Картотека игр и функциональных упражнений для работы с детьми с СДВГ
методическая разработка

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_irg_dlya_raboty_s_detmi_s_sdvg.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и функциональных упражнений для работы с детьми с СДВГ

                         

Игра «Волшебные круги»

 В ходе игры педагоги разбиваются на пары, в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

  Цель: Развитие концентрации внимания.

  Оборудование: Лист бумаги ,2 фломастера красного и черного цвета,

4 пуговицы.

 Ход игры:

   Начертите на листе красный и черный круги, так, чтобы они пересекались друг с другом .

   Возьми 3 пуговицы и положи их так, чтобы:

- в красном круге было 2 пуговицы, а в черном -1

- в  красном круге-3 и в черном-3;

- в красном-2, в черном-2;

- в красном-3, в черном – 4;

- в  красном – 4;

- в красном- 2, в черном -2;

- в красном- 3. в черном- 3.

Игра «Теремок»

  В ходе игры педагоги разбиваются на пары , в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

 Цель: Развитие объема внимания и слуховой памяти.

  Ход игры:  Расскажите ребенку, что в теремке живут несколько зверей.

Попросите запомнить их названия . Необходимо остановить ребенка, если он назовет зверя , который в теремке не живет.

  В теремке живут мышка, зайчик, лисичка, белочка, уточка.

    Затем после паузы в 2-3 секунды продолжите:

- А на следующий день в теремке живут мышка, зайчик, лягушка, белочка, уточка.

  При этом ребенок на слове « лягушка» должен сказать:

- Стоп! Лягушка здесь не живет, здесь лисичка живет.

Первый вариант игры:  В теремке живут мышка, зайчик, лисичка , белочка, уточка.

  На следующий день в теремке живут мышка, зайчик, белочка, крот, уточка.

  На следующий день в теремке живут лягушка, зайчик, лисичка, белочка, уточка.

  На следующий день в теремке живут мышка, зайчик, лисичка, белочка, гусь.

Может легко придумать для него аналогичное продолжение.

                       

Игра «Посмотри и запомни»

  Ведущий игры : учитель-дефектолог, а педагоги в роли детей.

  Цель: Развитие концентрации, объёма внимания, наблюдательности.

               Совершенствование зрительной памяти.

 Ход игры: Взрослый  в течение нескольких секунд показывает ребенку сюжетную картинку. Убирает изображение. Задаёт ребенку вопросы об увиденном на рисунке. Обращает внимание на детали, помогая ребенку уточняющими вопросами (например, сколько птичек сидело на дереве, какого цвета занавеска на окне и т. д.).  Меняются ролями, теперь ребенок придумывает и задаёт  вопросы по картинке.

Игра «Кольца»

 В ходе игры родители разбиваются на пары , в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

 Цель: Развитие переключения внимания.

           Совершенствование пространственных представлений.

 Оборудование: Листы бумаги с начерченными на них кольцами с разрывами, разноцветные карандаши.

 Ход игры: Предложите ребенку найти и зачеркнуть кольца с разрывами в определенном месте, например: «Возьми, пожалуйста,  листок, зачеркни  кольца с разрывом справа красным карандашом, а кольца с разрывом внизу- синим и т. д.»

Игра «Запретное слово»

  В ходе игры педагоги разбиваются на пары , в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

 Цель: Развитие произвольного внимания и находчивости.

 Ход игры: Взрослый задает вопросы , а ребенок отвечает. Ответы могут быть разными , только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы договорились , например, слово «НЕТ».

 Вопросы: «Ты спишь в ванной?» . «Снег белый?», «ТЫ умеешь летать?», «Ты был на Луне?», «Ты любишь сладости?», «Ты умеешь ремонтировать холодильник?» и т.п. Ошибкой считается , если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Если ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями: он задает вопросы, вы отвечаете.

 Интересной игра будет, если ввести запретное слово –« не знаю»

 Игру можно усложнить, если ввести 2,3 или 4 запретных слова , например, «да», «нет» не говорить «черное», «красное» не называть.

Игра « Будь внимателен!»

  В ходе игры родители разбиваются на пары , в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

 Цель:  Развитие устойчивости, концентрации внимания.

 Оборудование: 7 карточек с изображениями различных предметов.

