Дидактический материал для проведения дефектологических занятий.
картотека

Моржанаева Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

      «Найти предмет указанной формы»
      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
      
«Из каких фигур состоит машина?»
      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
      
«Коврик»
      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
      
«Найди предмет такой же формы»
      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
      
«Какая фигура лишняя?»
      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
      
Варианты:
      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
      
«Составь целое из частей»
      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
      
Варианты:
      — составить конструкцию по памяти, по описанию;
      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
      
«Определи правильно»
      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
      
«Зрительный диктант»
      Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
      
Варианты:
      — дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).
      
«Определи форму предмета»
      Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

      «Сравни предметы по высоте»
      Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
      
«Палочки в ряд»
      Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
      
Варианты:
      — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
      
«Самая длинная, самая короткая»
      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
      
Варианты:
      — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
      
«Пирамидки»
      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
      
«Матрешки»
      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
      
«Разноцветные кружки»
      Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
      
Варианты:
      — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
      
«Разложи по размеру»
      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
      
Варианты:
      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
      
«Расставь по порядку»
      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
      
«В какую коробку?»
      Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
      
«Дальше — ближе»
      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
      
«Выполни задание»
      На листе с крупно написанными буквами и цифрами ребенок выбирает самую широкую букву, обозначающую звук [щ], самую высокую, обозначающую звук [ш], самую низкую цифру 1, самую узкую цифру 8 и т. д.
      2. Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:
      а) измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;
      б) измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

Дидактические игры и упражнения
на закрепление понятия цвета

      «Какого цвета не стало?»
      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
      
«Какого цвета предмет?»
      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
      
Варианты:
      — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
      
«Собери гирлянду»
      Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
      
«Сплети коврик из цветных полосок»
      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
      
«Сложи радугу»
      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
      
«Неразлучные цвета»
      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
      
«Какие цвета использованы?»
      Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
      
Варианты:
      — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
      
«Уточним цвет предмета»
      Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

Развитие зрительного восприятия

Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия

      «Что изменилось?»
      Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
      
«Найди ошибку»
      Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
      
слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
      
примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
      
предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
      Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
      
«Найди отличия»
      Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
      
«Знаковая таблица»
      Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
      
«Наложенные изображения»
      Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
      
«Спрятанные изображения»
      Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
      
«„Зашумленные“ изображения»
      Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
      
«Парные изображения»
      Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
      
Варианты:
      — используются парные игрушки;
      — предъявляют предмет и его изображение.
      
«Незаконченные изображения»
      Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
      
Варианты:
      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
      
«Точечные изображения»
      Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
      
«Перевернутые изображения»
      Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
      
«Разрезанные изображения»
      Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
      
Варианты:
      — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
      
«Запомни и нарисуй»
      Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
      
«Буковки»
      Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
      — все буквы И;
      — все гласные;
      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
      
«Найди букву»
      В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
      
«Где зажегся фонарик?»
      Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
      
Варианты:
      — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
      
«Сложи узор»
      Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
      
«Шкафчик»
      
Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
      На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
      
Варианты:
      — прятать одновременно 2—3 игрушки;
      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.
      Информативными для детей являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (шарик деревянный, пластмассовый, металлический).
      
2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, учебник по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к тетради — тяжелым. Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса.
      Практическую значимость для детей имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.).
      Можно познакомить учеников с некоторыми видами весов: промышленными (с двумя чашами и гирями — старого образца), аптекарскими (также с двумя маленькими чашечками и гирьками), весами для домашнего использования (безмен или с одной чашей на подставке).
      Самостоятельно производимые детьми действия взвешивания помогут расширить и уточнить представления об одинаковом весе предметов, различающихся по величине, объему и некоторым другим свойствам.
      Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх:
      
«Чем различаются?»
      Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
      
«Определи вес»
      Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
      Подчеркнем, что для формирования барических и температурных ощущений, равно как и для обонятельных и вкусовых, используется преимущественно не дидактический, а естественный материал (продукты, цветы, различные предметы и др.), т. е. в сенсорное воспитание включается ознакомление детей со свойствами реальных предметов.
      Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всем многообразии окружающей действительности, что составляет необходимый фундамент его дальнейшего умственного развития. Дидактические игры и упражнения
для развития слухового восприятия

      «Различай веселую и грустную музыку»
      Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
      
«Тихо и громко»
      Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
      
Варианты:
      — можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
      — использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
      — на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
      — на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
      — найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
      
«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
      Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
      
Варианты:
      — перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
      
«Шагаем и танцуем»
      Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.
      
«Высокий и низкий звук»
      Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.
      
Варианты:
      — использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
      — выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
      — изображать голосом воспринятый тон.
      
«Ударь в бубен»
      
Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
      Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
      
Варианты:
      — полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.
      
«Далеко — близко»
      У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
      
«Будь внимателен»
      Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
      
«Звоночки»
      
Материал: несколько звоночков различного звучания.
      Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).
      
«Определи, что слышится»
      Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.
      
Варианты:
      — возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).
      
«Шумящие коробочки»
      
Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
      Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.
      
«Повтори»
      Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.
      
«Быстро и медленно»
      
Материал: кукла, барабан.
      Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.
      Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.
      
«Слушай и выполняй»
      Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:
      1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;
      2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
      
«Что слышно?»
      По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Дидактические игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве

      «Какая рука?»
      На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
      
«Покажи правильно»
      Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
      
«Незаконченные изображения»
      Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
      
«Твой путь в школу»
      Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
      
«Автомобили»
      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.
      
Варианты:
      — каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.
      
«Выполни задание»
      Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
      
Варианты:
      — определить местоположение отдельных предметов мебели;
      — определить местоположение других детей относительно себя;
      — определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
      — определить местоположение предметов относительно друг друга;
      — расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
      
«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
      Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.
      
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
      Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
      
«Что где находится?»
      Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.
      
«Откуда и чей голос?»
      Ребенку предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
      
«Внимательно слушай и рисуй»
      Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.
      Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
      
Варианты:
      — разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.
      
«Где что лежит?»
      Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.
      
Варианты:
      — предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
      — по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
      
«Фигуры высшего пилотажа»
      Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.
      
