Программа воспитателей семейных групп «Дорогою добра»
проект

Аннотация программы: Настоящая программа является специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программой для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).Она раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

к Концепции воспитательной системы

Горковской МС(К)ОШИ на 2020-2025 г.

Программа воспитателей семейных групп

«Дорогою добра»

Составила: Мединская М.И.

Трегубова О.Г.

с. Горки 2020г.

Содержание:

Пояснительная записка …………………………………………….

1.

Целевой раздел……………………………………………………….

  1. Специфика программы…………………………………………

  1. Цели и задачи программы …………………………………….

  1. Формы воспитания……………………………………………..

  1. Технологии воспитания………………………………………..

  1. Система специальных коррекционно-развивающих методов воспитательного воздействия………………………………….

  1. Принципы коррекционно-развивающего компонента в воспитательном процессе………………………………………

  1. Предполагаемые результаты работы по программе………….

2.

Содержательный раздел…………………………………………….

2.1.    Основные направления развития воспитания………………...

2.2.    Индивидуальная работа с учащимися ………………………..

2.3.    Мониторинг результативности деятельности ………………..

2.3.1. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (младший школьный возраст)……………………………………………………………….

2.3.2. Примерный перечень критериев сформированностинавыков поведения у воспитанников (средний школьный возраст)……………………………………………………………….

2.3.3. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (старший школьный возраст)………………………………………………………………

2.4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности……….

2.5. Документация воспитателя………………………………………

2.6. Циклограмма работы воспитателя………………………………

Используемая литература…………………………………………….

Приложение 1. Уровень воспитанности школьников (мнение воспитателей и классного руководителя)

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование …………

Приложение 3. Ежедневный план работы воспитателя семейной группы _ класса

Приложение 4. Календарно-тематическое планирование по теме

                           самообразования ……………………………………

Приложение 5. Режим дня (младшего школьного возраста) ………

Приложение 6. Режим дня (среднего школьного возраста) ……….

Приложение 7. Режим дня (старшего школьного возраста) ……….

Приложение 8. Лист индивидуальной работы  с учащимися, состоящими на разных видах учета

Приложение 9. Циклограмма режимных мероприятий ……………

Пояснительная записка

Аннотация программы: Настоящая программа является специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программой для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).Она раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.  

Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов, обучающихся в Горковской МС(К)ОШИ.

Работа по программе проходит в три этапа:

1 – 4 класс – начальное звено;

5 – 7 класс – среднее звено;

8 – 9 класс – старшее звено.

 Возраст воспитанников: 7-18 лет.

Сроки реализации программы (предполагаемые): 2020 - 2025 учебный год.

Рабочая программа по воспитательной работе реализуется в условиях МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа содержит два раздела – целевойраздел и содержательный раздел.

Статус программы: Программа воспитательной работы определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса в условиях школы-интерната с целью получения положительного результата в формировании личности воспитанника.

  1. Целевой раздел.

Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно – полезного труда требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами не имеет опыта общения с миром. Подготовка включает в себя:

  • социализацию и формирование социальных компетенций;
  • формирование духовно - нравственной культуры;
  • профессиональное самоопределение;
  • здоровый образ жизни.

Правильная организация обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практически доказала, что они могут овладеть определенным объемом знаний и способов в поведения, приобрести полезные навыки и привычки, т.е. они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности, формируется умение работать и жить в коллективе.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная мудрость. Значит создание в интернате среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать привычки и сформировать модели поведения – особенно актуальная задача в наше время. Все, что есть в арсенале школы, любой педагогический акт, личный пример учителя, воспитателя – все должно служить воспитанию общечеловеческих качеств воспитанников, их развитию и коррекции.

Только при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка.

В основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребёнка на основе комплексного подхода к её развитию через различные виды деятельности. Для этого необходимо знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимыми для начального, среднего и старшего школьного возраста, чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.

Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду.

Программа составлена с учётом возрастных, психологических, национально-региональных особенностей воспитанников с ОВЗ и представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.

Рабочая программа воспитателей семейных групп разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской федерации».
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997г.№48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида».
  6. Рабочая программа по воспитательной работе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: под редакцией В.В.Воронковой и программы развития школы.
  7. Концепция воспитательной работы МОУ «Горковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида.  На 2020 – 2025 г.
  8. Положение о рабочей программе воспитания детей с ОВЗ.  
  9. Правила поведения для учащихся.

Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школеобусловлена ведущей тенденции современного образования, заключающейся в   реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышениитребований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с умственной отсталостью к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.

Суть программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым.

  1. Специфика программы.

При составлении программы воспитательной работы учтены такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень способностей и возможностей детей;
  • возрастные особенности учащихся;
  • результаты диагностики уровня воспитанности;
  • характер учебной мотивации;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на коррекцию, развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Цель и задачи программы

Цель:создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи воспитательной работы:

  1. Создание в школе-интернат коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
  2. Формирование нравственности, становление и проявление индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
  3. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
  4. Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию в самостоятельную жизнь.
  5. Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков, и выработка адекватных профессиональных намерений.
  6. Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
  7. Повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

1. Совместное сотрудничество педагогов и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.

2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.

  1. Формы воспитания.

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение

Формы воспитания - это варианты организации конкретного
воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются
цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы
воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять
этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен
опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя
их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:

  • цели воспитания;
  • содержания и направленности воспитательных задач;
  • возраста учащихся;
  • уровня их воспитанности и личного социального опыта;
  • особенностей детского коллектива и его традиций;
  • особенностей и традиций региона;
  • технических и материальных возможностей школы;
  •  уровня профессионализма учителя.

Из всего многообразия форм выделяют несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам.
Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из
которых имеет бесконечное множество различных вариаций
конкретных форм.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Всетипы форм работы имеют свое педагогическое значение, и
каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания, каждому
типу форм присущи свои специфические воспитательные
возможности, и они должны быть полностью реализованы, воспитательный процесс - это объективно сложное и
разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная
деятельность может быть организована только путем комплексного
использования различных форм организации педагогического
процесса.

На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он
глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает
причины, по которым он использует те или иные методы, чем
 лучше
знает специфику самих методов и условия их применения, тем
правильнее он намечает
 пути воспитания, выбирает наиболее
эффективные методы.

Реализация программы осуществляется через следующие формы работы:

  • организации и руководства жизнью и деятельностью детского коллектива (собрания, дежурства);
  • информационно-массовые формы (встречи, беседы, тематические вечера, доклады);
  • действенно-практические формы (походы, экскурсии);
  • синтетические формы (просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение книг);
  • формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений);
  • участие в работе детского соуправления «Северное сияние», в работе ДО;
  • сотрудничество с социумом (СДК, библиотека, школа искусств, церковь, ФОК «Кедровый», помощь подшефным).
  • воспитательное занятие;
  • участие детей в конкурсах различных уровней.

  1. Технологии воспитания.

Трактовок понятия «технология» множество, на основании которых можно сделать вывод. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям

Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта, а это означает, что уровень овладения педагогической технологией должен быть профессиональным.

Используемые технологии:

  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникационные;
  • проблемно-поисковые;
  • личностно-ориентированные;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • технологии геймификации(Техника изменения поведения человека, так как в ее основе лежит анализ поведения человека, а также методология правильной мотивации, исходящая из анализа поведения данного человека (геймификация, игроизация, игрофикация). С помощью игры, обучающиеся начинают развивать те навыки, которые они были готовы игнорировать или работе, над которым были склонны сопротивляться.).

  1. Система специальных коррекционно-развивающих методоввоспитательного воздействия.

Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов:

  • Объяснительные методы (рассказ, беседа, собеседование, консультирование).
  • Частично-поисковые методы (анализ ситуации, проблемы, поиск путей решения проблемы, использование коррекционно-развивающих игр, тренингов, ролевых игр).
  • Предметно-практические методы (организация и проведение коллективных творческих дел, работа в ученическомсоуправлении«Северное сияние»).
  • Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
  • Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
  • Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

  1. Принципы коррекционно-развивающего компонентав воспитательном процессе.

Принципы – это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей.

Планируя воспитательный процесс, воспитатель во главу угла ставит личность ребенка, с его недостатками и возможностями, различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) требующих коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

  • воспитательных мероприятий;
  • оформление окружающей среды;
  • разработка коррекционно-развивающих упражнений;
  • овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими.

Принципами планирования и методами реализации коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

  1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.
  2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.
  3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.
  4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).
  5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс перцептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.
  6. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно - потребностных сфер воспитанника. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.
  7. Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности воспитанников, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.
  8. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к воспитанникам создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, воспитанниками; толерантность к мнению воспитанника; создание ситуации успеха.
  9. Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.
  10. Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.
  11. Принцип оперативности полученных знаний требует от воспитанников более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.
  12. Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.

Результатом обучения по программе, является определённый объём знаний, умений и навыков полученный учащимися.

  1. Предполагаемые результаты работы по программе.

Решение задач, обозначенных в программе, способствует овладению воспитанниками следующими компетенциями:

  • Понимание необходимости учебной деятельности.
  • Овладение навыками общения в коллективной деятельности воспитанников.
  • Умение сделать самостоятельный выбор в пользу нравственного образа жизни.
  • Гуманистическое мировоззрение.
  • Ценностное отношение к Родине.
  • Осознание гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни.
  • Способность к профессиональному самоопределению и труду.
  • Овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.)
  • Навыки, позволяющие противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления асоциального окружения.
  • Умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

Воспитанник последовательно и постепенно осваивает:

  • мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
  • человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
  • деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

  1. Содержательный раздел.

2.1. Основные направления развития воспитания

Основные направления развития воспитания, при реализации каждого из которых должны быть обеспечены субъект – субъективные отношения:

Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности.  

Цель деятельности по направлениям: Созданиеблагоприятной психолого-педагогической атмосферы в группе и школе с учётом личностных особенностей воспитанников их склонностей и способностей. Организация деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации в познавательной сфере.

Приемы и формы работы: Изучение индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка, эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия. Развитие познавательного интереса детей в процессе самоподготовки с использованием занимательного материала. Организация взаимопомощи во время самоподготовки. Работа со слабоуспевающими детьми. Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, родителями, учителями – предметниками, воспитателями.

  1. Физическое воспитание. Здоровье сберегающие технологии и формирование навыка здорового образа жизни.

Цель деятельности: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья учеников.

Формирование навыков ЗОЖ. Осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач, сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физкультуры высших психических процессов. Развитие и коррекция двигательной моторики.

