Задачи для родителей.
консультация

Советы родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_dlya_roditeley.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Задачи для родителей

        Провожая своего малыша в первый класс, мы надеемся на то, что он будет хорошо учиться. Если же это оказывается не так, то причину мы обычно начинаем искать в условиях обучения ребенка, в отношении к нему педагога, в «неудачных» одноклассниках и т.п. При этом наши мысли, как правило, уже не возвращаются к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одна из важнейших причин их появления – отставание ребенка в речевом развитии.

В чем причины?

        Причинами возникновения речевой патологии становятся различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать:

  • внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты);
  • в момент рождения (родовая травма, затяжные или стремительные роды вызывающие кровоизлияние в мозг младенца);
  • в раннем возрасте, особенно до трех лет (инфекционные заболевания мозга и его оболочек : менингит, менингоэнцефалит и др.);
  • передаваясь по наследству;
  • через окружающую обстановку (экология).

Как же определить есть ли у малыша отклонения в развитии речи?

Нарушения устной речи.

         Самыми распространенными видами недоразвития устной речи являются: нарушение звукопроизнесения (дислалия), ОНР, заикание (логоневроз) и дизартрия.

Звукопроизношение.

        К пяти годам ребенок должен правильно воспроизводить все звуки речи! Чаще у детей вызывают затруднения свистящие- с,сь, з, зь, ц; шипящие- ш, ж, щ,ч и сонорные –л,ль,р,рь. Малышу нужна помощь взрослого- работа с логопедом и родителями.

        Сроки преодоления нарушений произношения  зависят от степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителе в этой работе.

Как помочь ребенку дома?

  1. Основой формирования звуков речи и коррекции нарушений  звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Делать такие упражнения следует каждый день.
  2. При искажении звукопроизношения  у детей имеются отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией. Работа по тренировке пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией. Работу по тренировке пальцев можно и нужно начинать с 6-7 месяцев: это массаж кисти и каждого пальчика, каждой его фаланги. «Корявый почерк» -результат недоразвития мелкой моторики.
  3. Необходимо выполнять задания, которые дает логопед.

Общее недоразвитие речи.

     Также отставание в речевом развитии может проявляться в одновременном наличии искажения произношения звуков, бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов и неумении правильно соединять слова между собой. То есть когда затронуты все компоненты языковой системы: фонетика, лексика грамматика. Отсюда и название дефекта- общее недоразвитие речи.

       К сожалению, такая проблема дошкольника часто не привлекает внимания неспециалистов, поскольку и при ее существовании малыш может достаточно свободно пользоваться речью.

Советы родителям:

  1. Чаще разговаривать с ребенком. Вы были в кино (театре,цирке), посмотрели сказку, мультфильм, представление- пусть расскажет, что ему понравилось.
  2. Дошкольнику больше читать книги, школьников заставлять делать это самим, а также пересказывать прочитанное.
  3. Отвечать на каждый вопрос малыша. Это способствует не только развитию речи ребенка, но и поддержанию его познавательного интереса.
  4. Играть с сыном или дочкой в речевые игры.

Несмотря на то что эти рекомендации в первую очередь предназначены для родителей детей с ОНР, их применение полезно и при всех остальных нарушениях устной и письменной речи.

Заикание.

          Заикание встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. И с логопедом , и дома детям следует выполнять упражнения направленные на выработку нижнедиафрагмального  дыхания. Родители должны получать у специалиста соответствующие рекомендации.

Дизартрия.

          Дизартрия - нарушение, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечеткостью и смазанностью.

           Помимо того, что логопед знакомит родетелей с упражнениями для артикуляции и мелкой моторики он дает им индивидуальные рекомендации.

Упражнения на обогащение словарного запаса

  1. Назови одним словом (например, шкаф, кровать, диван).
  2. «4-й лишний» (например, кастрюля, сковорода, стол, тарелка).
  3. Придумай        загадку: по описанию ребенка вы должны  угадать предмет (например, неживой, квадратный(прямоугольный или круглый), деревянный, на четырех ножках).
  4. Назови детенышей животных( например, у коровы-теленок,у овцы-ягненок).
  5. Чем различаются предметы? ( Например,помидор-огурец.)
  6. «Посчитай» (например, 1-карандаш, два-карандаша,3,4,5,6,7,8,9,10…).
  7. «Наоборот» - назвать противоположное по значению слово (например, день - ночь, длинный - короткий, закрыть - открыть).
  8. «Что из чего сделано? (Например, из бумаги – бумажный, из клюквы – клюквенный).