«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
      
«Следопыт»
      По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.
      
Варианты:
      — дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;
      — по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.
      
«Разведчики»
      По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.
      Пример инструкции:
      1. Встаньте у классной доски, повернувшись к ней спиной.
      2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.
      3. Повернитесь налево.
      4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз.
      Что видите необычного? Ищите!
      
«Самый внимательный»
      На доске лист ватмана с написанными на нем рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с заданиями: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизонтального ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.
      
Графические диктанты.



Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ "НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательные упражнения

Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

Комплекс дыхательных упражнений.

1. "Подуем на одуванчик". 
Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха

2. "Подуем на листики". 
На ладошку положить упавший листок или лист, вырезанный из бумаги, и сдуть его.

3. "Подуем на снежинку". 
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

4. "Снег, снег кружится". 
Упражнение на воображение. Дети представляют как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них.

5. "Надувайся пузырь(шарик)". 
Составить из кулачков "трубочку" и дуть в нее, наклонив голову вниз.

6. "Дуем в рожок". 
Руки составляют "трубочкой". Ребенок дует, создавая звуки " у-у-у".

7. "Песенка водички". 
При умывании на короткое время обратите внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода, предложите спеть ее песенку "с-с-с".

8. "По реке плывет кораблик". 
В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону.

9. "Надуем щеки, как воздушный шар". 
Вдыхать воздух носом и выдыхать с закрытым ртом, раздувая щеки.

10. "Дождь и дождик". 
При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного "каап-каап" (дождь) и короткого "кап-кап (дождик).

11. "Ветер и ветерок". 
Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками " у-у-у".

12. "Повздыхаем". 
Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой - ой, ай - ай, ая - яй.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч .Ворота – два кубика или карандаш . Ребенок дует на «мяч» , пытаясь «забить гол» .Вата должна оказаться между кубиками .

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома . Положите «снежинку» на ладошку ребенка . Пусть он правильно сдует ее .
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Листопад

Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревья). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки, аналогично снежинкам с ладони.

Бабочка

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произносите вместе с малышом русскую народную поговорку :
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони 
До Волги-реки!

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность . Предложите ребенку плавно подуть на карандаш . Предмет покатится по направлению воздушной струи .

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка , конец которой опускается в стакан с водой . Ребенок дует через соломинку , чтобы щеки не надувались , а губы были  неподвижны.

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе , а другой дает ребенку . Взрослый показывает , как можно погудеть в пузырек . Надо слегка высунуть кончик языка так , чтобы он касался края горлышка , пузырек касается подбородка . Струя воздуха должна быть длительной и идти посредине языка . Если гудок не получается , значит , ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Дыхательная гимнастика. 

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам.

         Глубоко вздохните, задержите дыхание, не выдыхая, согнитесь в талии и чуть согнув колени опустите голову чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащенная кислородом, идет к голове и к глазам, удаляя яды и отбросы. Постойте в таком положении, считая до пяти (Постараться задержать дыхание в течение 10 сек.). Это упражнение очень важно! Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах, глаза очищаются, т.к. увеличивается циркуляция крови через ткани глаза. 
 Во время упражнений глаза можно открывать и закрывать.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе - опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок стоит с опущенными руками и головой, на вдохе медленно поднимает расслабленные руки и голову вверх, постепенно "растягивая" все тело (не отрывая пятки от пола); задерживает дыхание. На выдохе - постепенно расслабляя тело, опускает руки и голову, сгибается в пояснице; задерживает дыхание.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, руки прямые смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и останавливаются в позе - обе руки прямые смотрят вправо. Дыхание при этом задерживается. На выдохе руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки расставлены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. На вдохе пальцы меняются местами, на выдохе - опять меняются местами и т.д. На задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.



Предварительный просмотр:

  Дидактические игры

«Посмотри и запомни»

Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там продукты (или рисунки продуктов на наборном полотне). Потом дети отворачиваются от стола и называют продукты, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости; или каждый ребенок называет по одному продукту, пока не будут перечислены все. Инструкция может усложняться: дети должны называть продукты последовательно слева - направо (или наоборот).

«Чего не стало?».

На столе находятся продукты (либо на наборном полотне - их изображения). Дети отворачиваются или закрывают глаза. Педагог (либо один из учеников) убирает один- два продукта. Дети открывают глаза и называют, чего не стало на столе (наборном полотне).

«Что изменилось?».

Исходная ситуация та же, что и в предыдущей игре. Но, когда дети закрывают глаза, педагог меняет продукты местами или добавляет один- два продукта. Дети открывают глаза и говорят, какие произошли изменения.

«Цепочка».

Ученик называет один продукт, другой ученик повторяет это слово и добавляет свое - тоже название продукта.

«Кто больше назовет (или запишет) продуктов?».

 Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (между бригадами, командами), рядами, между мальчиками и девочками.

«Найди ошибку».

Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или какой-нибудь игровой персонаж будет называть продукт. При этом намеренно допускаются ошибки в виде перепутанного называния продуктов (например, огурец называется морковью, хлеб - пирогом). Вместо называния или наряду с ним, можно использовать таблички с надписями, Дети должны найти ошибки и исправить их.

«Волшебный мешочек»:

Дети рассматривают и называют продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Дети по очереди отгадывают по одному продукту из «волшебного мешочка», определяя его на ощупь;

Дети предварительно не рассматривают продукты, которые находятся в «волшебном мешочке». Нащупав в мешочке какой-нибудь продукт, ученик называет его и после этого достает из мешочка. Дети отмечают, правильно ли их товарищ назвал продукт;

Ученику предлагается найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»);

Педагог, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает детям о нем. Описанный продукт достается, если дети узнают его по описанию.

«Магазин».

Наборное полотно - словно полки магазина (две-три полки). На каждой полке размещены продукты. Детям предлагается назвать продукты, которые продаются в этом магазине (например: «Сколько полок в магазине?», «Что находится на нижней (верхней) полке?», «Сколько яблок в магазине?», «На какой полке они лежат?»). Потом педагог сообщает, что в магазин приходил какой-либо игровой персонаж (например: Буратино, Серый Волк) и купил некоторые продукты. При этом часть рисунков незаметно прячется. Дети должны внимательно посмотреть на «прилавки» и сказать, что купил этот персонаж в магазине.

