«Развитие познавательных способностей учащихся»
рабочая программа (7 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

 Основными задачами курса являются:

-  развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно - ориентированного тренинга; 

-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся; 

-формирование собственного стиля мышления;

-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_resheniya_tvorcheskih_zadach_7_klass.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

 (наименование учебного предмета/курса)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе образовательной программы «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классы для общеобразовательных учреждений.(Автор: Криволапова Н.А, «Просвещение», 2012 г.)

Храмовой Нелли Валерьевной

Оха

2022 г

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

   Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

 Основными задачами курса являются:

-  развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно - ориентированного тренинга;  

-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;  

-формирование собственного стиля мышления;

-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты внеурочной деятельности школьников:

   знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

    осознание ответственности за общее благополучие;

    развитие этических чувств;

    установка на здоровый образ жизни;

    самооценка;

    самоопределение.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Развитие познавательных способностей учащихся»:

  Регулятивные УУД:

    целеполагание;

    волевая саморегуляция;

    прогнозирование уровня усвоения;

    оценка;

    коррекция.

Коммуникативные УУД:

    умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

    умение выражать свои мысли полно и точно;

    управление действиями партнера (оценка, коррекция);

    использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД:

    умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    выделение познавательной цели;

    выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;

    умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    устанавливать причинно- следственные связи;

    устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Содержание программы

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

• «Развитие интеллектуальных умений» (5 класс) — 34 ч;

• «Учимся мыслить творчески» (6 класс) -34 ч;

• «Методы решения творческих задач» (7 класс) – 34ч.;

• «Учимся работать с информацией» (8 класс) — 34 ч.

     В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

     Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

    Виды учебной деятельности: исследовательская, ролевая игра, общение.

    Формы учебной деятельности: поиск информации, дискуссия, спор, диалог, психологический тренинг, ролевые ситуационные игры.

    Учебно-методическое обеспечение: таблицы по математике, комплект чертежных инструментов, комплекты демонстрационных геометрических тел.

    Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, мультимедийная техника.

Содержание программы

Методы решения творческих задач

     Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен- ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

     Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.    

     Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

    Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

    Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на пло- скости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры. Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

     Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры

Формы организации внеурочных занятий

По организации обучения: очная 

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Работа в парах

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание

1

Секреты и методы творчества

Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры

2

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

5

6

Логические цепочки

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия

7

8

Логические цепочки. Причинно-следственные связи

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания, развивающие игры

9

10

Как решать изобретательские задачи

Как рождаются изобретения. Постановка и раз- решение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя

11

12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения

13

14

Развитие воображения

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи

15

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие

16

17

Изобретательское творчество

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания, развивающие игры

18

19

Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий

Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания, развивающие игры

20

Решение задач методом разрешения противоречий

Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», приём «на- оборот». Практические задания, развивающие игры

21

Решение задач методом разрешения противоречий

Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры

22

23

Творчество и фантастика

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях

24

25

Методы решения творческих задач

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод

26

Методы решения творческих задач: преобразование свойств

Метод преобразования свойств: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

27

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

28

29

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

30

31

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

Метод морфологического ящика: сущность метода


Диагностика интеллектуального развития учащихся

     Оценку влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательной и мотивационной сфер учащихся мы осуществляем по следующим критериям:

• динамика уровня интеллектуального развития ребёнка;

• динамика уровня обученности;

• динамика уровня сформированное учебно-информационных, учебно-исследовательских умений.

     Для изучения уровня интеллектуального развития можно использовать тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР и др.

     В 5 и 6 классах в течение года тестирование проводится дважды: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.

    Все задания теста закрытые, т. е. требующие выбора одного из четырёх ответов, который ученик считает наиболее правильным. При проведении тестирования ученики должны получить подробную инструкцию от учителя. Инструкция включает в себя следующую информацию:

 — тест состоит из 15 заданий с выбором ответа;

 — только один из четырёх ответов правильный, поэтому нужно выбрать тот ответ, который кажется наиболее точным;

— на выполнение теста даётся 40 мин;

— за выполнение теста оценка ставиться не будет, этот тест позволит учителю выбрать такие формы работы на уроке, которые позволят каждому ученику получить прочные знания; при обучении каждый получит помощь учителя в том объёме, который ему необходим;

— сначала надо внимательно прочитать вопрос, потом мысленно ответить на него и только после этого выбрать правильный среди предложенных ответов;

 — простые и более сложные вопросы перемешаны, поэтому, если сразу не можешь выбрать ответ, приступай к другому заданию; после выполнения последнего задания, если осталось время, снова попробуй найти ответ на пропущенные вопросы.

     Эту инструкцию можно дать на предыдущем перед тестированием занятии и, выбрав один из вопросов промежуточного теста, показать на примере, как надо действовать.    

     Для удобства работы тест нужно размножить по количеству детей в классе. По правилам тестирования на странице следует размещать не более двух-трёх вопросов, если они не содержат рисунка. Если в вопросе есть рисунок, то он должен быть на странице только один. Это создаёт условия, при которых усталость будет связана только с выполнением работы, а не с удержанием внимания на строке и боязнью «потерять строку».

     При проверке теста оцениваются следующие интеллектуальные умения: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, методологические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. По ключу определяется коэффициент по каждой позиции. Анализ результатов теста позволяет выяснить общие для всего класса проблемы. Их решение и должно быть приоритетным: выбор форм и методов работы на уроках должен обеспечить развитие именно этих интеллектуальных умений школьников.

      Каждый из обучающийся отвечает на вопросы теста. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все умения, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимально возможного.

     Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребёнка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.

     Тексты диагностических и итоговых тестов для 5 и 6 классов приведены в «Сборнике заданий для развития познавательных способностей учащихся».


Список литературы

1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012

2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012

3. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию творческого мышления учащихся: 7 кл / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2012

4. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы/ Е.С. Смирнова. М.: УЦ «Перспектива», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК под редакцией М.М. Разумовской как инструмент развития познавательных способностей учащихся.

Особенности  использования УМК под редакцией М.М. Разумовской для развития познавательных способностей учащихся....

Методический урок по теме "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики"

Цель и задачи:1.     показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии эффективных уроков и технологии проблемного обучения;2....

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс

Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс

Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....

Доклад на PMO «Развитие познавательных способностей учащихся и роль КСО, модульной технологии в этом»

В настоящее время нежелание школьников учиться - едва ли не главная проблема в школе. Причины возникновения такой ситуации многообразны. Главная причина - недостаточное развитие, деформация познавател...