Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи»
методическая разработка

Кузькина Людмила Евграфовна

Ркомендации планирования по КРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzkina_l.e._programma_krz_razvitie_rechi_5_a_klass.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

на 2021-2022 учебный год

 на 5 класс

                         

                                       

2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. Ведётся работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с СНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Основные цели и задачи коррекционного курса «Развитие речи»

Целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с СНР.

Основными задачами являются:

-формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности,

-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи,

-практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи,

-практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений,

-усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам,

- обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у обучающихся среднего школьного возраста с различным уровнем речевого развития.

-формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей,

-формирование положительной мотивации к обучению.

Развитие речи обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы о прочитанном, выполнять устно-речевые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений. Навыки связного высказывания формируются в процессе систематических упражнений в составлении предложений, текстов с привлечением грамматического материала. Отрабатываются умения передать условие задачи, четко сформулировать вопрос, составить логичный и лаконичный ответ, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.

Общая характеристика программы

Научить обучающихся ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать  умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы обогатить память обучающегося каким-то количеством слов, их сочетаний,  предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.  Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению -  должно опережать письменную речь. Одним из способов такой организации является работа по развитию речи. Именно для обеспечения интенсивного речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создан коррекционный курс «Развитие связной речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у обучающихся среднего звена. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

Структура программы состоит из пяти блоков: Вводный. Развитие связной устной речи. Развитие связной письменной речи. Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся. Деловое общение, культура общения. Разделы направлены на коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

Основные формы работы. Рабочая программа реализуется через проведение коррекционных занятий теоретического и практического характера. Используется индивидуальная работа.

Формы контроля. Работа курса предполагает безотметочную форму контроля. Оценка деятельности учащихся носит устный характер (одобрение, словесное поощрение).

Планируемые результаты

  • Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления).
  • Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
  • Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
  • Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений.
  • Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функции, формирование умения планировать собственное связанное высказывание, анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные и другие семантические отношения, самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.
  • Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная).

Критерии оценки эффективности коррекционной программы

Критериями оценивания являются:

-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.

-динамика результатов формирования личностных и метапредметных УУД.

Содержание программы

Введение 1 ч. Для чего нужна речь. 1 ч.

Обучающиеся узнают, что такое речь, на видеопримерах наблюдают за людьми, не имеющими возможности обладать речью, делают выводы о необходимости речи в нашей жизни, сравнивают правильную красивую речь с примерами неграмотной речи.

Развитие связной устной речи 3 ч. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ. Учись пересказывать. Пересказ по плану. Краткий пересказ.

На занятиях раздела обучающиеся учатся правильному пересказу, узнают, как определить главную мысль в частях рассказа, учатся кратко пересказывать текст.

Развитие связной письменной речи 6 ч. Текст: что такое текст? Какие бывают тексты. О чём говорит заглавие. Заглавие в разных текстах. Как строится текст. Составление плана и рассказа по серии картинок. Составление плана к тексту. Описание животного по плану. Запись текста по памяти и  плану.

На теоретических занятиях данного блока обучающиеся знакомятся с понятием «текст», узнают виды текста, его структуру. На практических занятиях обучающиеся работают с небольшими по объёму текстами, рассматривают смысл и значение заглавия рассказа, затем сами составляют план по серии картинок, позднее рассказ по серии картинок в устной форме. Также учатся давать описание животного по плану. Самостоятельно пробуют составить план к небольшому тексту, затем записывают его по памяти. Таким образом обучающиеся готовятся к написанию изложения.

Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся. 24 ч. 

Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Родственные и однокоренные слова.  Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения Безударная гласная в корне слова. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Правило переноса. Словарные слова. Двойные согласные в корне слова. Гласные после шипящих. Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак. Разделительные ъ,ь Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты. Части речи. Имя существительное. Глагол. Начальная форма. Имя прилагательное. Дифференциация приставок и предлогов. Работа над просадическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение.

При изучении тем данного блока знакомятся с понятием «слово», учатся из одного слова образовывать новые слова с разным значением, делить слова на тематические группы, не называя понятие «многозначные слова», работают со словами, имеющими несколько значений. Узнают понятия «звук» и «буква», виды согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Учатся писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных. Изучают состав слова, однокоренные слова, роль ударения в слове. Знакомятся с безударной гласной и другими орфографическими правилами. Работают над просадическим компонентом речи, определяют логическое ударение, виды интонации.

Место предмета

Рабочая программа по развитию речи предназначена для организации занятий в рамках коррекционного курса развития речи для учащихся 5 классов. Курс занятий рассчитан на 1 год с последовательным углублением знаний и развитием практических умений, навыков. На изучение курса отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Раздел, тема

Количество часов

Введение

2 ч

1

Для чего нужна речь.

2

Развитие связной устной речи  

6 ч

2

Диалог. Монолог.

2

3

Рассказ. Пересказ. Учись пересказывать.

2

4

Пересказ по плану. Краткий пересказ.

2

Развитие связной письменной речи

12 ч

5

Текст: что такое текст? Какие бывают тексты.

2

6

О чём говорит заглавие.

2

7

Как строится текст.

2

8

Составление плана и рассказа по серии картинок. План к тексту

2

9

Описание животного по плану.

2

10

Запись текста по памяти и  плану

2

Расширение и обогащение словарного запаса учащихся

48 ч

11

Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки.

2

12

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных

2

13-15

Родственные и однокоренные слова.  Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа

6

16

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

2

17-18

Безударная гласная в корне слова

4

19

Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных.

2

20

Непроизносимые согласные

2

21

Правило переноса

2

22

Словарные слова

2

23

Двойные согласные в корне слова

2

24

Гласные после шипящих.

2

25

Мягкий знак после шипящих

2

26

Мягкий знак. Разделительные ъ,ь

2

27-28

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

4

29

Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

2

30

Части речи. Имя существительное

2

31

Глагол. Начальная форма

2

32

Имя прилагательное

2

33

Дифференциация приставок и предлогов

2

34

Работа над просадическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение

2

Всего: 68 часов

Материально-технические средства, необходимые для реализации рабочей программы «Развитие речи» обучающихся с ОВЗ

  1. Ноутбук с возможностью выхода в интернет.
  2. Принтер.
  3. Сканер.
  4. Ксерокс
  5. Видеопроектор.
  6. Доска.
  7. Раздаточный материал, картинки для индивидуальной работы.

Методологической основой для разработки коррекционно-развивающей программы являются:

  • Положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
  • Положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
  • Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева).
  • Научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 255 с.: ил.
  1. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  1. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
  2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / под ред. Т.А.Ладыженской. –М.: Педагогика, 1990.
  3. Речевые уроки /Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская и др. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Ларионова Л.Г. Русский язык. Орфография в заданиях и вопросах. 5-7 классы/ Л.Г.Ларионова. –М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Устная речь" для учащихся с ОВЗ, 6 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Устная речь»6 класс Рабочая программа по учебному предмету «Устная речь» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным ...

Рабочая программа по учебному предмету "Устная речь" для учащихся с ОВЗ, 8 класс

Программа предназначена для учащихся с ОВЗ, 8 класс (сложная структура дефекта)....

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 9 “_” класса (ТМНР)

Рабочая программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"

Рабочая программа по образовательному предмету "Развитие речи и окружающий мир"...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)составлена на основе программы  обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося  на индиви...