Приемы и формы работы:Сотрудничество с медицинским персоналом, школьным психологом, социальным педагогом, родителями, учителями – предметниками, воспитателями.

Консультации для учащихся, учителей – воспитателей, родителей.

Воспитательские часы, участие в спортивной жизни школы. Участие в общешкольных тематических мероприятиях. Организация и проведение «Дней здоровья». Посещение спортивных секций. Участие в общешкольных, поселковых, спортивных районных соревнованиях.

  1. Духовно – нравственное:

2.1. Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся.

Цель деятельности: Формирование коллектива семейной группы и класса. Создание положительной эмоциональной атмосферы общения.Обучение школьников эмпатии, позитивному общению в коллективе. Формирование навыков культурного поведения дома и в школе, в общественных местах.

Приемы и формы работы: Изучение положения каждого ребёнка в коллективе, его проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, родителями, учителями – предметниками, воспитателями. Воспитательские часы, беседы, тренинги,  спортивные игры. Проведение спортивных эстафет, соревнований, участие в конкурсах и общешкольных мероприятиях. Анализ возникающих ситуаций, совместное определение путей решения.

  1. Военно - патриотическое воспитание.

Цель деятельности:Формирование гражданско-патриотических качеств, гордости и уважения к истории своей страны, малой родины, чувства сопричастности к делам и заботам общества.  Воспитание волевых качеств личности, уважительного отношения к народам разных национальностей,уважения к патриотическому прошлому России.  Сохранение и развитие чувств гордости за свою Родину. Проявление солидарности к тем, кто оказался в беде.

Приемы и формы работы:Беседы, классные часы, собрания, анализ дел и поступков, формирование элементов общественного мнения. Участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.  Изучение истории своего края, страны.

  1. Гражданско-правовое воспитание.  

Цель деятельности:Целенаправленное и организованное воздействие на человеческое сознание для формирования личности как неотъемлемой части общества. Правовое воспитание представляет собой формирование положительного поведения и сознания граждан.

 Привитие и закрепление норм и правил поведения в школе, быту, общественных местах

Приемы и формы работы:Беседы, внеклассные занятия, собрания, анализ дел и поступков, формирование элементов общественного мнения. Участие в трудовых делах школы, группы, класса.

  1. Эстетическое творчество.

Цель деятельности: Зарождение, формирование и развитие у ребёнка нравственно – эстетического идеала с вовлечением его в творчество, приобщению к искусству через театральную, художественную деятельность. Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей культурой и национальными традициями воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.

Приемы и формы работы: Участие в общешкольных, районных, окружных, всероссийских конкурсах детского творчества. Посещение кружков. Экскурсии в осенний, зимний лес. Участие в общешкольных мероприятиях посвящённых знаменательным датам: День учителя, День народного единства, День Ямала, День матери, Новый год.

  1. Нравственно-этическое воспитание.

Цель деятельности:Воспитание человека способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в разных жизненных ситуациях. Важная составляющая нравственного воспитания – культура поведения, которая включает культуру общения, культуру внешности, культуру речи и бытовую культуру.

Приемы и формы работы:Внеклассные занятия, участие в Днях Заботы, оказание помощи пенсионерам, младшим детям, одноклассникам. Ориентация на положительные примеры. Участие в благотворительных концертах.

  1. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.

Цель деятельности:Формирование навыков трудовой, индивидуальной и коллективной деятельности, отработка навыков поведения в урочное и внеурочное время, закрепление навыков самообслуживания. Развитие способности конструировать возможные варианты будущего, развитие представлений об общечеловеческих ценностях личностного счастья, формирование адекватной моральной самооценки трудовых умений. Воспитание эмоциональной отзывчивости.  

Приемы и формы работы: Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, родителями, учителями – предметниками, воспитателями.  Воспитательские часы, беседы.

Индивидуальная работа.

Цель деятельности: Изучение особенностей каждого ребёнка с целью, планирования работы по оказанию индивидуальной помощи. Оказание индивидуальной помощи в учебной деятельности, общении. Коррекция поведенческих навыков и эмоционально – волевой сферы.

Приемы и формы работы:Индивидуальные беседы с ребёнком. Словесное убеждение.

Разъяснение требований. Привлечение психолога, социального педагога, медиков,  родителей для успешного разрешения проблем ребёнка. Проведение с ребёнком специальных коррекционно – развивающих тренингов, игр. Анализ и самоанализ поведения.

Работа с родителями.

Цель деятельности: Создание системы воспитательного воздействия в рамках «семья – школа». Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Приемы и формы работы: Воспитательная работа строится с учетом того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Сотрудничество с родителями складывается через:

  • единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности;
  • совместные требования к ребенку, без ущемления его прав и свободы;
  • выбор оптимального для ребенка режима жизни и работы дома в школе;
  • информирование родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, развитие ребенка;
  • выявление причиндезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями устранение;
  • привлечение родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

2.2. Индивидуальная работа с учащимися.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

  • изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,
  • подготовкой к урокам, организацией свободного времени,
  • совместная деятельность с учителями – предметниками, классными руководителями с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,
  • индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися,
  • вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях,
  • профилактика вредных привычек,формирование здорового образа жизни.

 2.3. Мониторинг результативности деятельности

2.3.1. Уровень воспитанности школьников.

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса (приложение 1).