Усложненный вариант игры: продукты, которые остались в магазине после посещения героя, меняются местами на своей полке или помещаются на другие полки.

Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не раскупят все товары, Роли покупателей могут выполнять и сами дети.

«Четвертый лишний».

Педагог предлагает детям выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов); три изображения, например, молочных продуктов + одно изображение мясного продукта и т. д. В данной игре можно использовать натуральные продукты, муляжи, изображения, слова (усложненный вариант).

«Наведи порядок».

В этой игре также могут использоваться как натуральные продукты, муляжи, так и изображения, слова. Опишу игру на примере использования картинного материала. На наборном полотне (на доске или у каждого ученика на парте) находятся в беспорядке рисунки двух (или более) групп предметов.

1. Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, назвав эти группы и обозначив, в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой группы (например: «Разложите рисунки на две группы - продукты и посуда. Слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к продуктам, справа - к посуде»);

2. Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их, После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа (может быть и три-пять групп, например, при делении продуктов на молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты);

3. Учащимся предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы (без определения педагогом групп и их количества);

4. Среди рисунков двух групп предметов (например: продуктов и посуды; овощей и фруктов) находится рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной из групп.

«Не ошибись!»:

Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или к какой-либо группе продуктов).

Педагог называет слова (или показывает изображения) и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название (или показывается изображение) продукта (или только продуктов какой-либо группы);

«Назови слово»:

Игра проводится как соревнование между группами детей.
Педагог предлагает назвать предметы определенной группы (например: продукты; мясные продукты; овощи). Каждый ряд по очереди называет по одному предмету. Слова не должны повторяться. Если какая-либо группа детей не назвала слова, она пропускает ход. Игра продолжается, пока называются слова. В конце подсчитывается, сколько предметов назвала каждая группа учащихся;

Педагог называет обобщающее слово определенной группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет названной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молочные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называет продукт, а ребенок, к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч;

3. В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобщающее слово, то отдельный продукт какой-либо группы.

«Найди такой же предмет»:

Педагог называет обобщающее слово, а дети выбирают из набора соответствующий рисунок или все рисунки названной группы;

Педагог показывает изображение какого-нибудь продукта. Детям предлагается найти рисунок (либо все рисунки) той же группы предметов (например, продуктов или продуктов определенной группы) и показать или поставить рядом с рисунком, который показывал педагог. Потом педагог спрашивает детей, каким обобщающим словом можно назвать предметы, изображенные на рисунках.

«Найди ошибку»:

1. Педагог предлагает детям внимательно послушать Буратино и сказать, правду он говорит или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло - это посуда», «Морковь, огурец, свекла - это молочные продукты»);

2. Буратино неверно выполняет задание «Четвертый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки;

3. Буратино неверно выполняет задание «В магазине» (например: неправильно размещает таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).

«В магазине»:

На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает учащимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить на доске), Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответствующими продуктами (натуральными, их изображениями или названиями);

В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса).
Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);

На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе.
Это может осуществляться несколькими способами: дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, муляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты относятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся; педагог загадывает загадку, отгадав которую дети вписывают название продукта в соответствующую графу, или выбирают табличку с соответствующей записью, либо находят изображение продукта или сам продукт, размещая его на соответствующем столе.

После размещения в каждой группе двух-четырех продуктов педагог может предложить детям продолжить выполнение задания, ответив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы еще знаете?» или «Какие еще молочные продукты вы знаете?».

Эта игра может проводиться как игра-соревнование.

«Мы готовим»:

Каждому ребенку дается задание: отобрать («купить») в «магазине» продукты (натуральные или их изображения), необходимые для приготовления какого-либо блюда. При этом возможны ситуации, когда одинаковые задания будут у нескольких детей. В данном случае представляет интерес сравнение выполнения одинакового задания разными детьми. Воспитанникам предлагается из ряда продуктов (натуральных или их изображений) отобрать в одну миску те, из которых можно приготовить одно блюдо, в другую - другое (например, для супа и
компота).

Воспитанники делятся на группы (бригады). На доске педагог вывешивает меню для каждой группы детей (или раздает записанное на карточках меню).

Например, предлагаются меню для завтрака:

Меню 1                                    Меню 2                                     Meню 3

Каша гречневая                    Яичница                        Каша манная

Бутерброд с колбасой           Бутерброд с сыром                 Яйцо всмятку
Чай                                           Молоко                                   Какао

Члены каждой группы обсуждают, какие продукты нужны для приготовления блюд предложенного им меню, Затем представители от каждой группы подходят к столам, где расположены продукты (натуральные или их изображения), выбирают необходимые и приносят своей группе. Члены бригады смотрят, что принес их товарищ, одобряют его или вновь посылают «в магазин», В юнце игры каждая группа должна объяснить, почему были «куплены» те или иные продукты.

Игра может быть усложнена (если позволяют возможности детей) тем условием, что дети сами составляют меню для завтрака (обеда, ужина, сладкого стола).

НЕСТАНДАРТНЫЕ ИГРЫ (4). 

ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ ЛЮБОВЬ

Попросите детей представить, что им необходимо построить из волшебных кирпичиков-добродетелей дом для феи любви. Каждый кирпичик — какое-либо качество. Дети должны перечислить эти качества и нарисовать дом, который они из них построят.

ДЕТИ И МАМА

Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

  • Нужно ли скучать по маме?
  • Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
  • Нужно ли жалеть маму?
  • Нужно ли хвалить маму?
  • Нужно ли интересоваться делами мамы?
  • Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы
    не расстраивать ее?

               СОЛНЦЕ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

Нарисуйте на доске солнце материнской любви и попросите детей перечислить все прекрасные качества своих мам. Все перечисленное детьми — это лучи солнца материнской любви. Попросите детей написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО

Попросите детей нарисовать свое фамильное дерево. Объясните, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников.

