Современные образовательные технологии в работе олигофренопедагога.
статья

Кузькина Людмила Евграфовна

Рекомендации по использованию современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в работе олигофренопедагога

Использование современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога.

В своей работе учитель – олигофренопедагог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется олигофренопедагогом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.

В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, встаёт владение информационными технологиями. Сегодня невозможно представить деятельность педагога без использования компьютера, проектора, интерактивной доски. Использование на уроках информационных технологий – это обеспечение наглядности и доступности учебного материала, сокращение временных затрат на подготовку к урокам. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Наиболее часто используемые формы информационных технологий в работе олигофренопедагога:

- мультимедийные презентации при подаче нового материала;

- тесты и тренажеры для упражнений и закрепления материала;

- использование ИКТ в творческой (проектной) деятельности самими обучающимися.

Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности, дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, фотографии достопримечательностей и других городских объектов. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь хорошего эффекта в улучшении восприятии материала. Также, презентация дает возможность учителю самостоятельно отобрать и расположить учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы.

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, можно прокомментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами.

В презентации можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Также, в практике используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки. Возможно, также создание кроссвордов или ребусов по теме занятия. Наиболее эффективно использование презентаций на уроке в следующих ситуациях:

- объяснение новой темы;

- использование фрагментов презентации при повторении пройденного материала;

- использование отдельных слайдов презентации в виде рисунков с тем, чтобы в последующем иметь возможность представить их в виде задания для обучающихся;

- использование презентации в решении задач коррекционно-развивающей области. Например, предложить обучающимся презентацию, в которой слайды перемещены. Задание - расположить слайды в нужном порядке. Или найти лишние слайды, не относящийся к изучаемой теме.

Особенную заинтересованность у обучающихся вызывает творческая деятельность с использованием ИКТ. Готовить материал для презентаций, уметь представить свою работу, получить высокую оценку своей деятельности – важные факторы мотивации к учебной деятельности.

Одним из достоинств использования средств ИКТ является эмоциональное воздействие на обучающихся.

Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Важным требованием к работе олигофренопедагога является применение здоровьесберегающих технологий. А именно:

- создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в свои силы;

- осуществление индивидуального подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

- развитие двигательной активности обучающихся, обеспечение адекватного восстановления сил (динамические паузы, физминутки, гимнастики для глаз, дыхательные и пальчиковые гимнастики);

- обеспечение смены видов деятельности обучающихся, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смены произвольной и эмоциональной активации во избежание переутомления;

- проведение занятий, бесед, практических занятий, целью которых является установка обучающихся на здоровый образ жизни.

Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать игровые технологии. Хороший развивающий имеет проведение на уроках аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Активизации пространственно-образного мышления, раскрытию творческих возможностей способствуют театрализации. Во время проведения динамических пауз и физминуток  необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание обучающихся к новому материалу можно с помощью игр в виде путешествий.

Хорошим коррекционным эффектом обладает использование на уроках и занятиях сказкотерапии. Это проведение аналогий поведения и поступков героев сказок с детьми, создание благоприятной обстановки на уроках и занятиях. Важную роль играет приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Неотъемлемой частью работы олигофренопедагога являются такие технологии, как музыкотерапия, кинезиотерапия, логоритмика, смехотерапия, ароматерапия. Эти технологии способствуют формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между обучающимся и педагогом, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, учат их самовыражаться, уметь управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Источники:

1. Борякова Н.Ю., Белова Т.В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008

2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: , М.; 2013

3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Методическая работа по самообразованию.

Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по применению современных технологий обучения истории и обществознания. Наиболее популярным и интересным видом обучения, вот...

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".

Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...