Публичное представление собственного педагогического опыта
методическая разработка (7 класс)

Ивенкова Галина Евгеньевна

Специфика и компоненты малой креативности; роль педагога в развитии креативного мышления обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ивенкова Г.Е.,

учитель надомного обучения

(из опыта работы)

Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся

«Специфика и компоненты малой креативности»: методы диагностики в образовательном процессе; оценка функциональной грамотности и креативного мышления (в рамках международного сопоставительного исследования качества образования PISA).

Креативность в ХХI веке выходит на лидирующие позиции в разных областях человеческой деятельности по всему миру, таким образом значимость творческого подхода возрастает.

Цель современного образования-развитие творческих способностей ученика.

Малая креативность (повседневная креативность), включает в себя не просто переживания личностно-значимых открытий, но и определенное творческое достижение, которое получает признание со стороны окружающих.

       Например: Ученик сочинил песню, спел ее, его поддержал и учитель, и одноклассники.

Здесь главное-поддержка и похвала!

Получив поддержку от учителя, ученик может развивать свою креативность. У него появляется уверенность в свои силы.

      (На своих уроках я применяю такие методы и вижу, как растет уверенность в себе у обучающегося).

Малая креативность и является вершиной,-которую требуется достичь.(зона ближайшего развития).

Если ученики, в процессе обучения, имеют возможность открывать для себя новое и личностно значимое, то они смогут прийти к глубокому пониманию изученного материала.

Если обучение личностно значимо, то ученики внутренне мотивированы. Они вовлечены в процесс обучения, на основе собственного интереса.

Доказано, что внутренняя мотивация (интерес к деятельности) связана с высокими показателями успеваемости и креативности.

Необходимо знать, что у каждого ребенка есть врожденный интерес к познанию мира. Учитель обязан дать толчок для развития познания. Надо помнить и то, что обучение( переживание этого процесса)- и есть источник познания.

-необходимо учитывать и психическое развитие обучающего.

-недостаточна самостоятельная творческая деятельность у многих обучающихся.

Считаю, что им необходимо освоение доступных для них видов творческой деятельности.

      Диагностика креативности учащихся имеет зависимость от уровня креативности учителя.

Интересно отметить, что признаки творческого мышления- спонтанность, внезапность.(у детей с N в развитии).(у  умственно отсталых детей- только с помощью учителя).

Быстрота мышления у у/о детей отсутствует.

Существуют различные тесты по определению креативности. Используются опросники со списками ситуации, чувств, интересов, форм поведения, которые характерны для творческих людей.

     Методы диагностики- это сложная задача. Здесь необходимо учитывать результаты психологического обследования, сведения о школьной и внешкольной деятельности.(опросы родителей, друзей….)Необходим  этот комплексный подход.

Коган Н. И Воллах М. В своих методах получили независимость факторов креативности и интеллекта.

Необходимо помнить:- учитель должен обеспечивать благоприятные условия для развития творчества, облегчать и стимулировать появления вопросов, новых идей.

Учить поиску проблем, связей оригинальности в выдвижении гипотез , оценке  идей.

Торрис Е. Использовал тесты и подписи к ним. Давал задание -рисовать. Сделать рисунок интересным, необычным, особенным. Подписать рисунок.(10 мин.) Тест оценивает вербальную и образную креативность.

Креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, видеть суть проблемы + творческие возможности  ребенка.

Используется игра, как метод диагностики. Соревнования.

          Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA-это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся 15 лет.

Изучение того,- обладают ли учащиеся 15 лет, получившие общее образование, знаниями и умениями, необходимых  для полноценного функционирования в современном обществе.

Под функциональной грамотностью понимаем- способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, обнаруживать себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения приобретались.(Леонтьев А.Н.)

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учеников -учитель  дает детям нетипичные задания, где рассматривается проблема из реальной жизни.

Решение этих задач требует применение в незнакомой ситуации знаний, поиска новых решений, способов, действий, творческой активности:

- понимание сюжетной ситуации и перевод ее на язык предметной области, нахождение способа решения;

-работа с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма)

-работа с реальными данными;

-интерпретация результата с учетом предложенной ситуации;

-проявление самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта.

-компонентов функциональной грамотности, оцениваемых в PISA:

-читательская;

-математическая;

-естественнонаучная;

  -креативное мышление;

-финансовая грамотность;

-глобальные компетенции;

PISA позволяет понять, как страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Задания PISA –  проверяют владения учеников компетенциями в различных контекстах предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, наука….

Существуют задания, направленные на наблюдения за объектом, где необходимо сделать вывод, как функционирует объект. Есть задания с аналитическим решением и коллективные задания, где показано, как ученик взаимодействует с партнером, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться.

   

                                                                 


РОЛЬ ПЕДАГОГА

 в процессе развития креативного мышления обучающегося

Данная тема выбрана мной не случайно.  Я-учитель надомного обучения, с большим опытом работы. Работаю с детьми, которые не подлежат обучению в классе ,среди других учащихся.

Мои ученики-дети -инвалиды с умственной отсталостью (с эпилепсией, аутизмом).

Без моей помощи и поддержки с такими обучающимися работать невозможно. Я работаю не только с этими ребятами, но и с их родителями (как правило, они тоже имеют умственную отсталость).И это не легко!.

Без помощи и поддержки учителя - никуда! Считаю, что учитель такого профиля, обязан обладать высочайшим профессионализмом своего дела, хорошим знанием психологии детей, с которыми работает, методикой работы с ними. Постоянно повышать свой уровень образования, и владеть различными методами и приемами общения с данным контингентом.