Для выполнения этого задания попросите детей в течение двух недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно.

Затем попросите детей ответить на вопросы:

  • В вашем роду больше женщин или мужчин?
  • Какие виды деятельности и профессии встречаются наиболее часто?
  • Существуют ли какие-либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из поколения в поколение?
  • Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах?
  • С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения, и почему?
  • Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество?
  • Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками?

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ (1).

Ситуация 1. Мама ушла к соседке с младшим братишкой. Оттуда звонит и просит принести белье, чтобы перепеленать ребенка. Боря собирает белье и несет к соседке.

Ситуация 2. Мама выкупала ребенка и просит дочь помочь ей одеть и запеленать малыша.

Ситуация 3. Мама собралась с малышом в поликлинику и просит Гену собрать ей на смену одежду и белье для маленького.

Ситуация 4. Бабушка обращается к внуку и говорит: «Что-то плачет наша Машенька, не мокрая ли она? Посмотри, смени подгузник».

Ситуация 5. Лето, тепло. Мама просит Машу погулять с малышом и взять все нужное с собой, чтобы не заходить домой. Маша взяла воды, соску, погремушку. Что она забыла?

Ситуация 6. Вася остался дома с младшей сестренкой. Через некоторое время она стала кричать. Вася дал ей попить — кричит, покачал — кричит, дал соску -  кричит. Что еще надо сделать Васе?



Предварительный просмотр:

Упражнение на развитие мышления у школьников

Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».

  • Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля).
  • Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).
  • Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  • Лев – (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).
  • Лицо – (цвет, волосы, очки, нос, усы).
  • Город – (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист).
  • Лес – (звери, сосны, деревья, грибы, небо).
  • Сарай – (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  • Бензин – (автомобиль, запах, утечка, лейка, жидкость).
  • Куб – (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  • Канцелярия – (машинистка, бумага, часы, стол, порядок).
  • Деление – (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  • Кольцо – (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
  • Железо – (холодность, гладкость, ржавчина, вес, твердость).
  • Чтение – (глаза, книга, картина, печать, слово).
  • Митинг – (радио, люди, флаги, оркестр, голоса).
  • Гражданин – (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса).
  • Газета – (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  • Игра – (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  • Сказка – (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).
  • Труд – (плата, цель, машина, начало, приятность).
  • Организованность – (вдохновение, порядок, успех, согласованность, комиссия).
  • Война – (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  • Упражнение 1 
  • а) Найти отличия в «одинаковых» рисунках.
  • Примечание
    Упражнение очень распространено в детских журналах и служит подготовкой к более серьезным заданиям.
  • б) Найти отличия в «одинаковых» объемных фигурах.
  • Например, это могут быть домики из кубиков, изделия оригами...
  • Примечание
  • Упражнение можно выполнять в виде игры: 2 команды изготавливают по 2 объекта, закладывая по 2-3 отличия между ними. А затем каждая ищет эти отличия в объектах другой команды.
  • Упражнение 2 
  • Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) в разных объектах.
  • Примечание
  • Для маленьких детей это могут близкие объекты — мячи разной величины, кубики, разные тарелки из набора посуды и т. п. Для старших это могут быть весьма отдаленные предметы.
  • Например: магнитофон и измерительная линейка, колокольчик и солнце, лист бумаги и динозавр...
  • Упражнение 3 
  • а) Перечислить как можно больше предметов, обладающих заданным свойством.
  • Например: белый, колючий, яркий, холодный...
  • б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами.
  • Например: белый и гладкий, тяжелый и горячий, колючий и живой, горячий, твердый и круглый...
  • Упражнение 4 
  • Перечислить как можно больше свойств определенного предмета (объекта).
  • Примечание 1
    Упражнение можно провести в виде игры, когда предмет передается из рук в руки по кругу (5-7 детей), и каждый, кто взял его в руки, называет новое свойство.
  • Например: пусть этим предметом будет чашка. Тогда дети говорят примерно следующее: — чашечка маленькая — на ней цветы нарисованы — внутри белая — гладкая — с ручкой — вот здесь штампик — ручка с дыркой — сверху чуть заостренная — из нее чай пьют — и воду, и какао... — и лекарство можно запивать — трещинка сбоку — пупырышек вот здесь — ...
  • Таким образом постепенно от явных, бросающихся в глаза признаков постепенно дети переходят к все более незаметным, скрытым признакам. Учитель (воспитатель) после игры добавляет описание, расширяя представления о свойствах предметов и материалов.
  • Примечание 2
    Такого типа учебную деятельность можно проводить даже со студентами. Только выбирая адекватный объект согласно специальности.
  • Скажем, в автомобилестроительном институте таким образом можно рассмотреть колесо автомобиля — при этом совсем не обязательно передавать его из рук в руки...
  • Упражнение 5 
  • Найти как можно больше изменяющихся величин (характеристик, свойств), наблюдая за простым процессом (надувание шарика, перетекание песка в воронку, течение ручейка, кипение воды...).
  • Пример: горение свечи. Изменяются: вес свечи — за счет сгорания, ее форма и величина, форма и величина пламени, температура воздуха в комнате, подставка под свечой (покрылась парафином) и т. д. Полезно также обсудить, почему происходит каждое из изменений.
  • Примечание 1
    Особенно полезно показывать и обсуждать опыты, имеющие неявные последствия.
  • Например: нагревание бритвы на свече. Неявное последствие — бритва окрасилась (цвета побежалости). Ничего страшного, если дети (да и преподаватель иногда) не смогут объяснить причину этого. Важно заметить явление и попробовать его изучить — не случайно ли оно возникло? (Можно нагреть другую бритву, на другой свече, на спичке, предварительно помыв бритву...).
  • Примечание 2
    Младшим детям полезно зарисовывать опыт по схеме «было — стало».
  • Упражнение 6 
  • а) Раскладывание предметов «по кучкам» по одному явному признаку.
  • б) То же, но по нескольким явным признакам.
  • в) Раскладывание «по кучкам» по величине признака.
  • Например: твердые (как гвоздь), не очень твердые (как дерево), мягкие (как резина), очень мягкие (как поролон, вата).
  • Примечание
    Таким примерно образом реально организована шкала, т. е. классификация, минералов по твердости.
  • г) Переход к неявным признакам (горит — не горит). В спорных случаях — проверка экспериментом.
  • д) Сериация (как бы «раскладывание по кучкам») нематериальных объектов по одному признаку.
  • Примеры: слоги — слова — предложения; предметы — явления; биологические понятия — физические — биофизические.
  • е) То же, но по нескольким признакам.
  • Пример: глаголы, начинающиеся со звонкой согласной — прилагательные, начинающиеся с глухой согласной.
  • Примечание
    Упражнение также оформляется в виде игры.
  • Упражнение 7 
  • а) Дано множество предметов. Найти признак, по которому их можно «разложить по кучкам».
  • б) Найти пары признаков, по которым можно разложить данные предметы.
  • Упражнение 8 
  • а) На картинке 3 предмета. Найти 3 признака, по каждому из которых получается иная классификация.
  • Пример: ребенку предлагается рисунок с изображениями лампы, цветка, солнца. По признаку «рукотворный — нерукотворный» лампа отделяется от цветка и солнца. По признаку «живой — неживой» цветок отделяется от лампы и солнца». По признаку «земной — неземной» солнце отделяется от лампы и от цветка.
  • б) То же самое, но на картинке 4 объекта. Теперь нужно найти 4 признака, по очереди исключающих один из объектов. Усложнение: найти 4 признака, каждый из которых попарно отделяет одну возможную пару объектов от другой. Пример: на рисунке — ножницы, дождевая туча, книга, акула. Все 8 признаков предлагаю найти самостоятельно.
  • в) Дана группа предметов. Для любой случайно выделенной пары предметов найти признак (или минимальный набор признаков), выделяющий их из остальной группы.
  • Упражнение 9 
  • а) Дан набор предметов с различными признаками (например, геометрические фигуры разного цвета и величины). Выделить признаки и построить иерархическую классификацию.
  • Пример: даны кубики и шарики трех размеров и двух цветов. Можно построить иерархию в последовательности: цвет — размер — форма; а можно в иной последовательности: форма — цвет — величина. В какой еще последовательности?
  • Примечание
    Для маленьких — в виде игры с раскладыванием по полочкам.
  • Упражнение 10 
  • Аналогично упражнению 9, но иерархической классификации подлежит набор абстрактных понятий.
  • Пример: энергия, вес, нравственность, добро, электрический заряд, мораль, воля, свет, амплитуда, справедливость, импульс, частота.
  • Примечание
    Понятие «свет» может попасть одновременно в разные ветви классификации. Например, в ветвь «физические понятия» и в ветвь «этические понятия», потому что это слово в разных контекстах выражает разные понятия.
  • Упражнение 11 
  • Обычно сложные научные классификации (химических элементов, элементарных частиц, животных, растений...) выстраиваются на основании набора признаков, и грани деления на группу бывают довольно условными. Например, биологи знают, что «нельзя найти такой признак или группу признаков, которые отличали бы всех без исключений особей данного вида от любой особи, принадлежащей к какому-либо из близлежащих видов». Поэтому биологи для характеристики вида используют целую совокупность признаков и задают для каждого признака не одно значение, а зону наиболее вероятных значений.1 
  • Для понимания этого важного факта предлагается игра-дискуссия типа: «Чем отличается страус от человека?» Игра проходит по схеме:
