Использование нейрокоррекционных игр в развитии речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями
статья

Крыловская Татьяна Петровна

Использование нейроигровых технологий на коррекционных занятиях логопеда способствует эффективному развитию речи умственно отсталых детей дошкольного возраста, но для этого необходимо использование комплекса специально подобранных нейроигровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейрокоррекционных игр в развитии речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Выполнила:  

Крыловская Татьяна Петровна

Корсаков, 2020

 Дети с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории, относятся дети с интеллектуальными нарушениями различной степени.

Ребенок должен всегда знать, почему (мотив) и зачем (цель) он должен говорить. Так как мотивы и цели речевой деятельности очень часто обусловлены такой деятельностью, как игровая, то одно из направлений коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями заключается в использовании игровых технологий.

В настоящее время актуальной остаётся проблема недостаточно целенаправленного использования игровой деятельности  как средства активизации речевого общения, поэтому необходим поиск новых путей формирования речевого развития дошкольников с интеллектуальным нарушением. Специалисты, участвующие в коррекционном процессе (дефектолог, учитель-логопед, психолог) совершенствуют его путём адаптации и модификации традиционных методик использования игровых технологий.

      Такое включение не исключает традиционные подходы к развитию речи, а только дополняет их, тем самым, повышая динамику коррекционного результата.

             Развитие детей с умственной отсталостью происходит значительнее медленнее, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий. Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

     Нейрокоррекционные игры  представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию повреждённых функций головного мозга. Это технологии, которые активизируя природные механизмы работы мозга действуют на структуру дефекта, тем самым помогают стимулировать  развитие ребенка в соответствии с его возможностями, осуществляют  максимальным образом коррекцию нарушенных функций, способствуют улучшению эмоционально-волевой сферы. Они содействуют созданию благоприятных условий, для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.

При интеллектуальных нарушениях у ребенка, мы будем опираться на сохранные функции (зрительное внимание, речевая деятельность на бытовом уровне, волевая сфера).  Практика показывает, что дети с нарушениями интеллекта прекрасно чувствуют себя в игре. Но прибегают к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудных для них заданий. Коррекционная работа с использованием игр с нейрокоррекционным воздействием предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы.

В своей работе логопед и дефектолог могут использовать  подборку нейроигр для развития межполушарного взаимодействия, которые можно легко и в доступной форме использовать в качестве физкультминуток на коррекционно-развивающих занятиях. Хотелось бы обратить внимание на то, что данные игры крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях.          

Основными целями коррекционной работы на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы и  создание мотивации к речевой деятельности.

 Детям с умственной отсталостью легче выполнять задания, если они предлагаются в наглядном, невербальном плане, поэтому основная цель применения подобных нейроигровых технологий с детьми  - это побудить ребёнка вербализовать свою речь.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;
  • формирование умение слушать и слышать;
  • повышение речевой мотивации учащихся;  
  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • развитие лексического и грамматического строя языка;
  • расширение круга представлений об изучаемых предметах.

В структуре коррекционного  занятия можно использовать следующие  нейроигры:

  1. Игра «Зайчики».

Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям.

Ход игры: исходное положение — стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и  улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в  слове. Если в  слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

2.       Игра «Старый друг».

Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации звуков.

Ход игры: в  начале игры логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, дефектолог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее следует инструкция — звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и  он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

 3.      Игра «Ловим звук».

 Цель игры: развитие фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение - стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.

Понятно, что в случае с детьми с умственной отсталостью все игры демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Например, вместо того, чтобы показать и выполнить вместе с ребенком «Повороты головы», вы берете руками его голову и медленно совершаете нужные движения.

  1. Нейроигры на развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

«Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

           2.     На развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.

«Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

             «Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА - хлопнуть          

БО – топнуть, ПО - хлопнуть          

БУ – топнуть, ПУ  -  хлопнуть    

 В упражнениях контролируется согласование процесса движения и                                           речи, тренируется внимание и память.

Большое количество игр представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям.

Также можно включать как отдельные нейрокоррекционные игры, так и составлять комплексы упражнений. Приведем примеры.

Упражнения для рук.

«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения. Эти действия сопровождаются проговариванием слогов и слов с корригируемым звуком.

«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.

«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.

«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.

  «Пила». Исходное положение: дети встают в пары и держатся за руки крестообразно. Затем выполняются действия, имитирующие движения пилы (поочерёдно выдвигая вперёд то правую, то левую руку). Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.

Преимущества игровых технологий с нейрокоррекционным эффектом:

  • позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах коррекционной программы;
  • помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков;
  • содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов;
  • повышают эффективность коррекционной работы, снижают утомляемость детей.

Таким образом,  использование нейроигровых технологий на коррекционных занятиях логопеда способствует эффективному развитию речи умственно отсталых детей дошкольного возраста, но для этого необходимо использование комплекса специально подобранных нейроигровых технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В.Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов \ М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2003.
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 254 c.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи/ Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1999.
  6. Жукова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии/ Е.М. Жукова – М.: Медицина, 2001.
  7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  8. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений\ Н.Н.Полонская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Метод замещающего онтогенеза//Учебное пособие/ А.В Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.

  1. Филичева Т. Б.   Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина// Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 65-71.
  2. Фотекова Т.А.  Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов//Пособие для логопедов и психологов/ Т.А.Фотекова,  Т.В.Ахутина – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
  3. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

материал для повышения компетентности педагогов...

Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.

Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словар...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи"_9-б (интеллектуальные нарушения_вариант 2)

Рабочая программа  «Развитие речи»  составлена на основе:Авторской программы «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений      окру...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....