Я считаю, что для своих учеников делаю многое.

Рассмотрим практический пример на одном ученике. Карина, 13 лет. Семья неблагополучная. Мать лишена родительских прав. Девочка больна. На обучение я приняла девочку, когда ей было 9 лет. ЕЕ мать-пьющая и неграмотная женщина, не понимает даже значения многих слов...Чтоб ребенок не погиб в ее руках без содержания и имелись хоть какие-то деньги в их неполной семье, мне пришлось с нуля начать оформление инвалидности  ребенку. Эта процедура оформления документов проходила совместно с девочкой и ее мамой. Где мы только ни были, какие только комиссии не прошли…

С этих пор вопрос о сохранении своего здоровья, поддержание организма, прием лекарственных средств для Карины стоял остро. Ведь эпилепсия мучила ее.

А также и то, что необходимо знать, чтобы правильно подобрать нагрузку, физические упражнения именно для себя.

Для этого пришлось посетить врача-психиатра, где подробно узнали о течении и специфики протекания данного вида эпилепсии;

-о необходимости соблюдения режима дня!!!Изучали дополнительно литературу о «Здоровом питании», сделали вывод: что это не мало важно для здоровья.

Дополнительно читали   о пребывании на свежем воздухе.(и тоже сделали заключение, совместно с мамой ,ее  дочкой ,что ей это необходимо.)В связи с этим нарисовали схему- плакат, на тему:» Если хочешь быть здоров», где зафиксировали и отразили то, что необходимо лично Карине, по времени, по погоде…,для здоровья, чтобы дать возможность организму справляться с заболеванием и продолжить учиться.

Режим дня был разработан под нее, по нему она жила. И мать руководствовалась данными знаниями и наглядным планом мероприятий, и мне стало легче контролировать обучение и жизнь ученицы.

Четко прослеживается: подъем вовремя, завтрак...вывод: Для чего нам все это нужно?

Что еще нам необходимо создать в домашних условиях, для поддержания здоровья, ведь если его нет, то нет и обучения.

Обязателен и дневной сон. Задаю вопрос: Что он дает тебе, Карина? Конечно же, правильный вывод: уменьшение количества эпилептических приступов, отдых организму. Все это мы отметили на «Плакате Здоровья», сделали определенные зарисовки.

Благодаря нашим усилиям девочка встала на ноги , поправилась .Обучение пошло в гору. Мы нашли совместно пути- решения к здоровью и учебе. А значит мы живем, учимся и продолжаем работать над собой!

Считаю, в данной работе отражена  роль педагога в развитии креативного мышления обучающейся (на практике ,необходимой для жизни.)    

                                                                                                   

Работая с детьми –инвалидами (с умственной отсталостью) считаю, что развитие у данных учеников креативного мышления возможно. На моих уроках  это получается, хотя работа мозга у обучающихся туго подвижна. У каждого ученика 11 учебных предметов и на каждом из них ,на простых жизненных примерах, я стараюсь развивать креативное мышление.

Считаю-роль учителя здесь велика. На занятиях развиваю и познавательные процессы, учебные умения, навыки самообразования, творческие способности. Этому уделяю особое внимание, не смотря на то, что дети имеют серьезные отклонения в развитии.

Как правило, у таких детей понижена самооценка, я вижу это, подбираю задание таким образом, чтоб выполняя его ,ребенок почувствовал свою силу, уверенность в себе. И, потихоньку, мы, совместно, идем к развитию такого свойства личности ,как  креативность.

Любые креативные наклонности, стремление к творчеству, требуют специальных занятий -

Это стимулирует детей к созданию нового и в дальнейшем поможет использовать полученные знания.

Только совместно с учениками, на уроке мы стараемся выдвигать больше интересных идей (особенно на уроках изо, чтения ,математики).

Моя роль как учителя состоит в том, чтобы направлять, подправлять, обрабатывать придавать оригинальность и совместно делать выводы. Интересно и то, что совместно сделанные выводы -работают! Дети не боятся ими пользоваться, попав в трудную жизненную ситуацию.

В упражнениях и заданиях по развитию креативного мышления не существует «неправильных ответов».

В своей работе я :

-поощряю самостоятельные мысли обучающихся; (включаю их в работу)

-поддерживаю самостоятельные действия ученика;(если они верны)

- не мешаю ученику изобразить что - то по — своему;

- уважаю его точку зрения;

- предлагаю свободу в творческом проявлении;

- стараюсь не навязывать свою точку зрения, слушаю ученика , понимая его.

_ предлагаю разнообразные задания, включая физминутки и музыкальные паузы.

Считаю, что ПЕДАГОГ-это творческая личность. Он обязан стремиться к применению разных методов в работе, особенно новых, интересных, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Могу отметить, что успешно стимулирует творческую работу:

-индивидуальная, самостоятельная работа.

- работа с книгой;

-беседа;

-анализ конкретной ситуации;

-создание проблемной ситуации;

-наблюдение, самонаблюдение;

В работе применяю различные методы:

-вопросы;

-Кроссворды;

-сообщения;

-викторины;

-ролевые, деловые игры.

-придумывание;

-мозговой штурм….

А также средства- визуальные(рисунки, иллюстрации),готовые работы для демонстрации.

При общении с ребенком стараюсь заметить тонкую творческую мысль креативности , поддерживаю ее. Оказываю всяческую поддержку в развитии  его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...