Проведение диагностики в начале и конце учебного года позволяет отследить динамику в усвоении учащимися навыков культурного поведения, толерантного отношения к мнению окружающих, уважения к старшему поколению и. т. д.

Задачи мониторинга:

1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;

2.Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;

3.Получить информацию о результативности работы педагогов, воспитателей;

4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.

Для того, чтобы отследить динамику в уровне воспитанности в учебном году сравниваются результаты первичной и вторичной диагностики.

2.3.2. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (младший школьный возраст).

В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

  • сформирована личностная идентификация: «Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии);
  • имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;
  • повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • осознает ответственность за свое состояние здоровья;
  • владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну и т.д.; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка и т.д.;
  • развиты начальные механизмы творческого воображения: может представить по запаху какую-либо картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок и т. п.;
  • сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков, и умений; умеет играть с игрушками, в настольные игры, работать с книгой; любит читать (или хотя бы слушать чтение); знает технологию поведения на уроках, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы по школе: убирать, гладить белье, выполнять мелкий ремонт личных вещей; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями и животными.

Этот перечень довольно условный, т.к. каждый ребенок – это индивидуальность. Однако каждая индивидуальность должна иметь определенный арсенал навыков и приемов поведения, которые позволят ей чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

2.3.2. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (средний школьный возраст).

Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

  • Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать сообща; знает основы интимно-личностного поведения.
  • Сформирована мотивация учебной деятельности.
  • Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта.
  • Умеет организовать свое свободное время; имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; осознает прекрасное и сам стремиться быть красивым и приумножать красоту; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества.
  • Развито трудолюбие, самостоятельность и ответственность; владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на приусадебном участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для жизни человека.
  • Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.

Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».

2.3.3. Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (старший школьный возраст).

Модель выпускника школы-интерната может быть представлена как упорядоченный перечень основных социально-значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности. Поэтому старшеклассники должны:

  • знать себя, свои возможности, особенности эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознано найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;
  • ориентирован на здоровый образ жизни, способен противостоять негативным дурным влияниям, отказаться от вредных привычек и не стать на пути противоправных действий; знает свое тело, имеет достаточно полное представление о нем, о своих психофизиологических возможностях; знает способы поддержания и укрепления здоровья;
  • знаком с основами семейной жизни; умеет общаться с противоположным полом в соответствии с принятыми в обществе правилами; обладает знаниями о гигиене половой жизни;
  • обладает психической, эмоциональной устойчивостью к непредвиденным (конфликтным) ситуациям; эмоциональным здоровьем, способен к эмоционально-поведенческой саморегуляции; проявляет толерантность;
  • сформированы основы нравственно - правого самосознания; знает и понимает свои права, умеет их отстоять без нарушения правовых, этических норм; признает свои обязанности, как член общества;
  • относительно развит интеллект, в числе социальный. Умеет адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;
  • сформированы интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями, и умениями. Умеет организовать свой досуг; использует средства и возможности культуры для своего совершенствования, расслабления, снижение напряжения;
  • сформированы навыки социально-бытовой ориентировки; профессиональные интересы и склонности, трудовые и профессиональные навыки; умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Воспитательная система школы - интерната стимулирует, дополняет и обогащает деятельность каждого детского коллектива. Все воспитанники школы - интерната включаются в дела, ставшие традиционными.

2.4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности.

 В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

 В сфере самосознания:

  • сформирована личностная идентификация (“Кто я?” - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности; сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии));
  • отсутствует комплекс «бомжа», невостребованности, своей неполноценности; повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
  • сформирована убежденность в полной ответственности самого себя за свое состояние здоровья.

В сфере общения:

  • имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения;
  • понимает, что человек - существо социальное; есть разные способы общения;
  • владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях;
  • умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
  • умеет вести диалог, беседу;
  • знает, что такое конфликт и как его можно избежать;
  • знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в приюте, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.;
  • умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;

В сфере деятельности:

  • владеют навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда, умеют:
  • чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну ...;
  • ухаживать за одеждой, подбирать туалет по погоде (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии,
  • обладают навыками уборки класса, спальни, участка ...;
  • владеют отдельными навыками тренировки своего организма и закаливания;
  • развиты начальные механизмы творческого воображения: могут представить по запаху какую-то картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать, описать ощущения при виде листка бумаги, падающего со стола; придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник, в гости так, чтобы никто не мог отказать и т.п.;
  • сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений, т.е.: *умеют играть с игрушками, с настольной игрой; *умеют работать с любой книгой; любят читать (или, хотя бы, чтобы им читали; * предпочитают чтение - телевизору); * знают технологию поведения на уроке, самоподготовке и пр.; * могут выполнять элементарные работы по дому: убирать (все очень качественно), мыть посуду, гладить белье, зашивать, пришивать...; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями, домашними животными.

Вот неполный перечень тех критериев, по которым можно определить результативность работы воспитателя.

Мы понимаем, что это перечень довольно условный, т.к. каждый воспитанник - это индивидуальность. Однако каждая индивидуальность должна иметь определенный арсенал навыков и приемов поведения, которые позволят ей чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества и связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся жизнь человека. «Здоровый образ жизни» – центральное понятие коррекционно-развивающих технологий. «Воспитание», которое является определяющим в выборе средств общения с воспитанником.

