СЛУХОРЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
проект

Шамонина Анна Викторовна

СЛУХОРЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (с пояснительной запиской). Разработана в соавторстве с учителями-дефектологами В.П.Старковой, Н.В.Майстришиной, Г.И.Храмцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_sluhorechevoy_karty.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа – интернат № 15» г. Омска

Брендовый продукт инновационной деятельности

РИП-ИнКО «Образование детей особой заботы»

в номинации «Мастерская дефектолога»

СЛУХОРЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Составители:      учителя-дефектологи

А.В.Шамонина

В.П.Старкова

Н.В.Майстришина

Г.И.Храмцова

Омск - 2019


Пояснительная записка

Одной из важнейших задач адаптивной школы для слабослышащих детей является формирование, развитие слухового восприятия и произносительных навыков. Для реализации поставленной задачи на индивидуальных занятиях осуществляется коррекционно-развивающая работа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, характера и степени нарушения слуха, резерва развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи.

Большое значение для организации правильной коррекционной работы и обучения ребёнка, определения индивидуального маршрута его развития имеет диагностика развития ребенка. Она используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе. Работа дефектолога начинается с проведения диагностики произносительной стороны устной речи и слухового восприятия обучающегося.   Для этого была разработана слухоречевая карта, которая сопровождает обучающегося на протяжении всего образовательного процесса.

Слухоречевая карта предназначена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся для слабослышащих и позднооглохших детей (АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших детей).
  • Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат № 15».

Цель слухоречевой карты: выявление слухоречевых возможностей обучающегося, мониторинг их развития.

Задачи:

  • сбор информации о речевом и слуховом развитии ребёнка;
  • фиксирование предметных результатов по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи;
  • создание индивидуальной рабочей программы с учётом ФГОС;
  • составление рекомендаций  для определения образовательного маршрута обучающегося.

Слухоречевая карта включает в себя:

  1. Анкета.
  2. Таблица №1. Протокол проверки речевого развития обучающегося при поступлении в школу.
  3. Таблица №2. Протокол обследование слуха речью.
  4. Таблица №3. Профиль произношения обучающегося. Нормы орфоэпии. Сведения о произносительной стороне речи.
  5. Таблица №4. Речевой материал для проверки состояния слуха учащихся подготовительного и первого классов (списки Л.В.Неймана).
  6. Таблица №5. Речевой материал для проверки состояния слуха учащихся 2-12  классов (списки Э.И.Леонгард).
  7. Таблица №6. Протоколы проверки слухового восприятия.
  8. Таблица №7. Предметные результаты по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
  9. Таблица №8. Сводная таблица результатов проверки слухового восприятия за учебный год.

Анкета

В анкету включены общие сведения об обучающемся и его семье, заключение ПМПК, сведения о характере слухопротезирования, наличии или отсутствии дошкольного образования.

Протокол проверки речевого развития обучающегося  при поступлении в школу

Протокол проверки речевого развития при поступления в школу включает вопросы и поручения обиходно-разговорного характера, набор картинок по лексическим темам. Результаты проверки позволяют подобрать образовательный маршрут в соответствии с уровнем речевого развития обучающегося.

Протокол обследование слуха речью

Протокол обследования слуха речью включает специально сбалансированные по частотам списки слов и результаты обследования. Данное обследование позволяет определить рабочее и резервное расстояние восприятие речи с ИСА/КИ (индивидуальным слуховым аппаратом/кохлеарным имплантом) и  без ИСА на момент поступления обучающегося  в школу.

Профиль произношения обучающегося. Нормы орфоэпии. Сведения о произносительной стороне речи

В профиль произношения включены сведения о состоянии произносительной стороны речи ребёнка на момент поступления в школу. Профиль произношения в дополнительном и 1ом классах заполняется на начало и конец учебного года. Со 2го по 12й класс на конец года. На основе данного мониторинга учитель - дефектолог прослеживает динамику развития произносительной стороны речи и корректирует индивидуальную программу развития.