  • а) предлагается признак отличия;
  • б) ищутся аргументы против этого признака.
  • Пример к вышеуказанной теме дискуссии:
  • а) страус не разговаривает;
  • б) значит, немой человек не отличается от страуса?
  • а) у человека нет крыльев;
  • б) значит страус с обрезанными крыльями — это человек?
  • а) страусы не строят себе дома;
  • б) значит пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом?
  • а) страус не пользуется инструментом;
  • б) значит, если научить страуса нажимать на кнопку станка, он станет человеком? — и т. д.
  • Вывод: только совокупность факторов может служить надежным отличительным признаком...
  • Вот возможные темы для таких дискуссий:
  • — чем отличается дом человека от пещеры медведя?
  • — чем отличается наука от веры?2 
  • — чем отличается живое от неживого3 
  • Упражнение 12 
  • Некоторая ситуация задается по схеме причина — следствие: зажгли свечу — ... — ... — подставка покрылась парафином. В схеме как бы пропущены два звена в причинно-следственной цепочке. Их нужно восстановить.
  • Например, так: зажгли свечу — огонь плавит парафин — парафин стекает — подставка покрылась парафином.
  • Усложняется задача увеличением степени подробности, то есть числа звеньев цепи. Пусть, например, ситуация остается прежней, но теперь необходимо вставить не 2, а 4 звена:
  • зажгли свечу — огонь нагревает парафин — парафин плавится — парафин стекает — парафин остывает на подставке — подставка покрылась парафином.
  • Вот примеры ситуаций по возрастающей сложности:
  • уронили стул — ... — из другой группы пришла воспитательница;
  • не выучил уроки — ... — ... — не посмотрел вечером мультфильм;
  • упал с велосипеда — ... — ... — подружился с незнакомым мальчиком;
  • началась Первая мировая война — ... — ... — значительно увеличилась скорость самолетов;
  • бурное развитие промышленности — ... — ... — ... — рост коралловых рифов.
  • Упражнение 13 
  • а) Путем построения причинно-следственной цепочки доказать некоторую гипотезу.
  • Например: докажите, что борода способствует облысению. Возможный ответ: борода препятствует охлаждению головы, которое необходимо особенно летом — природа включает естественный механизм борьбы за увеличение «обдуваемой» части головы — наступает облысение.
  • Примечание
    После выполнения задания полезно поискать аргументы против своего доказательства.
  • Упражнение 14 
  • Есть некая гипотеза. Предложить серию экспериментов, позволяющую доказать или опровергнуть эту гипотезу.
  • Пример 1: Существует предположение, что борода способствует облысению. Спланируйте серию экспериментов, опровергающих или доказывающих это предположение.
  • Пример 2: Аристотель считал, что пол рождающегося животного зависит от погоды «во время соития». Спланируйте серию экспериментов, опровергающих или доказывающих эту гипотезу.
  • Упражнение 15 
  • Приведите примеры ситуаций, показывающих, что любое количество фактов, подтверждающих данное утверждение, не является достаточным доказательством этого утверждения.
  • Примечание
    Часто считают, что если некое утверждение можно подтвердить огромным числом примеров, то оно верно. Однако это не так.
  • Пример: существует бесконечное число натуральных чисел, делящихся на 2. Однако утверждение: «любое натуральное число делится на 2» является неверным.
  • Упражнение 16 
  • Найти (придумать) ряд ситуаций, когда из эксперимента делается неверный вывод.
  • Пример. На стол кладут жучка и громко хлопают в ладоши — жучок прыгает. Затем ему отрывают ножки и опять хлопают — жучок не прыгает... Вывод: органы слуха жучка находятся в ножках.
  • Примечание
    Кстати, опыт верифицируем, то есть его можно повторять в разных лабораториях с разными жучками — результат будет тем же.
  • Упражнение 17 
  • Придумать эксперимент (систему экспериментов), которые при определенных результатах могли бы опровергнуть данную гипотезу.
  • Примечание
    Существует критерий научности гипотезы (теории), предложенный Карлом Поппером: «Чтобы гипотеза была научной, она должна быть опровержимой». Другими словами, гипотезу можно считать научной, если можно придумать эксперименты, которые могли бы ее опровергнуть.
  • Пример 1: Гипотеза «Бог существует» не может считаться научной, так как не существует эксперимента, который мог бы ее опровергнуть.
  • Пример 2: Гипотеза «На Марсе есть жизнь» научна, так в принципе можно предложить эксперименты, которые при определенных результатах ее опровергнут.
  • Упражнение 18 
  • Известно, что почти каждое крупное научное открытие или изобретение натыкалось на сопротивление, непонимание, неприятие современников.
  • Пример 1
  • Сделанные Джоулем выводы из тщательных экспериментов о сохранении энергии при переходе из одного вида в другой (механика — электричество — теплота) были встречены с безразличием и даже противодействием.
  • Пример 2
  • Даже после успешного полета при толпе свидетелей братья Райт не могли найти людей, заинтересованных в развитии самолетостроения.
  • Задание
  • Исходя из знаний и представлений современников соответствующих открытий и изобретений, постройте систему аргументов против:
  • — самолетостроения;
  • — радиосвязи;
  • — операций на сердце;
  • — генной инженерии;
  • — полетов в дальний космос.
  • Проанализируйте свои аргументы (чем они вызваны, кому выгодны...), постройте систему контраргументов.
  • Упражнение 19 
  • Докажите целесообразность (найти пользу!) изобретений, открытий, научных достижений. Найдите им новые применения. Какие опасности может повлечь за собой применение нового открытия?
  • Пример
  • Представьте себе, что ученые получили новый штамм бактерий, поедающих нефть. Спрогнозируйте возможные положительные и отрицательные последствия такого изобретения.
  • Упражнение 20 
  • Предложите гипотезы, объясняющие некий факт. Предложите эксперименты, необходимые для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы.
  • Пример 1
  • Антрополог Барлетт (1932) провел маленький тест с пастухом народности свази, который косвенно участвовал в ряде торговых сделок за год до этого. Пастух смог воспроизвести отличительные особенности коров, а также цену, уплаченную за каждую из них, в футах, шиллингах и пенсах, не совершив при этом ни одной ошибки. Предложите гипотезы, объясняющие этот факт. Какие эксперименты позволят подтвердить или опровергнуть каждую из гипотез?
  • Ответ
  • Некоторые антропологи из подобных фактов сделали вывод об уникальной памяти африканцев из традиционных обществ. Так ли это? Предположение подтвердить не удалось. Просто эти события были исключительно значимыми для маленького пастуха в отличие от европейца...4 
  • Пример 2
  • Гипотезы середины 19 века, объясняющие распространение холеры:
  • — бог наказывает за грехи;
  • — результат колдовства;
  • — эманация, выделяемая дыханием больных людей и трупами;
  • — зависимость от географической высоты места;
  • — причина — потребление зараженной воды (гипотеза Джона Сноу).
  • В это время были известны следующие факты:
  • больше больных среди бедных, рабочих кварталов; чаще болеют семьями; врачи заражаются гораздо реже, чем те, кто переодевают и совершают обряды, вспышки эпидемий иногда возникали в удаленных друг от друга местах, иногда поражался почти сплошь один район, а другой через улицу страдал гораздо меньше...5 
  • Задание:
  • — попробуйте, апеллируя к фактам, последовательно встать на защиту каждой из этих гипотез;
  • — какие из этих гипотез можно считать научными по критерию К. Поппера?6 
  • — постройте проверочные эксперименты для тех гипотез, которые вы считаете научными.
  • Информация к ответу: верна последняя гипотеза.
  • Упражнение 21 
  • Начальное упражнение для детей 4-5 лет, заключается в подборе антонимов.
  • С детьми разучивается стих:
  • Тебе скажу я — далеко,
    А ты ответишь — близко.
    Тебе скажу я — высоко,
    А ты ответишь — низко...
  • Затем предлагаются конструкции типа:
  • Тебе скажу я — горячий,
    А ты ответишь — ... (холодный).
    Тебе скажу я — слабый,
    А ты ответишь — ...
  • Сначала тренинг предпочтительнее проводить на прилагательных и наречиях, потом на глаголах, потом — на существительных. Конечно, следует подбирать такие слова, антонимы к которым подбирать не сложно.
  • Упражнение 22 
  • а) В любом предмете, явлении, процессе, факте нужно найти как положительные, так и отрицательные стороны.
  • Пример 1
  • Явление: идет дождь.
  • Это хорошо, потому что:
  • — польет растения;
    — урожай лучше будет;
    — помоет дорогу и дома;
