Главные вкладки

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"
    календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

    Чолкован Алена Викторовна

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_uchashchihsya-5.doc141 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Честь Российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках

     и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний».

    М. Ломоносов

    Пояснительная записка.

    Логика – наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определенным, последовательным, связным, доказательным. Как человек, незнакомый с правилами арифметики и грамматики не может правильно считать и писать, так и человек не  знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать в математике. Человеку, занимающемуся математикой, приходится определять понятия, выяснить связь между ними, рассматривать какие группы, числа, уравнения можно составить. Но особенно часто в математике приходиться  путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы. Без логики не может быть математики! А это значит, что для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Само изучение математики очень полезно для овладения правилами и законами мышления. Не без оснований математику иногда называют «оселком» для ума.

    Решение всякой математической задачи – это цепь рассуждений. Вычисления, которые приходится использовать, невозможны без логических рассуждений.

    По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся приходящих из начальной  школы, плохо сформированы следующие качества, необходимые для дальнейшего  успешного обучения:

    1. развитие речи (на это указывают 70% опрошенных);
    2. техника чтения;
    3. память (отмечают 53% опрошенных учителей);
    4. внимание (33% опрошенных);
    5. самостоятельность (23% опрошенных);
    6. наблюдательность;
    7. организованность;
    8. способность сосредоточиться;
    9. обязательность;
    10. познавательный интерес;
    11. старание, желание преодолеть трудности в учебе.

    В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов:

    1. внимания,
    2. восприятия,
    3. наблюдения,
    4. воображения,
    5. памяти,
    6. мышления.

    Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

    Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

    1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация.





    1. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей. Возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
    2. высокий  уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.






























    Занятия по развитию способности анализировать.

    2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

    1. высокий  уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

    Тема занятия

    Что развиваем?

    Основные виды деятельности

    Примечания, ТСО, наглядности, доп. мат

    Занятия по развитию способности рассуждать.

    1.

    Решение задач на «совмещение»

    Зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, речь, способность рассуждать.

    Математические головоломки, загадки, словесные закономерности, задачи «совмещение», загадки.

    Учебные таблицы и рисунки.

    2.

    Решение задач на «совмещение»

    Быстроту реакции, пространственное воображение, внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, логическое мышление, способность рассуждать.

    Быстрый счет,  математические упражнения, задания на развитие речи, задачи «совмещение», загадки.

    3.

    Решение задач на «совмещение»

    Концентрацию внимания, память, быстроту мышления, логическое мышление, речь, способность рассуждать.

    Обогащение словарного запаса, математические закономерности,  загадки, математические упражнения, задания на развитие речи,  задачи «совмещение», загадки.

    4.

    Решение задач на «отрицание»

    Слуховую память, внимание, интеллект, речь, логическое мышление, способность рассуждать.

    Словесные закономерности, математические головоломки, задания на развитие речи, задачи «отрицание», математические упражнения, загадки.

    5.

    Решение задач на «отрицание»

    Слуховую память, внимание, логическое мышление,  речь, способность рассуждать.

    Задания на развитие речи, числовые закономерности, математические головоломки, задачи «отрицание», загадки.

    6.

    Решение задач на «отрицание»

    Объем внимания, слуховую память, быстроту реакции, речь, логическое мышление, способность рассуждать.

    Словесные закономерности, числовые закономерности, задания на развитие речи, геометрическое задание, задачи «отрицание», загадки.

    7.

    Решение задач на «сопоставление»

    Ассоциативную память, зрительную память, логическое мышление, быстроту реакции, речь, способность рассуждать.

    Задания на развитие речи, народная мудрость, математические головоломки,  загадки, задачи «сопоставление».

    1

    2

    3

    4

    5

    8.

    Решение задач на «сопоставление»

    Логическое мышление, зрительную память, внимание, чувство юмора, быстроту реакции, слуховую память, способность рассуждать. .

    Числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, разгадывание народной мудрости, математическая головоломка, задачи «сопоставление».

    Учебные таблицы и рисунки.

    9.

    Решение задач на «сопоставление»

    Внимание, интеллект, зрительную память, быстроту реакции, логическое мышление, слуховую память, речь, способность рассуждать.

    Логическо-поисковые задания, интегративное задание, математические головоломки, разгадывание народной мудрости, задачи «сопоставление».

    10.

    Диагностика развития способности рассуждать.

    Контроль ЗУН.

    Диагностическое задание «разное - одинаковое»

    Задачи.

    Занятия по развитию способности планировать.

    11.

    Решение задач, связанных с поиском конечной клетки после одного перемещения.

    Наблюдательность, пространственное воображение, внимание, быстроту реакции, зрительную память, слуховую память, способность планировать

    Геометрические задачи, криптограмма, работа с числами, логические задачи, геометрическое задание, задание на развитие речи, задачи «петух».

    Учебные таблицы и рисунки.

    12.

    Решение задач, связанных с поиском конечной клетки после одного перемещения.

    Внимание, гибкость мышления, сообразительность, логическое мышление, быстроту реакции, наблюдательность, способность планировать.

    Логически-поисковые задачи, работа с многозначными словами, криптограмма, математические упражнения, задачи «петух», загадки.

    13.

    Решение задач, связанных с поиском начальной клетки  одного перемещения.

    Концентрацию внимания, память, сообразительность, логическое мышление, быстроту реакции, наблюдательность, способность планировать.

    Математические головоломки, задания на развитие речи, логически-поисковые задачи,  загадки, задачи «волк», числовые закономерности.

    14.

    Решение задач, связанных с поиском начальной клетки  одного перемещения.

    Внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, наблюдательность, способность планировать.

    Задания на развитие речи,  математические закономерности, задания на грамотность, загадки, задачи «волк».

    15.

    Решение задач, связанных с поиском конечной клетки одного перемещения.

    Умение делить объекты на классы, внимание, быстроту реакции, логическое мышление, наблюдательность, способность планировать.

    Логическо-поисковые задания, математические головоломки, числовые закономерности,  загадки, задачи «лиса».

    1

    2

    3

    4

    5

    16.

    Решение задач, связанных с поиском начальной  клетки одного перемещения.

    Сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление, способность планировать.

    Обогащение словарного запаса, быстрый счет, загадки, определение логических связей, задачи «лиса».

    Учебные таблицы и рисунки.

    17.

    Диагностика развития способности планировать.

    Контроль ЗУН.

    Диагностическое задание «заяц».

    Задачи.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



    1. С. Ю.Афонькин «Учимся мыслить логически», Санкт – Петербург, 2002.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 3», Москва, 1998.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 4», Москва, 1998.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 5», Москва, 1999.


    1. Н. Винокурова «5000 игр и головоломок для школьников», Москва, 2001.


    1. М.М.Давыдова «Развивающие игры для детей», Москва, 2001.


    1. Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –1, Москва, 2001.


    1. Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –2, Москва, 2001.


    1. Л.Мочалов «400 игр, головоломок и фокусов», Москва, 2000.


    1. А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996.


    1. Л.Ф.Тихомирова «Логика. Дети: 7-10 лет», Ярославль, 2001.


    1. Л.Ф.Тихомирова , А.В.Басов «Развитие логического мышления детей», Ярославль, 1996.


    1. Л.Ф.Тихомирова  «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, 1996.


    1. А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей», Москва, 1996.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс

    Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

    Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс

    Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5 КЛАССЕ.

    Познакомить учащихся с математическим понятием «процент», историей возникновения данного понятия, научить решать простейшие задачи на нахождение процента от числа и процентного отношения.  П...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...