Нарушение письменной речи.

         Трудности на письме и в чтении испытывают не малая часть учащихся общеобразовательных школ.

         Нарушения письма и чтения, как правило, становятся очевидными ко второму классу.

         Часто встречаются ошибки на письме:

  • пропуски гласных, согласных в слове;
  • замены букв;
  • отсутствие границ предложений;
  • слитное написание слов в предложении;
  • искажение слоговой структуры слова;
  • ошибки обозначения мягкости согласных.

Нарушения чтения у мальчиков бывает чаще, чем у девочек.

Дети допускают следующие ошибки при чтении:

  • пропуски гласных, согласных в слове;
  • пропуски или добавление лишних звуков, иногда пропуски начальных слогов слов;
  • перемена букв местами, искажение звучания слов;
  • неосмысленное чтение (дети не могут передать содержание прочитанного;
  • невысокая скорость чтения

Дети с этими проблемами не могут или с трудом выполняют такие виды работ, как пересказ и изложение.

Упражнения на предотвращение ошибок на письме и при чтении

Ι. Предложение

1. Сколько слов в предложении?

2. Какое по счету слово в предложении?

3. Составь предложение из 2;3;4;5… слов.

4. Придумай предложение на тему (Например, «Весна», «Животные»).

5. Найди ошибку и исправь ее (например, «По морю плывут корабль»).

6. Добавь слово (например, «Мама пошла в…»

ΙΙ. Слово

1. Сколько слогов в слове?

2. Какой по счету слог в слове?

3.Подбери слово с 1;2;3;4 слогами.

4. Повтори ряд слогов (например, па-ба-па, жи-жи-ши).

5. Какой слог лишний? (например, то-до-то, гу-ку-гу).

6.Придумай слово со слогом (например, ма,ры,ко).

7. Исправь слово(например, «колбава», «книра»).

ΙΙΙ. Буква, звук

1.Сколько звуков в слове?        

2.Какая по счету буква в слове?

3.Подбери слово с 2;3;4;5;6 буквами.

4.Исправь слово (например, шом- дом, ком, лом).

10 заповедей для родителей дошкольников

  • Начинайте «забывать» о том,что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу по дому, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.п.)».
  • Определите общие с сыном или дочкой интересы. Они могут быть как познавательные (любимые  мультфильмы, сказки, игры), так  и жизненные (обсуждение домашних проблем).
  • Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давая ему деньги на хлеб и на мороженное, объясните, сколько должен стоить тот и другой продукт).
  • Не ругайте, а тем более не оскорбляйте малыша при посторонних. Уважайте его чувства и мнения, которые он высказывает в присутствии окружающих, например, учителя и воспитателя. Даже если он не прав. Скажите: «Мы обязательно дома поговорим на эту тему».
  • Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие у него со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его точкой зрения, лишь так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  • Общаясь со своим чадом, слушайте его внимательно, задавайте вопросы, чтобы он чувствовал, что вы действительно неравнодушны к тому, что он говорит.
  • Постарайтесь хоть иногда смотреть на жизнь с позиции своего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.
  • Чаще восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что у него что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте у ребенка высокий уровень притязаний. И верьте, что он может все, нужно только ему чуть-чуть помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такими поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  • Не стройте взаимоотношения с сыном или дочкой на запретах. Согласитесь, они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины своих требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас -  фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Памятка для родителей (как научить решать задачи по математике)

Мно         Многие из вас хотят помочь своим детям научиться решать задачи, но не знают , как это сделать.    Поэтому, как показывает опыт, родители просто реш...

Рекомендации учащимся и родителям: «Работаем с задачей»

Зачастую у родителей возникают вопросы по оформлению задач при контроле за выполнением домашних заданий. Данная рекомендация дает ответы на некоторые вопросы....

Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"

Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....

Памятка для родителей "Роль и задачи родителей в содействии ребенку при выполнении проекта по технологии"

Памятка для родителей "Роль и задачи родителей в содействии ребенку при выполнении проекта по технологии"...

Воспитание нравственного человека - задача родителей или задача школы?

В данной статье обсуждается весьма актуальный сейчас вопрос -  кто должен взращивать нравственные начала в учениках: родители или школа?...