Так какую же проблему поднял автор в рассказе?

-Значит о чем мы сегодня поговорим?

(Открывается или записывается тема на доске: Поведение за столом во время еды.

-Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.

4.Игра-рассуждение «Если я буду так же,…то…».

-А начнем с того, что определим, для чего нам необходимо правильно вести себя во время еды.

(На доске вывешивается табличка: Для чего нужно выполнять правила поведения за столом.

-Поможет нам в этом игра-рассуждение «Если я буду так же, то…». Вспомните поведение героев рассказа за столом и порассуждайте о последствиях такого поведения.

В своих рассуждениях используйте опорные слова «Если я буду так же, то…».

-После каждого рассуждения учитель спрашивает.

-Хотите ли вы навредить своему здоровью?

-Так для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.

-Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?

-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.

Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.

4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.

5) Чтобы не мешать другим во время еды.

6) Экономия продуктов питания.

Вывод:

-Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.

Основная часть занятия (формирование новых понятий и представлений).

1) Вступительное слово воспитателя.

- Об этом люди стали говорить очень давно. Первые правила поведения возникли в древности. Эти правила стали частью этикета. Этикет – общепринятый порядок поведения (на доске и прочитывается учителем). Послушаем доклад о возникновении правил этикета.

Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом в Древнем Риме была на высочайшем уровне. Например, уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. А вот правила этикета средневековой Франции позволяли дворянам во время приема пищи держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки.

В России правила этикета, в том числе правила поведения за столом появились очень давно. Но только при Петре Первом они стали обязательными для дворян. По велению Петра Первого его друг и сподвижник Яков Вилимович Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник называется «Юности честное зерцало, или Показания житейскому обхождению». Учебник был издан в Санкт-Петербурге в 1717 году. За нарушение установленных правил, провинившийся, ко всеобщему веселью присутствующих, был обязан выпить «большого орла» - кубок с изображением российского государственного герба, до краев наполненный крепким вином.

2) Составление детьми правил поведения во время еды (групповая работа).

-Ну, а сейчас вы попробуете составить современные правила поведения за столом во время еды.

- Сравните правила, которые вы составили с современными правилами этикета.

(На доске открываются правила поведения за столом).

а) Ешь молча.

б) Не торопись, тщательно пережевывай пищу.

в) Ешь в меру.

г) Ешь аккуратно, не пачкай руки и одежду.

д) Пользуйся салфеткой.

е) Не занимайся посторонними делами во время еды (чтением, игрой и т.д.).

- Какие правила еще существуют в этикете?

5) Сообщение сведений о столовых приборах.

- Поведение за столом включает в себя еще умение пользоваться столовыми приборами.

(На доске: Столовые приборы – принадлежности, предназначенные для еды.).

Воспитатель показывает на запись указкой и прочитывает ее.

- Какие столовые приборы вы знаете?

- В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы и есть в каждом доме. А когда-то, в 16 веке, это было новомодным изобретением. Вилку, сделанную из золота и слоновой кости, можно было встретить только в очень богатом доме. Нам очень повезло, что у нас есть и вилки, и ножи, и ложки. Только надо уметь правильно пользоваться всем этим богатством и использовать столовые приборы по назначению.

Заключительная часть урока (формирование навыков).

1)- Игра «Что чем едят» покажет, знаете ли вы, какие блюда едят ложкой, вилкой, а какие –вилкой и ножом.

- Играем в группах по столам. На ваших столах таблички с изображением одного из выше названных столовых приборов и карточки с названием различных блюд.

Каждая группа выбирает названия тех блюд, которые соответствуют вашему столовому прибору.

- Проверим результат вашей работы.

- Представитель группы называет столовый прибор и блюда, которые, по мнению группы, едят данным столовым прибором. Все слушают и потом говорят, согласны они или нет, и почему.

2) Упражнение «Исправь ошибку».

- Посмотрите. Как чисто и уютно в нашем кафе. В такой обстановке приятно будет выпить чаю. Но вот сервировка стола к чаю выполнена неправильно.

-Исправьте ошибку в сервировке.

Дети добавляют недостающие предметы сервировки и убирают лишние.

Подведение итогов :

- Молодцы, ребята, наши столы готовы к чаепитию.

- Нам осталось только подвести итог нашей работы.

- Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия?

- Постарайтесь во время чаепития не забывать о культуре поведения за столом.

Рефлексия

Спасибо за занятие! Все понравилось! Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Методическая разработка урока "Физика за чайным столом"

Урок обобщения, систематизации и углубления знаний по теме "Тепловые явления" для 8 класса...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Круглый стол «Адаптация выпускников на современном рынке труда»

Cформировать у обучающихся техникума готовность к профессиональному самоопределению, позволяющую им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества и наиболее полно реализовать себя...

Методическая разработка занятия "Сервировка стола"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия "Поведение за столом"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....