    — после дождя легче дышится…
  • И это плохо, потому что:
  • — мама гулять не пускает;
    — будут лужи;
    — где нет асфальта, будет грязь, машины застревать будут…
  • Пример 2
  • Предмет: ученическая шариковая ручка.
  • Ручка хорошая, потому что:
  • — ручкой можно писать;
    — дешевая;
    — когда кончится стержень, его можно заменить;
    — когда сломается, из нее можно будет трубочку сделать;
    — если что-то в щель закатится, можно ручкой достать…
  • Ручка плохая, потому что:
  • — пачкается иногда;
    — перестает писать, если ее кверху шариком подержать;
    — бывает, из стержня паста вытекает;
    — ломается легко…
  • Примечание
    В зависимости от возраста учащихся выбирается сложность объекта игры и глубина анализа.
  • Возможные темы для игры:
  • — празднование дня рождения;
    — автомобиль;
    — хороший урожай;
    — простуда;
    — ракетостроение;
    — революция 1917 года;
    — успехи медицины;
    —разделение СССР на отдельные государства...
  • б) аналогично найти положительные и отрицательные стороны в любом предложении по изменению действительности.
  • Пример
  • Предложение: количество уроков физкультуры в школе нужно увеличить.
  • Это правильно, потому что:
  • — дети вырастают недостаточно здоровыми;
    — мальчикам нужно готовиться к армии;
    — нужна разгрузка от умственной работы...
  • Это неправильно, потому что:
  • — нет нужного количества учителей и оборудования;
    — уроки физкультуры и так протекают неинтересно;
    — все равно половина учеников на физкультуру не ходит...
  • Возможные предложения для обсуждения:
  • — детям нужно каждый день давать шоколад, сколько захотят;
    — продолжительность зимних школьных каникул нужно увеличить;
    — в школе изучать предметы по выбору;
    — армию нужно сделать профессиональной;
    — атомную энергетику нужно запретить;
    — поднять цены на частные автомобили;
    — коллективные формы хозяйствования на земле нужно быстро сменить фермерскими...
  • Упражнение 23 
  • Дополнить некое высказывание аргументом и противоположным высказыванием, сформулировав таким образом противоречие.
  • Пример 1
  • Выражение: «Дома в городе должны быть многоэтажными, чтобы...»
  • Противоречие: «Дома в городе должны быть многоэтажными, чтобы вместить большое количество людей, и дома в городе не должны быть многоэтажными, так как людям неприятно жить очень высоко».
  • Пример 2
  • Выражение: «Учебный глобус должен быть большим, чтобы...»
  • Противоречие: «Учебный глобус должен быть большим, чтобы на нем было удобно показывать, и учебный глобус должен быть маленьким, чтобы не занимать много места, когда им не пользуются».
  • Пример 3
  • Выражение: «Лобовое стекло автомобиля не должно быть закреплено крепко, чтобы...»
  • Противоречие: «Лобовое стекло автомобиля не должно быть закреплено крепко, чтобы при аварии удар об него не был смертельным для пассажира, и лобовое стекло автомобиля должно быть закреплено крепко, чтобы его не воровали».
  • Возможные выражения для дополнения:
  • — Легковой автомобиль должен быть маленьким, ...
    — Фотовспышка должна быть яркой, ...
    — Занятия боксом полезны, ...
    — Продолжительность школьного урока нужно сократить, ...
  • Упражнение 24 
  • ИГРА «ЧТО, ЗАЧЕМ И ИЗ ЧЕГО».
  • 1. Выбираем простой предмет, доступный для рассмотрения со всех сторон.
  • 2. Обсуждаем вопросы: зачем предмет нужен (возможен набор ответов), что в нем хорошего и плохого, чем можно заменить предмет и что хорошего и плохого будет в этой замене.
  • 3. Из чего сделан предмет? Чем будет лучше или хуже, если его сделать из другого материала (бумаги, стекла, кирпича, железа, дерева...)?
  • 4. Разбираем, из каких частей состоит предмет. Все вопросы пунктов 2 и 3 задаем по поводу каждой части.
  • 5. Что измениться, если… (далее вводим какие-то простые изменения в систему или ее подсистемы).
  • Примечание
    Последовательность вопросов и полнота ответов не являются всегда обязательными. Главное, чтобы получился живой развивающий разговор.
  • Пример (игра с девочкой пяти лет, выбран заварочный чайник, в сокращении):
  • — Зачем этот чайник нужен?
  • — Воду наливать.
  • — И все?
  • — Ну, еще разливать, чай заваривать...
  • — А из какого материала он сделан?
  • — Из стекла.
  • — А чем это стекло от обыкновенного отличается (показываю на оконное).
  • — Это толще.
  • — А еще?
  • — Оно звенит и непрозрачное.
  • — Хорошо, такое стекло называется ФАРФОР.
  • — Как?
  • — Фарфор! А какие части есть у чайника?
  • — Хоботок, тело, ручка, крышка с хвостиком (т. е. с ручкой).
  • — А что есть у хоботка.
  • — Дырочка.
  • — А что хорошего и плохого в том, что есть хоботок?
  • — Хорошего, что удобно разливать, а плохого, что ребенок может потянуть за хоботок и уронить чайничек, и обожжется тогда.
  • — А в крышке?
  • — ...
  • — А я придумал новый чайник, с дырочкой в боку, вот тут, чем такой чайник будет лучше или хуже?..
  • Упражнение 25 
  • а) Выберите объект. Попробуйте представить себе (продумать) основные этапы его эволюции. Спрогнозируйте его изменения в будущем.
  • б) Перечислите возможные способы применения объекта. Типичные его надсистемы. Различные требования к объекту, диктуемые различными надсистемами.
  • в) Перечислите элементы (подсистемы) объекта. Какие из них являются основными? Какова роль (функция) каждого элемента. Спрогнозируйте эволюцию каждого основного элемента.
  • Возможные предметы: стул, кастрюля, географическая карта, карандаш, ручка, нож, самолет...
  • Упражнение 26 
  • Описать хорошо известные явления с «не человеческой» точки зрения. Например, с точки зрения кота или аквариумной рыбки, телевизора или даже веника.
  • Пример.7
    Мы — валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы звали на помощь, но нас никто не слышал. Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки на санках. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и не страшно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!
  • Примечание
    Полезно читать (и сочинять) фантастические рассказы, в которых привычные для нас явления выглядят совсем иначе в глазах неземных существ.
  • КОММЕНТАРИЙ
  • Упражнение 26 не более чем посильное для младшеклассников подготовительное упражнение. Развитие полимодельности мышления, прежде всего, основывается на определенной компоновке учебного материала. Так, например, полезно параллельно изучать алгебраические и геометрические толкования математических понятий, доказательства теорем, решения задач.8 Полезно показать, как одно и то же явление описывается разными языками: поэтическим, философским, физическим, математическим... Как сталкиваются между собой различные модели явлений (происхождение Солнечной системы, теория флогистона и кинетическая теория теплоты, религиозные и мифологические модели...). Один из способов организации такого столкновения — в следующем упражнении.
  • Упражнение 27 
  • Организуется диалог — столкновение мнений, в котором участники придерживаются различного понимания одних и тех же явлений. Роль одного участника спора может выполнять учитель, другого — группа учеников.
  • Пример
    Разговор школьников с «Аристотелем» (роль которого играет учитель) о «первоосновах» вещества.
    9 
  • Автор не будет приводить упражнения на «экономность» мышления. Развитию этого качества, с одной стороны, способствует спецкурс РТВ10, без которого не обходится серьезное обучение ТРИЗ. А с другой стороны, — обучение формулированию ИКР и процедурам сужения поля поиска решений творческой задачи, принятым в ТРИЗ.
  • Заключение 
  • Мы не даром использовали слово «фундамент», когда говорили о сильном мышлении и его месте в системе образования. Фундамент — это еще не здание...
  • Изобретательность — в самом широком смысле слова — следствие не столько ума, сколько инициативности и воли — ум и культура человека определяют соответственно качество и направленность изобретения.
  • «Изобретательство — следствие умственной привычки расширять сферы анализа за пределы первоначальной задачи»11. Именно благодаря этой привычке, например, Эдисон нашел эффект, лежащий в основе идеи граммофона, решая совершенно иную задачу.
  • Вывод прост: значит ее — эту привычку — и нужно культивировать! Конечно, речь идет о том случае, когда целью образовательного учреждения действительно является воспитание изобретательных людей.
  • Однако можно быть талантливым и инициативным, но, тем не менее, мало успеть сделать в жизни... Без организации интеллектуального труда — не вытащить рыбку из пруда…