  Ход игры: Взрослый раскладывает на столе несколько карточек с изображениями различных предметов. Называя один из них, взрослый хлопает рукой по столу возле карточки с изображением объекта.

 Ребенок должен повторить действия взрослого. Но при этом быть внимательным, потому что иногда. Взрослый называя один предмет, хлопает по столе возле карточки с другим изображением.

Игра « Муха»

 Ведущий игры : учитель-дефектолог, а родители в роли детей.

 Цель: Тренировка концентрации и устойчивости внимания.

 Оборудование: Вырезанное из картона небольшое квадратное поле , состоящее из 9 клеток.

 Пуговица – «муха».

  Ход игры:

Ведущий :

 По клеточкам игрового поле следует перемещать пуговицу- «муху».

 Перемещать «муху» следует моими командами  «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Одна команда – одно перемещение «мухи» на соседнюю клетку.

 Исходное положение «мухи» указывается перед началом игры

( например, в середине).

  Ведущий подает 8 команд , ребенок последовательно выполняет команды. После выполнения всех команд ребенок называет местоположение «мухи» (например : «муха» слева, «муха»- внизу)

Усложнение игры «Муха»:

В ходе игры  педагоги разбиваются на пары , в которых один- в роли взрослого, другой в роли ребенка.

     Пуговица «муха» лежит рядом с игровым полем.

 По клеточкам игрового поля следует перемещать воображаемую «муху».

 Перемещать «муху» следует командами взрослого «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». По одной из этих команд ребенок   перемещает  воображаемую «муху»  соответственно команде на соседнюю клетку.

 Исходное положение «мухи» указывается перед началом игры

( например, в середине).

 Ведущий подает 7 команд, за которыми игрок должен внимательно проследить        (без помощи пальца, только глазами). После чего сделать еще три хода                       (по собственным командам).

Выходить за пределы поля как ведущему, так и игроку   запрещается.

 Игру можно усложнить путем увеличения размера поля 4 на 4, 5 на5,

6 на 6.

 

Функциональное упражнение «Руки-ноги»

Ведущий : учитель –дефектолог, в роли детей – педагоги.

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И.П.- сидя на стуле.

Повороты ногами и взмахи руками.

Ведущий произносит команды:

     Ноги вправо – руки влево.

     Ноги влево – руки вправо.

     Ноги вправо- руки влево.

      Ноги влево- руки влево.

Функциональное упражнение «Парад»

Учитель-дефектолог в роли ведущего, педагоги в роли детей.

Цель: развитие внимания и двигательного контроля, развитие навыков удержания программы.

И.П – сидя на стуле.

Марширование на счет «1,2,3,4».В первом цикле шагов хлопок руками на счет «1», во втором - на счет «2», в третьем- на счет «3», в четвертом- на счет «4».

   Раз(хлопок)-два- три- четыре.

   Раз-два(хлопок)-три-четыре.

   Раз- два- три (хлопок)-четыре.

   Раз-два-три-четыре(хлопок).

Повторить 2 раза.

Функциональное упражнение «Считалочки- бормоталочки»

Дефектолог в роли ведущего, педагоги в роли детей.

Цель: развитие концентрации внимания.

И.П. -сидя на стуле.

Ведущий просит повторить педагогов фразу  «ИДЕТ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ». Они должны несколько раз подряд произнести фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносят про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В  третий раз они произносят вслух только слово «идет». А слово «бычок качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши.  В четвертый раз педагоги произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.

1 . Идет бычок , качается.       2. Идет бычок (хлопок) 3 .Идет (хлопок)- (хлопок)

4. (хлопок)- (хлопок)-(хлопок).

  1. Ехал грека через реку.
  2. Ехал грека через (хлопок)
  3. Ехал грека(хлопок)-(хлопок)
  4. Ехал(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)
  5. 5. (Хлопок)-(хлопок)-(хлопок)-(хлопок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь в работе с детьми с СДВГ

Памятки для родителей воспитывающих детей с СДВГ. Памятки для учителей....

Применение технологии функционального биоуправления в работе с детьми с тяжелой речевой патологией.

Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, они сильно подвержены стрессу, все это является препятствиями для развития потенци...

Игровая коррекция при работе с детьми с СДВГ

О возможностях и лечебном воздействии игротерапии на детей с синдромом дефицита внимания....

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...

Правила работы с детьми с СДВГ

Причины, статистика, особенности детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью....