Главные вкладки

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"
    календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

    Чолкован Алена Викторовна

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Честь Российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках

     и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний».

    М. Ломоносов

    Пояснительная записка.

    Логика – наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определенным, последовательным, связным, доказательным. Как человек, незнакомый с правилами арифметики и грамматики не может правильно считать и писать, так и человек не  знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать в математике. Человеку, занимающемуся математикой, приходится определять понятия, выяснить связь между ними, рассматривать какие группы, числа, уравнения можно составить. Но особенно часто в математике приходиться  путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы. Без логики не может быть математики! А это значит, что для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Само изучение математики очень полезно для овладения правилами и законами мышления. Не без оснований математику иногда называют «оселком» для ума.

    Решение всякой математической задачи – это цепь рассуждений. Вычисления, которые приходится использовать, невозможны без логических рассуждений.

    По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся приходящих из начальной  школы, плохо сформированы следующие качества, необходимые для дальнейшего  успешного обучения:

    1. развитие речи (на это указывают 70% опрошенных);
    2. техника чтения;
    3. память (отмечают 53% опрошенных учителей);
    4. внимание (33% опрошенных);
    5. самостоятельность (23% опрошенных);
    6. наблюдательность;
    7. организованность;
    8. способность сосредоточиться;
    9. обязательность;
    10. познавательный интерес;
    11. старание, желание преодолеть трудности в учебе.

    В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов:

    1. внимания,
    2. восприятия,
    3. наблюдения,
    4. воображения,
    5. памяти,
    6. мышления.

    Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

    Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

    1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация.





    1. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей. Возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
    2. высокий  уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.






























    Занятия по развитию способности анализировать.

    2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

    1. высокий  уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

    Тема занятия

    Что развиваем?

    Основные виды деятельности

    Примечания, ТСО, наглядности, доп. мат

    Занятия по развитию способности анализировать.

    1.

    Решение задач на «сходство».

    Внимание, творческое мышление, интеллектуальные способности, быстроту реакции, логическое мышление, речь, способность анализировать.

    Спрятавшиеся слова, числовые закономерности, математические задания, загадки, задачи «сходство».

    Учебные таблицы и рисунки.

    2.

    Решение задач на «сходство».

    Быстроту реакции, внимание, слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, способность анализировать.

    Математические упражнения, решение кроссворда,  математические головоломки, правила этикета, загадки, задачи «сходство».

    3.

    Решение задач на «сходство».

    Быстроту реакции,  общение, зрительную память, интеллектуальные способности, внимание, логическое мышление, способность анализировать.

    Математические головоломки, задания на развитие речи, числовые закономерности, загадки, «задачи сходство», быстрый счет.

    4.

    Решение задач на «отличие».

    Внимание, зрительную память, логическое мышление, речь, быстроту реакции, способность анализировать.

    Словесные закономерности, числовые закономерности, математические головоломки, метаграммы, загадки, задачи «отличие».

    5.

    Решение задач на «отличие».

    Быстроту реакции, внимание, концентрацию внимания, речь, логическое мышление, способность анализировать.

    Цифровой диктант, числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, математические головоломки, задачи «отличие».

    6.

    Решение задач на «отличие».

    Логическое мышление, слуховую память, быстроту реакции, внимание, способность анализировать.

    Словесные и числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, числовой кроссворд, головоломка, задачи «отличие».

    7.

    Решение задач на «пересечение».

    Быстроту реакции, слуховую память, наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь, способность анализировать.

    Логически-поисковые задачи, задания на развитие речи, кроссворд, математические задачи, загадки, задачи «пересечение».

    1

    2

    3

    4

    5

    8.

    Решение задач на «пересечение».

    Гибкость мышления, быстроту реакции, внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, способность анализировать.

    Математические головоломки, числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, логически-поисковые задания, задачи «пересечение».

    Учебные таблицы и рисунки.

    9.

    Решение задач на «пересечение».

    Логическое мышление, слуховую память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, речь, способность анализировать..

    Спрятавшиеся слова, математические упражнения, задания на развитие речи, логически-поисковые задания, задачи «пересечение».

    10.

    Диагностика развития способности анализировать.

    Контроль ЗУН.

    Диагностическое задание «рисунок-вариант».

    Задачи.

    Занятия по развитию способности комбинировать.

    11.

    Решение задач с использованием «одной клетки».

    Слуховую память, быстроту реакции, сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать.

    Словесные закономерности, анаграммы, математические головоломки, загадки, быстрый счет, задачи «одна клетка».

    Учебные таблицы и рисунки.

    12.

    Решение задач с использованием «одной клетки».

    Быстроту реакции, сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать.

    Задания на развитие речи, числовые закономерности. математические задания, головоломки,  загадки, задачи «одна клетка».

    13.

    Решение задач с использованием «двух клеток».

    Концентрацию и объем внимания, логическое мышление, быстроту реакции, речь, способность комбинировать.

    Криптограмма, числовые закономерности, задания на развитие речи, словесные закономерности, загадки, задачи «две клетки».

    14.

    Решение задач с использованием «двух клеток».

    Быстроту реакции, умение делить объекты на классы, логическое мышление, речь, способность комбинировать..

    Словесные и числовые закономерности, математические головоломки, числовой кроссворд, загадки, задачи «две клетки».

    15.

    Решение задач с использованием «всех клеток».

    Произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, речь, способность комбинировать.

    Математические задания, словесные отношения, задания на развитие речи, спрятавшиеся слова, загадки, задачи «все клетки».

    1

    2

    3

    4

    5

    16.

    Решение задач с использованием «всех клеток».

    Сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать..

    Логически-поисковые задания, спрятавшиеся слова, числовые и словесные закономерности, математические упражнения, загадки, задачи «все клетки».

    Учебные таблицы и рисунки.

    17.

    Диагностика развития способности комбинировать.

    Контроль ЗУН.

    Диагностическое задание «ладья».

    Задачи.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



    1. С. Ю.Афонькин «Учимся мыслить логически», Санкт – Петербург, 2002.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 3», Москва, 1998.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 4», Москва, 1998.


    1. Н. Винокурова «Подумаем вместе - 5», Москва, 1999.


    1. Н. Винокурова «5000 игр и головоломок для школьников», Москва, 2001.


    1. М.М.Давыдова «Развивающие игры для детей», Москва, 2001.


    1. Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –1, Москва, 2001.


    1. Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –2, Москва, 2001.


    1. Л.Мочалов «400 игр, головоломок и фокусов», Москва, 2000.


    1. А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996.


    1. Л.Ф.Тихомирова «Логика. Дети: 7-10 лет», Ярославль, 2001.


    1. Л.Ф.Тихомирова , А.В.Басов «Развитие логического мышления детей», Ярославль, 1996.


    1. Л.Ф.Тихомирова  «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, 1996.


    1. А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей», Москва, 1996.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"

    Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

    Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс

    Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...

    Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс

    Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5 КЛАССЕ.

    Познакомить учащихся с математическим понятием «процент», историей возникновения данного понятия, научить решать простейшие задачи на нахождение процента от числа и процентного отношения.  П...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...