Предварительный просмотр:

Приемы формирование временных  представлений у обучающихся  с нарушением интеллекта.

  1. Упражнения, требующие выбора (показа, называния) картин, действий, характеризующих различные отрезки   времени:
  • из предложенных картинок выбрать те, которые соответствуют вечеру (утру, ночи и т. д.);
  • показать те картинки из предложенных, которые имеют признаки весенних месяцев, и т. п.;
  • среди предложенных найти часы, которые показывают одинаковое время.

2.Упражнения на узнавание определенных отрезков времени по словесному описанию:

•        определить, о каком месяце (времени года).

3.        Упражнения на установление последовательности:

  • расположить карточки с названиями мер времени от большей к самой меньшей (и наоборот);
  • дописать в ряду предложенных пропущенные месяцы;
  • расположить карточки с названия дней недели (частей суток, месяцев года) в правильном порядке.

4.        Упражнения на классификацию:

  • к карточкам с названием частей суток (месяцев) приложить соответствующие им картинки;
  • картинки с изображением природ или деятельности человека разложи по соответствующим им группам: утр день, вечер, ночь и т. п.

5.        Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков некоторых отрезков времени:

•        сравнить переходные времена года (осень-весна), части суток (утро
день, вечер-ночь);

6. Упражнения на исключение.

7. Упражнения, требующие оценки длительности отрезка времени: установить, сколько потребуется времени, чтобы выполнить намечен-объем работы.

Рассмотри каждый рисунок и определи, который час.

4 часа


5 часов


6 часов

На каких часах время соответствует картинке?

-

Соедини линиями часы, которые показывают

одинаковое время

-

Внимательно рассмотри картинки. Что можно сделать за пять минут, за полчаса, за два часа?

Подумай и ответь на вопросы.

Девочки гуляли на улице

с 5 до 7 часов вечера. Сколько

времени они гуляли?

Мама шила дочке платье с 8 часов утра до 12 часов дня. Сколько времени затратила она на эту работу?

Алёша катался на велосипеде с 10 до 11 часов утра. Сколько времени мальчик катался?

Папа ловил рыбу с 7 до 10 часов утра. Сколько времени он рыбачил?

Литература:

Аббасов М.Г. Особенности понимания времени у умственно отсталых первоклассников // Дефектология  № 5. —  С. 35-41.

Архипова СВ. Методические приемы формирования временных представлений  учеников младших классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Дефектология.

Земцова О.Н. Веселые часы.- М: «Азбука - Атикус», 2012.

»2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для проведения контрольной работы по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения"

Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения", а также  умение распознавать основные ор...

дидактический материал для проведения самостоятельной работы по теме "Предложения с прямой речью"

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы. Материал взят из книги Богдановой Г.А. Русский язык. Диктанты для 5-9 классов" и Нефедова Е.А., Узорова О.В. "500 правил и упражнений по русскому яз...

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру  в начальной школе.   Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...

Дидактический материал для проведения игры "Математическое лото" Алгебра 7 класс

Дидактический материал можно использовать при проведении итогового повторения в форме игры "Математическое лото"...

Дидактический материал для проведения игры "Математическое лото" Алгебра 7 класс

Дидактический материал можно использовать при проведении итоговых уроков в форме игры "Математическое лото"...

Дидактический материал для проведения зачетов в 7 классе.

Дидактический материал для проведения зачетов в конце каждой четверти в 7 классе.  Данный материал содержит проверочные работы в виде тестов по пройденному материалу, тексты для комплексного анал...