Коррекционно – развивающие технологи для обучающихся С ОВЗ
материал

Галкина Оксана Владимировна

Введение стандартов начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открывает возможности для поиска новых форм и методов коррекционного обучения и воспитания. Главные задачи – раскрытие возможностей каждого ребёнка, его талантов, способности к самообучению и саморазвитию, развитие умения работать в группе, применять полученные знания на практике.

При работе с детьми с ОВЗ мы используем специальные коррекционно-развивающие технологии, которые помогают добиться положительной динамики. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет развивать у детей познавательную активность, интерес, мотивацию как основы для успешного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающие технологи для обучающихся С ОВЗ

Введение стандартов начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открывает возможности для поиска новых форм и методов коррекционного обучения и воспитания. Главные задачи – раскрытие возможностей каждого ребёнка, его талантов, способности к самообучению и саморазвитию, развитие умения работать в группе, применять полученные знания на практике.

При работе с детьми с ОВЗ мы используем специальные коррекционно-развивающие технологии, которые помогают добиться положительной динамики. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет развивать у детей познавательную активность, интерес, мотивацию как основы для успешного развития.

Сотрудничество. Это совместная развивающая деятельность детей и взрослых. Суть ее заключается в том, чтобы идти не от учебного процесса к ребенку, а от ребенка, его склонностей и возможностей к организации процесса.

Примером такой организации могут служить следующие приемы:

  • на этапе изучения нового материала предложить учащемуся выбор деятельности: игра, загадка, поиск, рассказ. Это могут быть карточки со словами «игра», «загадка» и т.д., а могут быть символы или даже предметы. Здесь требуется подготовка вариативных заданий. При изучении темы «Зима. Первые признаки» игрой может быть «Снежный ком» (запоминание ряда слов с пословным присоединением солнце низко – день – короче – холодно – снег и так далее, исходя из возможностей ребенка). Поисковую деятельность можно начать с вопроса: «Почему стало холодно?» (используем картинки-подсказки). Рассказ и загадка используются традиционно, можно использовать прием незаконченного рассказа;
  • на этапе закрепления материала можно также предложить выбор. Например, при изучении букв для закрепления зрительного образа – лепка, оригами, выкладывание из предметов, рисование на планшете песком и многие другие. То есть ребенок сам выбирает способ;
  • для повышения мотивации к выполнению домашнего задания предлагаем несколько карточек с разными вариантами.
  • Эффективно сотрудничество учащихся – работа в малых подгруппах.

Игровые технологии.

Применение игры традиционно используется в коррекционной педагогике в разных ее вариантах. Занятия с элементами игры создают атмосферу творчества, свободного выбора, а самое главное – успешности для учащегося.

Игру можно применять на всех этапах коррекционной работы.

Успехом у детей пользуются электронная анимированная версия дидактических игр «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Найди, что изменилось», «Разложи по группам» и так далее.

Эффективной является игра, в которой задействованы все модальности: и зрение, и слух, и осязание, и вкус. Примером такой игры служит игровой планшет «Логико-малыш»: наборы карточек по различным темам («Признаки предметов», «Что и как действует», «Измерение» и т.д.). Карточка вставляется в планшет и ребенку нужно найти соответствие между предметами и соединить их кружочком соответствующего цвета.

Здоровьесберегающие технологии.

Для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ мы используем такие приемы как частая смена видов деятельности, использование зрительной гимнастики, физкультурных пауз, дыхательную гимнастику, упражнения для синхронизации работы полушарий головного мозга (рисование восьмерок, упражнения со скрещиванием). Это могут быть задания вида «Найди на карточке соответствия предметам и действиям, предметам и признакам, времени года и признакам и мысленно соедини их чертой», «Мысленно пройди по лабиринту», «Достань левой рукой до правой коленки» и так далее.

Применение ИКТ технологии.

  • использование компьютерных игр;
  • использование мультимедийных презентаций на занятиях и внеклассных мероприятиях;
  • компьютерные тренажеры;
  • аудиовизуальные технологии.

Большой процент детей с ОВЗ, посещающих нашу школу, проживает в малообеспеченных или неблагополучных семьях, поэтому дети не всегда имеют возможность путешествовать, ходить на экскурсии, в театр, расширять кругозор. В этом случае очень эффективно применение формы виртуальной экскурсии или виртуального посещения спектакля. Это может быть путешествие-знакомство с достопримечательностями, виртуальное посещение театра, музея, исторических или архитектурных памятников.

На занятии «Защитники Отечества» мы совершили виртуальную экскурсию к памятнику участникам Великой Отечественной войны в г. Судогда. Интересным моментом было введение проблемы: мы не смогли прочитать слова, написанные на памятнике, чтобы узнать их – ребенок выполнял задания и, правильно выполнив их, получал по слову.

Обучение работе на компьютере повышает общую культуруучащихся, способствует развитию мелкой моторики, развитию ориентировки в пространстве. Успешное выполнение заданий способствует повышению самооценки, осознанного использования компьютера как инструмента для работы, учебы, творчества, формированию учебной мотивации.

Арт-терапия.

В современной школе на уроках, занятиях широко применяются методы арт-терапии: музыко-, изо-, игро-, сказко-, фототерапия. Эффективно ее применение и в коррекционных занятиях. У детей с ОВЗ часто отмечается недостаточное развитие эмоционального интеллекта, психосоматические расстройства, повышенный уровень тревоги, страхи, неумение выстраивать межличностные отношения. На занятиях с использование приемов и методов арт-терапии эти проблемы преодолеваются.

Например, мы в своей работе используем световой планшет для рисования песком. С его помощью мы решаем широкий круг задач: это может быть диагностическая и учебная задача («напиши букву, цифру песком»), может быть элементом сказкотерапии («обведи песком героев сказки по шаблону»), задача снятия психоэмоционального напряжения («отдохни, нарисуй, что хочешь», «почувствуй силу живого песка»).Ведь рисование не только отражение в сознании окружающей действительности, но и выражение своего отношения к ней, ее моделирование и трансформация. Ребенок дает выход своим эмоциям и переживаниям, мечтам и желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях. Процесс рисования помогает безболезненно соприкасаться с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Пластические импровизации решают задачу «снятия зажимов». Задания вида: «Повтори эмоцию», «Зеркало», «Крокодил», «Этюды». Обыгрывание ситуаций помогает в решении вопроса социализации детей с ОВЗ. Мы предлагаем для разыгрывания сценки «Магазин», «В театре», «Поликлиника», «Профессиональные пробы». Прослушивание записей «Звуки природы» оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние учащихся с ОВЗ.

Интересно для детей использование ритмотерапии: отстукивание, отхлопывание, проговаривание слов под определенный ритм, использование песен-игр. Эти приемы снимают мышечное напряжение, развивают чувство ритма, способствуют закреплению лексического материала, решают задачи развития связной речи, автоматизации звуков и многие другие. Для детей с интеллектуальными нарушениями имеются трудности с усвоением абстрактных понятий. Если у нас стоит задача запомнить время года, месяц, мы используем  стихотворения сдвигательным сопровождениям по данным темам. Так как задействованы все виды восприятия, прочность запоминания увеличивается.

Технология интеллект-карт.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто нарушены мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Технология составления карт (с помощью слов, символов, картинок) оказывается эффективной на всех этапах изучения материала. При знакомстве с темой дети выбирают главное и помещают на карту, на этапе закрепления – вспоминают изученное и составляют карту, и, наконец, обобщение материала – создают свой образ, соединяя изученные микротемы в одну. На этапе знакомства с технологией эти задачи решаются с помощью учителя, затем самостоятельно. Возьмем тему «Профессии»: при изучении отдельных профессий мы помещаем на карту атрибуты, действия, одежду людей данной профессии, на этапе обобщения делаем карту «Современные профессии».

Таким образом, применение интеллект-карт эффективно для запоминания, обобщения материала, концентрации внимания на главном, компактного ведения записей, доступного изложения своего мнения и мыслей.

Технология развития критического мышления.

Данная технология позволяет развивать активность обучающихся, операции анализа, самостоятельность, умение формировать и обосновывать свою точку зрения. Применение данной технологии ограничено только для детей с интеллектуальными нарушениями, мы здесь опираемся на принцип зоны ближайшего развития, используем помощь взрослого.

Мы применяем такие приемы как разбивка на кластеры, «Знаем – Хотим узнать – Узнали», систему маркировки текста, сравнительные таблицы, синквейн, логическая цепочка или перепутанная логическая цепочка.

