Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха.
статья на тему

Косянская Вера Николаевна

В статье публикуется дополнительная программа по развитию навыков коммуникации, слухового восприятия, связной  речи у детей с нарушенным слухом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                                             
Автор: Косянская В.Н.Картинки по запросу картинки для детей

сурдопедагог ОГБУСО «РЦ»

Основной задачей реабилитации детей с нарушениями слуха является ликвидация или максимально возможное уменьшение влияния дефекта слуха и его последствий, социальная интеграция в жизнь общества. Решающим фактором интеграции выступает слухоречевое развитие ребенка. Актуальность проблемы объясняется тем, что при поражении слухового анализатора нарушается не только восприятие речи, но и сам процесс ее становления. Это влечет за собой нарушение процесса познания, снижение уровня мышления, затруднение общения, социальную изоляцию.

Дети, нуждающиеся в реабилитации, имеют остатки слуха различной степени. Медико-педагогические исследования показали, что и нарушенная слуховая функция подчиняется физиологическим и психолого-педагогическим закономерностям развития, т.е. существует реальная возможность не только использовать, но и развивать остаточный слух. Развивающийся слух позволяет сделать наиболее эффективным средством коррекции и компенсации процесса формирования словесной речи, потребности общения на словесной основе (а не на основе жестовой речи), осуществление процесса широкой речевой практики, стимулирующей накопление словарно-речевого фонда, овладение фонетико-грамматическими основами языка. Только свободное владение языком дает возможность реализации потенциальных резервов, получение образования, квалифицированной работы, пользование современными «языковыми» технологиями: интернет, факс, электронная почта и т.д.),

В последние годы сделано очень много на пути поисков эффективных методов развития слуха и словесной речи: совершенствование технологий обучения, диагностирующей и звукоусиливающей аппаратуры, проведение скрининга, кохлеарная имплантация, применение компьютерных технологий, создание альтернативных систем обучения.

Однако наблюдения показывают, что дети среднего и даже старшего школьного возраста слабо владеют словесной речью по сравнению со слышащими сверстниками, низок уровень самостоятельной письменной речи, в устной речи наблюдаются нарушения произношения, бедность и недостаточная  дифференцированность словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. Все это затрудняет общение с окружающими, осложняет процесс интеграции и адаптации, создает острую необходимость психолого-педагогической помощи по специфическим (для общеобразовательной школы) предметам: развитию слухового восприятия и формированию произношения, а также консультативной помощи родителям.

Для преодоления этих трудностей мною составлена программа «Давайте, поговорим!»

Основной формой реализации программы является диалог, хотя широко используются и монологическая речь, и связные тексты разнообразной тематики. Главное при проведении занятий - обеспечение интенсивного общения в естественных или максимально приближенным к ним условиям с опорой на развивающийся слух.

Коммуникативная установка различных тренировочных упражнений (подстановочных, трансформационных, конструктивных), автоматизация употребления диалогических единств (воспроизведение, вариации, трансформации диалогов), работа над тематической лексикой, опора на различные типы зрительной наглядности (графической, условноизобразительной) позволяют сделать процесс формирования и развитие навыков и умений словесной речи наиболее интенсивным, интересным для детей. Они стимулируют усложнение языкового материала, увеличение объема речевого спонтанного высказывания, позволяет высказать собственное мнение, дать свою оценку происходящему, приближает занятие к реальному общению.

Программа предполагает личностно - ориентированный подход в обучении, т.е. учет индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей: уровня развития речи, состояния слуховой функции, степени сформированности и объема слуховых представлений, окружающей речевой среды, поэтому объем речевого материала, воспринимаемого на слух, его содержание, структура, характер деятельности над этим материалом, темп работы для каждого ребенка подбирается индивидуальной ходе реабилитации необходимо помнить о том, что «не должно быть развития слуха ради слуха». Опираясь на взаимосвязь пониженного слуха, мышления и речи, нужно приучать ребенка понимать обращенную речь по неполным слуховым данным, опираться на догадку, контекст. Необходимо реабилитировать оптимальные возможности ребенка, а не органа слуха, выявлять новые возможности: использование низких частот, соматико- сенсорные пути, возможности природного развития речи путем использования и расширения оптимального слухового поля, роль комплексного звука речи.

2.Цель программы.

