«Главный принцип твоего развития»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Джураева Шаходат Шадмановна

Методическая разработка открытого урока воспитательного занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Главный принцип твоего развития» составлена в соответствии с требованиями к уроку открытие нового в системно- деятельностной технологии. Дети с помощью воспитателя формулируют тему,  основные определения новых понятий, составляют классификацию, проводят сравнительный анализ. Методическая разработка может быть исползована воспитателями - практиками, работающими в специальных (коррекционных) школах, ищущими ответы на непростые вопросы, связанные с интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта воспитателя ГПД коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Открытый урок воспитательного занятия

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития)

по теме:

«Главный принцип твоего развития»

Джураева  Шаходат  Шадмановна,

Кандидат психологических наук, Воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561

г. Санкт-Петербург

     Каждый воспитатель, стремящийся к продуктивной деятельности и активному участи. в жизни общества должен обладать "Навыками XX1 века" С незначительными вариациями в эту группу относят базовую грамотность, инновационное, критическое мышление, умение работать в команде, умение дружить, целеустремленность, умение общаться, толерантность, любовь к ближнему, инициативность, настойчивость, любознательность и т.д. Залогом достаточно высокого уровня формирования личности и активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является правильно организованный воспитательный процесс развивающей и коррекционной работы. 

     В условиях современной инновационной экономики задача воспитателя состоит подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для продолжения развития как личность, образования дальнейшей профессиональной деятельности и создании новых технологий. Целью воспитания является личностный результат каждого ребёнка. Основой достижения развивающих целей воспитания является активность детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

     В процессе воспитательной деятельности знания не передаются в готовом виде воспитателем, а добываются воспитанниками самостоятельно. Для того, чтобы эта деятельность были возможны, необходимы мотивация, увлеченность самого ребёнка. В процессе воспитания надо создавать ситуации, когда "обнаружение" нового знания и понимание детьми "научной новизны" ощущалось бы им как радость открытия.

Цели: 

1. Научить внимательно слушать и понимать новую информацию, задавать необходимые уточняющие вопросы для лучшего усвоения услышанного. сформировать приёмы правильного слушания;

2. Закрепить применение приёмов правильного слушания с помощью практических упражнений.

Материалы для занятия: дидактические карточки с заданиями «Посмотри, анализируй, выбирай».

Ход занятия:

     Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об умении слушать и услышать. Чтобы создать положительный настрой для нашей работы я всем Вам желаю удачи и больших успехов! Итак, начали. Обучающиеся на «5», как правило, добиваются прекрасных результатов в работе над собой: проходят «прокачку» по всем параметрам, которые можно прокачать, и достаточно быстро. Скажите, пожалуйста, как же это им – «отличникам» удается? Как, по  Вашему, что такое «заряжаться на успех»?

Дети рассказывают своё мнение, воспитатель, вместе с детьми внимательно, анализирует. Выводы…………………………………………………………………………….

     А знаете, ребята, всё дело в принципе. Принципе правильного выбора навыков для отработки.

Любой навык можно оценить по двум критериям:

  1. Простой или составной
  2. Зависит только от тебя или не только от тебя.

Важно: для тренировки выбирай только простые навыки, которые зависят только от тебя.

Простой навык понятно, а как сделать?  например, улыбаться. Составной навык состоит из множества простых, и не всегда сразу понятно каких – например, умение правильно ответить на уроке на вопросы учителя. Приведу примеры:

  • Следить и слушать внимательно – навык простой, зависящий только от тебя.
  • Быть уверенным в себе – составной навык, зависящий только от тебя.
  • Умение правильно ответить на заданный вопрос – навык составной, зависящий только от тебя.

Главный тезис: эффективно развивать ты можешь только простые навыки, которые зависят только от тебя. Не стоит ставить себе цели развития в составных навыках или в навыках, не зависящих от тебя.

Как применять навык на практике

Воспитатель: ты хочешь стать более общительным. Этот навык, зависит от тебя.

1. Сразу разбивай его на простые и тренируйте именно их.

2. Потренируй умение быстро влезать в любой разговор

3. Потренируй умение поддержать любую тему.

                                                               Упражнение

Инструкция:

Надо поделать лицевую гимнастику (например, «Внимательно слушаю», «Я – слушаю, но ничего не понимаю», «Я-умный», «Я-стеснительный», «Я-отличник» и …)– можно найти много простых навыков. Итак, ребята, по Вашему выбору класс делится на две группы: желающие выполнять любые роли и наблюдатели, оценщики. Дети выполняют упражнение. Класс делится на две группы и одни выполняют роли, а другие наблюдают и по очереди рассказывают о своих наблюдениях.

Воспитатель: молодцы ребята! Хотите развиваться? /наблюдает и анализирует реакцию детей/

Для развития выбирай навыки, зависящие только от тебя

Если ты сохраняешь этот принцип, твоё развитие будет идти заметно быстрее и результаты тебя будут радовать.

И ещё добавлю: если ты посмотришь на упражнения мастерской, то увидишь, что они построены именно по этим принципам.

  • Учёт времени – простой навык, зависит только от тебя

Инструкция:

  • Здоровый сон – простой навык, подсчитай, сколько часов ты спал прошлой ночью
  • Напиши свои цели – непростая задача, но попробуй написать

Дети выполняют упражнение.

     Воспитатель: Замечательно! Кто хочет – может проверить все остальные упражнения, убедись, что всё верно. Именно поэтому работа в мастерской идёт максимально быстро и эффективно! Но даже если ты решил отрабатывать какие-то навыки самостоятельно– соблюдай этот принцип и ты будешь очень доволен результатом.

Игра «Как я слушаю новую тему урока»

Инструкция: Ребята, выбирайте как Вы слушаете новую тему урока и в графе: «что я получаю» выбирайте один из вариантов ответа и ставьте знак «+»

                      как я слушаю

+

что я получаю

+

Вообще не слушаю воспитателя (активное "неслушание")

Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова воспитателя пропускаю мимо ушей.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Демонстрирую, что слушаю воспитателя (псевдослушание)

Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю учителя говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей. Тупо на автомате повторяю «ясно», «понятно», "да-да, говорите

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание)

Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю воспитателю, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Слушаю и слышу воспитателя  (Активное слушание).

Поддерживаю с воспитателем  зрительный контакт.Выразительно реагирую  мимикой и телом 

 на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая воспитателю понять, что есть интерес к новой теме, к уроку. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую слова воспитателя. Выражаю понимание. Подытоживаю основные мысли воспитателя в процессе урока.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Замечательно! Теперь я жду, от Вас ребята, Ваших собственных выводов, предложений и пожеланий.

Ваши выводы…………………………………………………………………..

Предложения……………………………………………………………………

Пожелания………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения

ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...

«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»

Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка...

Методическое сообщение "Основные принципы технического развития пианиста"

В данной работе подробно показаны все стадии преодоления технических сложностей в фортепианных произведениях....

Методические рекомендации "Основные принципы технического развития пианиста".

В методической работе поэтапно раскрываются принципы работы над пианистической техникой....