Речевой материал для проверки состояния слуха учащихся подготовительного и первого классов (списки Л.В.Неймана)

Таблица включает списки Л.В. Неймана для проверки состояния слуха учащихся подготовительного и 1го классов и результаты обследования без ИСА и с ИСА/КИ. На основе результатов проверки учитель – дефектолог корректирует рабочее и резервное расстояние.

Речевой материал для проверки состояния слуха учащихся 2-12  классов (списки Э.И.Леонгард)

Таблица включает списки Э. Леонгард для проверки состояния слуха учащихся 2х-12х классов и результаты обследования без ИСА и с ИСА/КИ. На основе результатов проверки учитель – дефектолог корректирует рабочее и резервное расстояние.

Протоколы проверки слухового восприятия

Протоколы проверки слухового восприятия включают сведения об ИСА/КИ, сведения о рабочем расстоянии и результаты обследования, которые заносятся в сводную таблицу восприятия контрольных фраз. Речевой материал состоит из фраз учебного и обиходно-разговорного характера. Протоколы заполняются по полугодиям и хранятся до завершения пребывания обучающегося в образовательной организации.

Предметные результаты по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Таблица «Предметные результаты по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи» включает результаты мониторинга по годам обучения и полугодиям по выделенным разделам (см.Таблица №7).

Сводная таблица результатов проверки слухового восприятия за учебный год

Сводная таблица включает результаты восприятия контрольных фраз и показывает динамику развития рабочего расстояния (в метрах) и объём воспринимаемого речевого материала (в процентах).

Т. О., слухоречевая карта дает адекватную оценку развития произносительной стороны устной речи и речевого слуха обучающегося. По итогам исследования делаются выводы о сформированности компонентов познавательной сферы, выявляются актуальные знания, определяются зоны ближайшего развития, составляются  индивидуальная рабочая программа с учётом ФГОС, рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута обучающегося. Все это способствует успешному освоению обучающимися академических знаний, развитию их социально-бытовой ориентации и введению в культуру в целом.


Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа – интернат  № 15» г. Омска

______________________________________________

Слухоречевая карта

  ФИ___________________________________

___________________________________


Анкета

ФИО обучающегося

Дата рождения

Домашний адрес

ФИО родителей

Состав семьи

Заключение областной ПМПК (ш/ПМПК)

Сопутствующие диагнозы

Дополнительная информация (дошкольное образование, слухопротезирование, тип ИСА/КИ, аудиограмма)


Таблица №1

Проверка речевого развития при поступлении в школу

ФИ _______________________________________________________________________

Вопросы  и поручения общего характера

Как   тебя зовут?

Как твоя фамилия?

Как зовут маму?

Как зовут папу?

Сколько тебе лет?

Какое сейчас время года?

У тебя есть бабушка?

Дай карандаш.

Возьми книгу.

Открой книгу

Встань

Сядь

Проверка знаний предметного словаря 

Учебные вещи:

Ручка

Карандаш

Книга

Тетрадь

Линейка

Игрушки:

Кукла

Машина

Барабан

Мяч

Зайка

Овощи:

Лук

Помидор

Огурец

Свёкла

Картофель

Фрукты: 

Яблоко

Груша

Лимон

Банан

Слива

Части тела:

Рука-руки

Нога-ноги

Ухо-уши

Глаза

Лоб

Нос

Рот

Живот

Одежда:

Рубашка

Брюки

Платье

Куртка

Шапка

Шарф

Обувь:

Сапоги

Ботинки

Туфли

Тапочки

Валенки

Посуда:

Ложка

Вилка

Чашка

Тарелка

Домашние животные:

Кошка

Собака

Корова

Лошадь

Дикие животные:

Медведь

Лиса

Волк

Заяц

Домашние птицы:

Курица

Гусь

Утка

Петух

Дикие птицы:

Ворона

Воробей

Синица

Дятел

Проверка употребления в речи глаголов (предъявляются картинки)