2.5. Документация воспитателя

  1. Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
  • календарно - тематическое планирование (приложение 2), (воспитатель составляет на текущий учебный год, которое рассматривается и утверждается на МО воспитателей (ежегодно до 10 сентября текущего учебного года));
  • ежедневный план работы воспитателя (приложение 3);
  • план воспитательно-образовательной работы;
  • должностная инструкция воспитателя семейных групп;
  • план работы по теме самообразования (самообразование — многокомпонентная, личностно и профессионально значимая самостоятельная, познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.  Воспитатели в течении года работают над темой по самообразованию, в субботу проводятся занятия (на основании КТП) по индивидуально-методической теме (приложение4);
  • дневники индивидуального сопровождения воспитанников (заполняются 2 раза в год (I, II полугодие)).
  1. Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
  • инструкция по охране жизни и здоровья детей ОУ;
  • сезонные инструкции по технике безопасности работы (согласно ЛА (локальные акты (ЛА)– это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения – постоянно.).
  1. Общие сведения о группе:
  • список детей группы (с указанием даты рождения, класс);
  • сведения о детях и их родителях: место работы, телефон (для связи в связи с удаленностью поселков, где проживают родители), дополнительная информация с согласия законных представителей воспитанников;
  • режим дня: младшего (приложение5),среднего(приложение6), старшего(приложение7) школьного возраста,
  • график работы ДО (кружки, секции, ФОК т. д.);
  • лист индивидуальной работы с учащимся состоящих на разных видах учета(приложение8).

  1. Циклограмма работы воспитателя.

Циклограмма работы – это совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия.

Период

Критерии

1.

Ежедневно

  • Контроль за внешним видом.
  • Организация дежурства по классу, в группе.
  • Организация питания учащихся.
  • Индивидуальная работа с воспитанниками.
  • Организация жизни и деятельности группы.
  • Формирование навыков трудовой деятельности (занятие рукоделием и декоративно-прикладным творчеством).
  • Самоподготовка (учебные дни).
  • Взаимодействие с классным руководителем.

2

Еженедельно

  • Планирование работы на неделю.
  • Проведение воспитательских мероприятий.
  • Взаимодействие с учителями – предметниками.
  • Взаимодействие со специалистами: социальный педагог, школьный психолог, мед. работник, логопед.
  • Индивидуальные беседы с детьми, родителями.
  • Генеральные уборки в классе и в группе.

3

Ежемесячно

  • Взаимопосещение внеклассных мероприятий, самоподготовки.
  • Участие в общественных мероприятиях школы.
  • Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
  • Проведение инструктажей по технике безопасности.

4

В конце полугодия

  • Заполнение дневников индивидуального сопровождения.
  • Сдача ежедневных планов.
  • Посещение педагогических советов по итогам полугодия.

5

Один раз в год

  • Составление КТП на текущий учебный год (приложение 1).
  • Анализ воспитательной работы.
  • Анализ по теме самообразования.
  • Отчет индивидуальной работы с учащимися состоящими на учете ВШК, КДН, ПДН.

Используемая литература:

  1. Азбука нравственного взросления/ под ред. Петрова В.И., Трофимова Н.М, Хомякова И.С, Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007.
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
  3. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.
  4. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн.. В помощь учителю начальных классов. (Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России) / под ред. Т.В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Лупоядова Л.Ю. Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: «Курсив», 2006.
  6. Синицына Е. Умные пословицы. Серия: «Через игру – к совершенству». М.: Лист, 2000.
  7. Синова И.В. Русские святыни: Рассказы из истории Отечества/ Справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
  8. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / под ред. В.А. Салахетдинова – М.: Владос, 2004.
  9. Газеты: «Красный север», «Северная панорама».
  10. Журналы: «Воспитание школьников», «Воспитательная работа», «Дефектология», «Северный меридиан».


Приложение 1

Уровень воспитанности школьников

(мнение воспитателей и классного руководителя)

    Фамилия, имя   ___________________Класс  _____

Критерии воспитанности

Оценки

Начало учебного года

Окончание учебного года

кл.  рук.

воспитатель

Средний балл

кл.

рук.

воспитатель

Средний

балл

Итог

 за год

Умение общаться, строить дискуссию. Отказ от психического и физического давления при разрешении споров.

Терпимость к мнению окружающих (толерантность). Уважение права каждого на собственное мнение.

Уважение к старшему возрасту, родителям, педагогам.

Выполнение правил поведения в школе и на ее территории, общественных местах участниками учебно-воспитательного процесса.

Грамотная культурная речь, отсутствие в речи ненормативной лексики.

  • Культура одежды учение одеваться красиво.
  • Умение одеваться с учетом времени и места.
  • Отсутствие вызывающего макияжа у девочек.

Уважение к личной, общественной, государственной собственности.

Личная гигиена, чистота одежды, экологическое поведение.

Отсутствие вредных для здоровья привычек

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

на 20___ - 20____ г.

Направление

Содержание деятельности,

название мероприятия

Форма

Дата проведения

Результативные цели

1.


Приложение 3

Ежедневный план работы

воспитателя семейной группы _ класса

Дата «___________» День недели_____________

Время

Режимные моменты

Содержание работы

13.30

Прием детей у учителей.

Цель: Выяснить итоги дня, домашнее задание, поведение и здоровье детей, успехи ребенка.

Формировать навыки переключения с умственной деятельности на двигательную активность

Индивидуальная работа: -

13.30-13.50

Обед.