На этапе изучения нового материала можно использовать прием «верные или неверные утверждения», в ходе занятия учащийся делает вывод, правильные ли утверждения он выбрал. Например, при изучении тема «Хлеб» составляется перепутанная логическая цепочка: «посев зерна»  «помол зерна»  «уборка посевных», «замес теста»  «получение муки»  «выпечка»  «созревание зерна»  «придание тесту формы». Эту же тему можно потом представить в виде кластера («Гроздь»  графическая организация текстового материала).

Таким образом, использование модифицированных традиционных и инновационных образовательных технологий позволяет не только улучшить качество обучения и развития учащихся с ОВЗ, но и сделать занятия и уроки более интересными, повысить познавательную активность и заинтересованность детей и способствует повышению квалификации самого педагога.

Конспект индивидуального занятия для младшего школьника с интеллектуальными нарушениями

(с использованием инновационных технологий)

Тема «Виртуальная экскурсия в театр мимики и жестов».

Цель: познакомить с разновидностью театра – театром мимики и жестов.

Задачи:

1) закрепить понятие «театр», «зрители», «сцена», познакомить с понятиями «жест», «мимика», «театр мимики и жестов», «актер театра МИМ»;

2) расширять словарный запас, развивать зрительное восприятие и внимание, пластичность движений, пространственное восприятие, умение анализировать, развивать приемы критического мышления;

3) воспитывать интерес к культуре и искусству, умение правильно вести себя в театре.

Предварительная работа: занятие по теме «Театр. Что это?»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Игра «Поздороваемся без слов». Показ разных способов здороваться: кивок, рукопожатие, объятие, поднятая рука вверх.

  • Как назвать одним словом все наши действия, когда мы здоровались без слов? (движения, жесты).
  • Жест – это некоторое действие или движение человеческого тела или его части. Он имеет определенное значение. Какое значение имели наши жесты? (приветствие).
  • На прошлом занятии мы познакомились с понятием «театр». Кто исполняет роли в театре? (актеры). Как называются люди, которые смотрят спектакль? (зрители).
  • Сегодня мы будем зрителями в особенном театре, там не говорят, а показывают все движениями, жестами как это делали мы с тобой.
  • Выбери утверждения, которые по твоему мнению подходят для театра мимики и жеста: «Мне будет непонятно, что показывают актеры», «Мне будет скучно на таком спектакле», «Мне понравится такой спектакль», «Я увижу что-то новое и интересное».

2. Изучение новой темы.

Демонстрация слайдов, показывающих мима, его грим, одежду, фотографии спектакля.

  • Прежде, чем мы отправимся в виртуальное путешествие, напомни мне правила поведения в театре (входить до звонка, смотреть внимательно, не мешать другим, выключить телефон).
  • Просмотр ролика «Подарок»  театра «Сотворение».
  • Кто был на сцене?
  • Что делали актеры?
  • Какие эмоции были у актеров?
  • Тебе понравилось выступление?

3. Закрепление материала.

Игра «Пантомима».

  • Теперь мы превратимся в актеров театра и поиграем в игру. На листочках написаны действия. Читаем «про себя» и показываем это действие без слов.

Задания: «Я расчесываю волосы», «Я пью чай», «Я на приеме у врача», «Я покупаю продукты в магазине», «Я иду под зонтом в дождь», «Я плачу», «Я удивилась», «Я срываю цветы».

«Логическая цепочка»

Собери действия в цепочку: что сначала, что потом.

«Я покупаю билет на спектакль», «Я одеваюсь для посещения театра», «Я ищу свое место в зале», «Я аплодирую актерам театра», «Я смотрю спектакль», «Я выбираю спектакль».

4. Рефлексия.

Заполнить карточку:

Узнал__________________

Удивило________________

Научился_______________

Хочу узнать ещё_________

Список использованной литературы и Интернет – источников:

1. Зайцева Л.А. Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании младших школьников. – Тула, 2014.

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М., 2014.

3. Статья «Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ» https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-pri-rabote-s-detmi-ovz-statya-1488688.html

учитель: Галкина Оксана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

"Технология проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью"

В статье рассматриваются особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими легкие интеллектуальные нарушения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...