Сидит

Стоит

Лежит

Бежит

Спит

Ест

Таблица №2

Обследование слуха речью  

ИСА/КИ__________________________________________________________________________

Проверочный материал

Рабочее расстояние

Проверочный материал

Резервное расстояние

без ИСА

с ИСА/КИ

без ИСА

с ИСА/КИ

л/у

п/у

л/у

п/у

Барабан

Бабушка

Рука

Карандаш

Собака

Корова

Дом

Шапка

Дедушка

Курица

Стол

Доска

Заяц

Чулки

Суп

Санки

Сапоги

Нос

Часы

Мяч

Таблица №3

 Профиль  произношения

Класс

Год обучения

а

о

у

э

и

ы

п

т

к

ф

с

ш

х

л

р

м

н

в

б

д

г

з

ж

ц

ч

щ

й

я

ю

е

ё

доп (сент)

доп (май)

1(сент)

1(май)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица №3

Нормы орфоэпии

Класс

Год обучен.

Безударый - о

Звонкие согласные на конце слова

Звонкие согласные перед глухими

Непроизносим. согласные

Удвоенные согласные

Окончания              - ого, - его

Окончания        - тся, - ться

Произношение слов типа «что, чтобы»

доп (сент)

доп (май)

1(сент)

1(май)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица №3

Общие сведения о произносительной стороне речи

Класс

Год обучения

голос

темп

слитность

словесное ударение

логическое ударение

внятность

связность

членораздельнос

доп (сент)

доп (май)

1(сент)

1(май)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица №4

Речевой материал для проверки состояния слуха обучающихся подготовительного и первого класса

по спискам Л.В.Неймана ( со 2го по 12й класс используются слова Э. Леонгард )

п/п

Речевой материал

1 доп. класс

1 класс

сентябрь

май

сентябрь

май

1е пр.

2е пр.

1е пр.

2е пр.

1е пр.

2е пр.

1е пр.

2е пр.

СПИСОК  1

1

Мама

2

Дом

3

Стол

4

Дедушка

5

Парта

6

Собака

7

Рука

8

Барабан

9

Кошка

10

Шуба

11

Мальчик

12

Лампочка

13

Часы

14

Сапоги

15

Муха

16

Заяц

17

Тетрадь

18

Суп

19

Чернила

20

Петух

СПИСОК  2

1

Папа

2

Нос

3

Бабушка

4

Доска

5

Корова

6

Шапка

7

Карандаш

8

Чашка

9

Окно

10

Уши

11

Мяч

12

Палка

13

Булка

14

Коза

15

Школа

16

Чулки

17

Хлеб

18

Капуста

19

Санки

20

Курица

СПИСОК  3

1

Вова

2

Стул

3

Рубашка

4

Сумка

5

Глаза

6

Голова

7

Каша

8

Нога

9

Молоко

10

Ручка

11

Яблоко

12

Зима

13

Перо

14

Шар

15

Книга

16

Дым

17

Лошадь

18

Девочка

19

Сахар

20

Кукла

Таблица №5

Речевой материал для проверки состояния слуха обучающихся 2х-12х  классов (списки Э.И.Леонгард)

№ п/п

Восприятие слов  без ИСА

(список 1)

2 класс                  5  класс

№ п/п

Восприятие слов с      ИСА/КИ  (список 2)

2 класс          5 класс

1 пр.  2пр.

1пр.           2 пр

1пр          2пр.

1пр.          2 пр.

1

ЁРШ

1

ПЕЧЕНЬЕ

2

ЛИФТ

2

ПОТ

3

СОН

3

ЦАПЛЯ

4

НОС

4

СЫН

5

МАРТ

5

БУФЕТ

6

ЕНОТ

6

ЁЛКА

7

ЯГОДА

7

ОФИЦЕР

8

ПУТЬ

8

ЯБЛОНЯ

9

РОСТ

9

ДАТА

10

БОЙ

10

БЕРЕТ

11

ДЫМ

11

МУРАВЕЙ

12

ДВОР

12

МОХ

13

КЛЕТКА

13

ВАФЛИ

14

КОРЕНЬ

14

ЛАПА

15

ДВОРЕЦ

15

БОРЕЦ

16

ЛЮСТРА

16

ИНЕЙ

17

ЗНАМЯ

17

МЕТР

18

КАССА

18

МАСЛО

19

 ЛЮДИ

19

СОМ

20

 ЯЩИК

20

СЕМЬЯ

21

ИВА

21

БОЛТУН

22

ЛАНДЫШ

22

ВНУК

23

 КАРМАН

23

ЛОПАТА

24

КОНВЕРТ

24

ВЕСЛО

25

ЗАСЛОН

25

АИСТ

26

ПЕТУХ

26

МАЙ

27

БАЛЕТ

27

БЕНЗИН

28

ЗАКАТ

28

ЗАЛП

29

ЗВОНОК

29

РАДИО

30

ЖАЖДА

30

ШОФЁР

31

ЕДА

31

ЛАСОЧКА

32

КРЫЛЬЦО

32

БОРЩ

33

ЛОТОС

33

КОМНАТА

34

ЗВЕЗДА

34

ГРАНАТ

35

ТРЕЩИНА

35

БЕРЛОГА

36

ЗАРЕВО

36

ПОДУШКА

37

ХЛЕБНИЦА

37

УДОЧКА

38

ЧТЕНИЕ

38

РАСЧЁСКА

39

ДЕРЕВО

39

ВЕЧЕР

40

ДОНОР

40

ТЕАТР

41

ЧЕРНИКА

41

МОНЕТА

42

ФАНЕРА

42

ВИЛЫ

43

АПТЕКА

43

ДЕДУШКА

44

КОРОВА

44

ДЯТЕЛ

45

КАКАО

45

ПЛАН

46

КАЧЕЛИ

46

ЗАПАХ

47

ЖЕЛЕЗО

47

ДУХИ

48

УРОЖАЙ

48

ЖАБА

49

РАЗГОВОР

49

КОЛОДЕЦ

50

УЧЕНИК

50

АПЕЛЬСИН

Таблица №6

Протокол проверки слухового восприятия за I полугодие 20__ – 20__уч. г.

ученика(цы)__________________________________        _________класса

ИСА/КИ_______________________расстояние__________________________

№ п/п

фразы

слова из фраз

1 пред.

2 пред.

1 пред.

2 пред.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

фразы                                                          слова из фраз

верно____   -    ____%                                  верно______   -    ____%  

неверно____ -  ____ %                                  неверно_____  -   ____%  

Примечание:       в дополнительном, 1ом, специальном классах – 15 фраз;  

во 2ом-12ом классах – 25 фраз.        


Таблица №6

Протокол проверки слухового восприятия за 20___    20___ уч. года

ученика(цы)_______________________________________  класса ____________

ИСА /КИ____________________________расстояние ________________________

№ п/п

фразы

слова из фраз

№ п/п

фразы

слова из фраз

1 пред.

2 пред.

1 пред.

2 пред.

1 пред.

2 пред.

1 пред.

2 пред.

1

26

2

27

3

28

4

29

5

30

6

31

7

32

8

33

9

34

10

35

11

36

12

37

13

38

14

39

15

40

16

41

17

42

18

43

19

44

20

45

21

46

22

47

23

48

24

49

25

50

фразы                                                          слова из фраз

верно ____   -    ____%                                  верно_____   -    ____%  

неверно____ -  ____ %                                  неверно_____  -   ____%  

Примечание:       в дополнительном, 1ом, специальном классах – 30 фраз;  

во 2ом-12ом классах – 50 фраз.        