Цель: учить навыкам культурного поведения за столом;

воспитывать бережное отношение к хлебу; аккуратность, самостоятельность; продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой; воспитывать положительное отношение, к труду поваров и работников кухни.

Напомнить правила поведения в столовой.

Следить за осанкой и поведением во время еды. Развивать навыки самообслуживания.

Повышать информированность о рационе правильного питания.

Индивидуальная работа: -

14.00

14.30

15.50

Подготовка ко сну

Цель: Учить детей правильно и аккуратно вешать школьную одежду на вешалку.

Воспитывать в детях чистоплотность, необходимость соблюдения элементарных гигиенических навыков

Тихий час

Цель: Организовывать детей на сон, учить соблюдать дисциплину. Воспитывать положительное отношение к дневному сну.

Заправка кроватей  

Цель: воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Контроль за действиями детей.

Индивидуальная работа: -

16.00-16.15

Прогулка на свежем воздухе

Цель: Воспитывать у детей потребность в укреплении своего здоровья через подвижные игры на свежем воздухе; формировать двигательные навыки; коррекция внимания, памяти, общей моторики.

Проверить наличие тёплой одежды. Обратить внимание на внешний вид каждого ребёнка. Оставить группу в порядке - работа дежурных.

Индивидуальная работа:

16.20-18.20

Самоподготовка

Цель: способствовать закреплению материала урока, воспитывать умение работать самостоятельно; развивать устойчивую активность и мотивацию к учебной деятельности; воспитывать умение не мешать другим.

Проведение воспитательского часа:

Цель:  

Контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям в подготовке домашнего задания

Индивидуальная работа:

Индивидуальная работа:

18.30-19.00

Ужин

Цель: учить навыкам культурного поведения за столом, воспитывать бережное отношение к хлебу, аккуратность, самостоятельность.

Напоминать правила поведения в столовой.

Контролировать уборку стола дежурными.

Индивидуальная работа:

19.00-20.30

Занятия по интересам:

Чтение художественной литературы, спокойные игры,

просмотр телепередач.

Вечерний туалет, подготовка ко сну

Цель: Формировать санитарно - гигиенические навыки. Вырабатывать у детей привычку последовательно готовиться ко сну. Продолжать учить детей самостоятельно убирать все принадлежности на свои места.

Индивидуальная работа:

Воспитывать в детях чистоплотность, необходимость соблюдения элементарных гигиенических навыков. Учить детей правильно расправлять постель для сна, аккуратно складывать покрывало, свои вещи.

21.00

Отбой

Цель: Психологический настрой на ночной отдых

Передача детей помощнику воспитателя

Развитие самоконтроля, формирование положительного отношения к правильному режиму дня.

        

Подпись воспитателя___________/ /

Приложение 4

Тема по самообразованию:

Направление:

Цель:

Задачи:        

Календарно-тематическое планирование

 по теме самообразования

на 20___ - 20____ г. г.

Тема занятия

Количество часов

Дата

      Форма

Коррекционная работа

Результаты

Приложение 5

Режим дня  

(младшего школьного возраста)

Мероприятия

Время

1

Подъем

07.00 – 07.10

2

Утренний туалет

07.10– 07.20

3

Влажная уборка группы

07.20 – 07.30

4

Утренняя зарядка

07.30 – 07.40

5

Подготовка воспитанников к школе

07.40 – 07.50

6

Завтрак

07.50 – 08.20

7

Передача детей классному руководителю

08.20 – 08.30

8

Занятия в школе

08.30 – 13.30

9

Прием детей воспитателем

13.30 – 13.35

10

Обед

13.30 – 14.00

11

Прогулка на свежем воздухе

14.00 – 14.30

12

Час отдыха (сон час)

14.30 – 15.30

13

Занятия по интересам, просмотр телепередач

15.30 – 16.30

14

Самоподготовка

16.30 – 18.30

15

Ужин

18.30 – 19.00

16

Игры на свежем воздухе, посещение секций (согласно расписанию)

19.00 – 19.30

17

Влажная уборка группы

19.30 – 20.00

18

Сонник

20.00 – 20.15

19

Вечерний туалет

20.15 – 20.30

20

Подготовка ко сну

20.30 – 21.00

21

Сон

21.00

Приложение 6

Режим дня

(среднего школьного возраста)

Мероприятия

Время

1

Подъем, утренний туалет

07.00 – 07.10

2

Зарядка

07.10– 07.20

3

Влажная уборка группы

07.20 – 07.30

4

Подготовка воспитанников к школе

07.30 – 07.45

5

Завтрак

07.45 – 08.15

6

Занятия в школе

 08.30

7

Обед

13.20 – 14.00

8

Занятия в школе

14.00 – 17.00

9

Полдник

17.00-17.30

10

Самоподготовка на группе

17.30-18.30

11

Ужин

18.30-19.00

12

Посещение секции

19.00-19.30

13

Прогулка на свежем воздухе

19.30-20.00

14

Влажная уборка группы

20.00-20.15

15

Сонник

20.15 – 20.30

16

Гигиенические процедуры

20.30 – 21.00

17

Просмотр телепередач

21.00 – 21.45

18

Подготовка ко сну

21.45 – 22.00

19

Отбой

22.00

Приложение 7

Режим дня

(старшего школьного возраста)

Мероприятия

Время

1

Подъем

07.00 – 07.10

2

Утренний туалет

07.10– 07.20

3

Влажная уборка группы

07.20 – 07.30

4

Утренняя зарядка

07.30 – 07.40

5

Подготовка воспитанников к школе

07.40 – 07.50

6

Завтрак

07.50 – 08.20

7

Передача детей классному руководителю.