Социальная адаптация не слышащих детей на базе развития речевого слуха и повышения уровня воспроизведения словесной речи. В ходе занятий необходимо решение важных проблем:

  • Развитие способности концентрации слухового внимания, слуховой памяти.
  • Увеличение объема слуховых представлений, повышение уровня слухового восприятия.
  • Использование развивающегося слуха для нормализации произношения (тембра, ритма, интонации, темпа речи), для постоянного контроля

собственного произношения.

  • Обучение навыкам и приемам работы с индивидуальным слуховым аппаратом в различных акустических условиях восприятия, режимах усиления.

-Совершенствование полисенсорного восприятия речи Формирование и развитие умений и навыков устного общения на словесной основе.

3. Этапы работы по программе.

Первоначальный этап.

Формирование (уточнение) слуховых представлений в рамках темы (слова, словосочетания, фразы), тренировка слуха, накопление слухового словаря. Основной этап.

Дифференциация слухового материала (различение, опознавание, распознавание).

Заключительный этап:

Распознавание речевого материала, незнакомого по звучанию. Перенос в другую ситуацию. Самостоятельная речь.

  1. Методы работы

На реабилитационных занятиях с не слышащими детьми возможно использование общих педагогических методов и специальных.

  • Словесные (объяснение, беседа, письменные и устные инструкции).
  • Наглядные (таблицы с речевым материалом, графическая наглядность).
  • Практические (иллюстративно - изобразительная деятельность, упражнения репродуктивного и продуктивного характера, творческие, самостоятельные задания, инсценирование, демонстрация).
  • Слухоречевые тренировочные упражнения. Упражнения в зрительном восприятии речи, наглядные приемы представления речевых средств (показ артикуляции, речевого поведения говорящих, подражание речи взрослых, сопряженное проговаривание).
  1. Количество и продолжительность занятий.

Количество занятий (продолжительность реабилитации) зависит от индивидуальных особенностей ребенка - характера и скорости протекания мыслительных процессов, работоспособности, уровня сформированности знаний и умений, интересов, мотивов. А главное - от степени поражения слухового анализатора, уровня развития словесной речи и слухового восприятия ребенка. Существуют еще и другие условия - наличие качественного слухового аппарата, возможность систематических посещений реабилитационного центра, заинтересованность и активная помощь родителей.

Сложная структура дефекта требует длительного периода реабилитации

(практически весь дошкольный и школьный возраст детей). Продолжительность реабилитации по данной программе 1,5-2 года. Используя чередование видов деятельности, развивающие упражнения, вполне реально проведение занятий продолжительностью 0,5- 1часа 2-3 раза в неделю.

6. Количество детей в группе.

Оно варьируется в зависимости от конкретных задач коррекционного занятия и может составлять от 2 до 5 человек. С некоторыми детьми необходима индивидуальная подготовительная работа по усвоению лексики, автоматизации произношения.

7. Возраст детей:

13-16 лет

8.Тематика занятий.

- Я и мои друзья.

- Мой город.

- Идем за покупками.

- Я и спорт.

- Мое любимое занятие.

- Наше поздравление.

- Приятного аппетита.

- Путешествуйте с нами.

- Будьте здоровы.

- Театр.

Выбор такой тематики мотивирован актуальностью речевого материала для формирования практических умений и навыков общения в различных бытовых ситуациях.

Содержание диалогов может зависеть от возраста, речевых возможностей детей.

В качестве иллюстраций, графических заданий можно использовать пособие «Учим русский язык» С.М.Соколовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Статья Коррекция и реабилитация речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.

Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественно...

Слухоречевая реабилитация детей со СА или КИ

Центральная задача слухового восприятия - формирование и развитие у детей способности воспринимать на слух речь. Значит на слуховых занятиях ( как и на всех других занятиях и в быту) должно осуществля...

Организация коррекционной работы по слухоречевой реабилитации учащихся с нарушенным слухом

В данной статье описан опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха...

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха и методы её осуществления

В статье представлены основные виды и средства реабилитации инвалидов с нарушениями слуха....

Реабилитация детей с нарушением слуха

Материал для родителей детей с нарушением слуха и специалистов, который обобщает информацию о том, какие факторы влияют на результат реабилитации детей с нарушенным слухом...

СЛУХОРЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

СЛУХОРЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (с пояснительной запиской). Разработана в соавторстве с учителями-дефектологами В.П.Старковой, Н.В.Майстришиной, Г.И.Храмцовой...