Таблица №7

Таблица предметных результатов по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Предметные результаты

1 доп. кл.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

Слуховое восприятие:

L без ИСА на правое ухо

Слуховое восприятие:

L без ИСА на левое ухо

Слуховое восприятие:

 L с ИСА/КИ

Специфические расстройства речи: а) нет; б) алалия; в) дизартрия; г) ринолалия

Восприятие текста и фраз учебного, обиходно-разговорного характера

Восприятие текста:

 а) с опорой; б) слухо-зрительно;

в) на слух;  г) целостно;  д) по словам;     е) по фразам; ж) понимает; з) понимает частично; и) не понимает; к) на вопросы не отвечает;

л) на вопросы отвечает с помощью учителя; м) на вопросы отвечает самостоятельно

Восприятие фраз учебного и обиходно-разговорного характера:

а) с опорой;       б) сл/зр;         в) на слух;

 г) целостно;    д) по словам; е) понимает;

 ж) понимает частично; з) не понимает

Речевое дыхание.

Слитное произношение и соблюдение синтагм: а) сопряженно с учителем;

б) отражённо по подражанию;

в) по графическому знаку при чтении;

г) при воспроизведении текста наизусть;

д) в самостоятельной речи;

Произношение слитно, на одном выдохе:

а) 1 слога: б) 2-3 слогов; в) 4 – 6 слогов;

 г) 7-8 слогов; д) 9-12 слогов; е) 13-15 слогов;

Таблица №7

Голос:

а) тихий; б) крикливый; в) высокий;  

г) низкий;  д) фальцетный; е) фальцет на некоторых гласных или согласных звуках (чаще всего на У, И, М, Н);  

 ж) беззвучный (приближенный к шепотному);   з) гнусавый;   и) хриплый;    

 к) сдавленный;   л) скрипучий;                

м) слабый; н) нормальной громкости;

Темп речи:  

  а) быстрый;  б) медленный;  в)  умеренно беглый;  д) естественный

Словесное ударение:

а) по подражанию; б) по надстрочному знаку; в) самостоятельно

Логическое ударение:

а) сопряженно с учителем; б) отраженно по подражанию; в) при чтении с опорными знаками; г) самостоятельно

Интонация:  

а) по подражанию; б) при чтении с надстрочными знаками;                              

в) самостоятельно)

Повествовательная

Вопросительная

Восклицательная

Побудительная

Паузы: соблюдает; не соблюдает

Использование основных правил орфоэпии в речи:

  1. Безударный О как А

  1. Звонкие согл. в конце слов (дуб)

  1. Звонк.согл. перед глухими согл. (ложка)

  1. Удвоенные согл. ( касса)

  1. Слова что, чтобы

  1. Окончания –ого, -его

Таблица №7

  1. Непроизносимые согл. (сердце)

  1. И после Ш, Ж, Ц, как Ы

  1. Предлог перед сущ. (с братом)

  1.  СЧ, ЗЧ, ЖЧ, как Щ

  1. Ться, тся как ЦА

Произношение слов:  а) по слогам;      

б) по частям; в) слитно

С соблюдением:

Звукобуквенного состава: а) точно;

б) приближенно; в) не соблюдает

Слогового состава: а) точно;

б) с ошибками

Фонематический слух: а) нарушен;

б) не нарушен

Самоконтроль при произношении

Словарный запас:

а) отсутствует;   б) крайне бедный;

в) бедный;   г) соответствует возрастным нормам;    д) богатый

Устная речь:

а) нет вокализаций;      б) слоги;

в) отдельные слова; г) простые фразы;

д) неразборчивая речь;    

е) малоразборчиваяречь; ж) сложные нарушения звукопроизношения;

 з) аграмматизмы;  и) монотонная речь;

к) внятная речь;  л) речь интонационно-окрашенная

Способ общения:

а) отсутствие общения; б) мимико-жестовая речь;  в) использование фоноритмики;    

г) дактильная речь;

д) словесная  речь

Наличие мотивации к словесному общению:а) отсутствует; б) низкая;

 в) средняя; г) высокая

Таблица №8

Сводная таблица результатов проверки слухового восприятия за учебный год

класс

доп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%

L

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха.

В статье публикуется дополнительная программа по развитию навыков коммуникации, слухового восприятия, связной  речи у детей с нарушенным слухом....