08.20 – 08.30

8

Занятия в школе

08.30 – 14.30

9

Обед

13.30 – 14.00

10

Дополнительные занятия в школе (по расписанию)

14.00 – 15.30

11

Передача детей воспитателю (индивидуально для каждого класса согласно расписанию)

15.30 – 15.40

12

Свободное время

15.40 – 16.00

13

Общественно-полезный труд.

16.00 – 16.30

14

Самоподготовка

16.30 – 18.30

15

Ужин

18.30 – 19.00

16

Игры на свежем воздухе, посещение секций (согласно расписанию)

19.00 – 20.30

17

Влажная уборка группы

20.30 – 20.45

18

Сонник

20.45 – 21.00

19

Вечерний туалет

21.00 – 21.15

20

Подготовка ко сну

21.15 – 21.30

21

Отбой

21.30

Приложение 8

Лист индивидуальной работы

с учащимися, состоящими на разных видах учета

№ п\п

Мероприятие

Периодичность

Срок реализации

Ожидаемый результат

Проблема:

Задача:

1.

2.

Приложение 9

Циклограмма режимных мероприятий

на 2020 – 2025 учебный год.

Направления распределены по дням недели, что позволяет в системе вести работу с учащимися:

Блок 1. Духовно-нравственное воспитание: (формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся; военное - патриотическое воспитание; эстетическое творчество; нравственно-этическое, гражданско-правовое воспитание) – понедельник, вторник.

Блок 2. Физическое воспитание. Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка здорового образа жизни – среда.

Блок 3. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация – четверг, пятница.

Блок 4. Тема по самообразованию – суббота.

Блок 5. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности (данное направление присутствует в каждом блоке).

Направления деятельности

Мероприятия

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Блок 1. Духовно – нравственное воспитание

  1. Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся.

Создание положительной эмоциональной атмосферы общения.

 Формирование навыков культурного поведения дома и в школе, в общественных местах. Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях и отработка этих норм.

Проведение воспитательских часов направленных на развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе, выработка доброжелательного отношения друг к другу, осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

Формирование умения быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения.

Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;

- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;

-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;

-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества. - -    Внеклассные мероприятия, направленные на обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде.

Коррекция социальных представлений и навыков поведения; формирование интереса к своей внутренней жизни.

Формировать социальные мотивы, навыки поведения:

-углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-совершенствование практики этического поведения;

-пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке;

-отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях.

Внеклассные мероприятия, направленные на стимулирование поведенческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

  1. Военное - патриотическое воспитание.

Формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма,   умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Формирование и закрепление у учащихся гражданской позиции, патриотизма,   умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем.

  1. Эстетическое творчество.

Зарождение, формирование и развитие у ребёнка нравственно – эстетического идеала с вовлечением его в творчество, приобщению к искусству через театральную, художественную деятельность.

Воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, участие в жизнедеятельности класса, школы. Развитие эстетической культуры учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями. Воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты

Развитие эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

  1. Нравственно-этическое воспитание.

Формировать культуру поведения в общественных местах, культуру питания, культуру общения, культуру потребления пищи. Воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности.

 Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения.Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;

- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;

-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;

-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества.

Воспитание человека способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в разных жизненных ситуациях. Формировать нравственные качества личности в отношении к обществу, к труду, к людям. Формировать культуру поведения в общественных местах, Воспитание чувства гуманизма, коллективизма, товарищеской взаимопомощи, отзывчивости. Воспитание сознательной дисциплины, самодисциплины и самоконтроля.

-углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-совершенствование практики этического поведения;

-пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке;

-отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях.

  1. Гражданско-правовое воспитание.

Привитие навыков правомерного поведения. Постепенное формирование системы правовых знаний. Разъяснить законы, нормы морали, правила поведения в школе, дома, общественных местах.

Формирование правового сознания и законопослушного поведения ребенка.

 Привитие и закрепление норм и правил поведения в -микро-  и

- макро- социуме.

Формирование ценностей и приоритетов правового государства и гражданского общества. Воспитание активной гражданской позиции и нетерпимости к правонарушениям. Формирование разумных потребностей, чувства долга и ответственности.

Блок 2. Физическое воспитание. Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка здорового образа жизни

  1. Физическое воспитание. Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка здорового образа жизни.

Привитие детям навыков личной гигиены и обучение их самообслуживанию.

Формирование гигиенических требований к телу, одежде и выполнение этих правил. Положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

Человек – высшее творение природы.

Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию быть здоровым.                                                                                 А.А. Леонов

  1. Ранний подъём. Ежедневно делать утреннюю зарядку.
  2. Закаливание – профилактика простудных заболеваний. Мытьё ног перед сном прохладной водой.
  3. Учить следить за чистотой ушей, волос, ногтей, зубов, чистотой тела и одежды.
  4. Учить следить за порядком в своей комнате и на своём рабочем месте.
  5. Контроль за полученными навыками мытья в бане.
  6. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
  7. Правильная посадка за обеденным столом, партой, формирование правильной осанки при ходьбе и посадке.
  8. Катание на лыжах, санках с предварительным инструктажем по технике безопасности.
  9. Походы на природу с классом и школой.
  10. Посещение спортивных секций, участие в общешкольных, спортивных поселковых соревнованиях. Дружеские соревнования по спортивным играм, настольному теннису, лыжным гонкам с учащимися средней школы.
  11. Участие в спортивных школьных мероприятиях, праздниках, спартакиадах.
  12.  Формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью других. Беседы: «В здоровом теле – здоровый дух», «здоровое рациональное питание», «Вредные привычки и их пагубное влияние на организм ребёнка».
  13.  Формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите и заболеваемости, повышение психологической устойчивости при воздействии опасных факторов окружающей среды.

Беседы: «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах», «Первая помощь при нарушениях дыхания «Безопасность дорожного движения».

  1.  Выживание в условиях автономного существования в природе.
  2.  Воспитывать сознательное отношение к вредным привычкам.

и кровообращения», «Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, уши, дыхательные пути, пищевод, под кожу.

  1. Предупреждение травматизма и заболеваемости, при воздействии опасных факторов окружающей среды, социума.

Беседы: «Основы пожарной безопасности», «Основы безопасного поведения в период ледостава»,

Беседы: «Курить – здоровью вредить», «Подростковый алкоголизм и его последствия», «Употребление алкогольных напитков и курение на территории школы, строгое нарушение Устава школы», «Наркотики – путь в никуда».

  1.  Половое воспитание, гендерное воспитание как фактор половых различий личностных качеств девушек и юношей.

Беседы: «Раннее материнство», «Женственность и мужественность», «Азбука общения юношей и девушек».

Формирование и закрепление гигиенических требований к телу, одежде и осознанное выполнение этих правил

-положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

 - воспитание  негативного  отношения  к вредным привычкам.

Закрепление знаний и навыков СБО.

Формирование целенаправленного  использования личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов.

Развитие  системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

- формирование у воспитанников позиции признания ценности здоровья;

- расширение представлений о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства;

- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам;

- расширение представлений о правильном питании, о заболеваниях, связанных с неправильным питанием.

Блок 3. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.

Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.

Формирование начальных трудовых и бытовых знаний, умений и навыков. Привитие навыков работоспособности.

Побуждать детей к совместной деятельности.

Формирование навыков трудовой, индивидуальной и коллективной деятельности, отработка навыков поведения в урочное и внеурочное время, закрепление навыков самообслуживания. Развитие способности конструировать возможные варианты будущего, развитие представлений об общечеловеческих ценностях личностного счастья, формирование адекватной моральной самооценки трудовых умений.

Формирование общетрудовых, устойчивых знаний и навыков: анализировать, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль.

Способствовать формированию профессионального самоопределения обучающихся.

Индивидуальная работа.

Коррекция поведенческих навыков и эмоционально – волевой сферы.  Соблюдение режимных моментов и привитие навыков самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания. Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Развитие навыков самооценки.

Стимулировать самовоспитание

Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонение в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирование личностных качеств воспитанника на основе всестороннего знания и учета его индивидуальных особенностей.

Работа с родителями.

Способность родителей к социальным отношениям «семья – ребёнок», «семья – школа». Индивидуальные консультации, беседы по телефону и в ходе личной встречи с родителями и опекунами.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей оптимизация детско-родительских отношений. Вооружение родителей практическими приемами коррекции, дефектов развития ребенка с ОВЗ.

Индивидуальные консультации, беседы по телефону и в ходе личной встречи с родителями и опекунами.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Оптимизация детско-родительских отношений. Вооружение родителей практическими приемами коррекции, дефектов развития ребенка с ОВЗ. Индивидуальные консультации, беседы по телефону и в ходе личной встречи с родителями и опекунами

Беседы с родителями с целью ознакомления: успехи учебной деятельности, результаты ежегодной диспансеризации, социальной адаптации, профессионально – трудовой ориентации т.д.

Блок 5. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности

  1. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности.  

Развитие познавательного интереса детей в процессе самоподготовки с использованием занимательного материала. Развитие всех психических процессов: память, внимание, мышление, речь.  

Пробудить  интерес ребенка  к выполнению домашнего задания.

 Развитие познавательного интереса воспитанников в процессе самоподготовки с использованием занимательного материала. Повышать познавательную активность учащихся.

Формирование самостоятельного повышения уровня знаний. Воспитание познавательной активности , умения работать с дополнительными источниками информации, используя возможности компьютера и интернета. Создание благоприятного психологического климата в классе на основе взаимопонимания, доброжелательности, для успешного усвоения материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

Комплекс упражнений для участия воспитанников в школьном конкурсе среди семейных групп интерната «Доброе утро с утренней зарядкой»

Комплекс упражнений для участия воспитанников в школьном конкурсе среди семейных групп интерната «Доброе утро с утренней зарядкой»...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы

Рабочая программа для подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида создана на основе примерной образовательной программы. Я хотела бы, чтобы мой материал помог другим воспитателям для р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфесси...

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа "Дорогою добра" разработана для обучающихся 5 класса...

Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»

Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....

Сценарий семейного праздника «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»

   Цель: Способствовать формированию нравственно-этических ценностей, через творческую актив ность воспитанников.     Задачи: Воспитание и развитие нравственных чувств,...