Логопедическое занятие
план-конспект

Рыбак Мария Александровна

Подгрупповое логопедические занятие "Звук С" по лексической теме "Овощи, фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта занятия35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №54 Усть-Кутского муниципального образования

Технологическая карта логопедического занятия

Учитель-логопед Рыбак Мария Александровна

Форма работы с детьми: подгрупповая (4 человека).

Логопедическое заключение: ФНР

Возраст детей: старшая группа.

Тема занятия: Звук [С].

Лексическая тема: Овощи, фрукты.

Этап коррекционной работы: подготовительный.

Цель: развивать артикуляционный аппарат для постановки звука [С].

Задачи.

Корекционно-образовательные:

  • продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука [с] в полном объёме;
  • формировать длинную направленную воздушную струю;
  • упражнять в различении слов, близких по звучанию;
  • продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие (определять наличие звука[с] в ряду звуков);
  • продолжать развивать умение называния овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия;
  • развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику;
  • продолжать развивать связную речь детей в процессе составления описательного рассказа с опорой на зрительную схему.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать речевую активность.

Продолжительность: 20 минут.

Используемые методы и приёмы.

Наглядные методы.

 Демонстрация интерактивной презентации.  Показ артикуляционных упражнений,  иллюстраций с изображением эмоций. Показ дыхательного упражнения. Использование оснащения интерактивного стола для работы по составлению описательного рассказа по наглядной схеме. Собирание целостного изображения из разрозненных частей, разрезные картинки.

Словесные методы: составление рассказа, объяснение, прослушивание аудиозаписи (загадка), проговаривание речёвки.

Практические. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики. Упражнение по формированию длительной направленной воздушной струи. Упражнение в различение слов, близких по звучанию. Выделение звука [С] из ряда звуков.  Упражнение на образование относительных прилагательных.  Составление описательного рассказа по наглядной схеме.

Оборудование. Зеркала по количеству детей. Интерактивный стол (5-6 лет, описательный рассказ «Урожай»). Презентация.

1. Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями. В обработке М. Булатова. Художник В. Коркин.

2. Карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) – горох; салатник (салат) – морковь;

3. Тарелка (пюре) – картофель.

4. Чашка (компот) – груша.

5. Пироги – яблоко.

6. Предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска).

7. Разрезная картинка с изображением овощей.

        

Этапы, последовательность совместной деятельности.

 Цель.

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приёмы)

Средства

Иллюстрации, ИКТ

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Материалы

Авторы, названия картин

Интегративные качества

(планируемый результат)

I.  Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие.

Проговаривание речёвки.

Отгадывание загадки.

Здравствуйте, ребята! (далее берёт за руки каждого ребёнка и здоровается)

Нам нужно подготовить свой голос. Проговорим речёвку радостно, громко.

Мы сегодня будем разговаривать, мы будем выговаривать! Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

- Ой, смотрите, дети, какая чудесная полянка! А полянка то не простая, а сказочная. Выбирайте себе место на полянке и садитесь.
Сегодня мы отгадаем загадку и узнаем, какую сказку будем рассказывать.

Прослушивание загадки.

Кто здесь только не живёт…

Мышка и лягушка,

А морковочку жуёт

Зайчик с длинным ушком.

Здесь и хитрая лисичка,

И волчок – седой бочок.

Из-под крана пьёт водичку,

И кряхтит как старичок.

А близёхонько от дома

Протекает ручеёк…

Эта сказка всем знакома,

Ей названье ТЕРЕМОК.

Молодцы ребята, все отгадали загадку.
А как вы догадались, что это сказка «Теремок»?

Аудиозапись загадки.

Дети заходят на занятие.

Здороваются с логопедом.

Говорят речёвку.

Рассматривают «полянку». Выбирают место.

Садятся на «сказочную полянку».

Внимательно слушают загадку.

Ответы детей после прослушивание загадки.

«В загадке перечисляются герои сказки «Теремок».

Загадка в аудиозапись «Теремок». Автор – Людмила Яготинцева.

Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Умение слушать, слышать.

II. Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель.

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка удержания заданной артикуляционной позиции.

Рассматривание книги с иллюстрациями к сказке «Теремок»

Артикуляционная гимнастика: заборчик, ворота, покусаем язычок, пошлёпаем язычок, лопатка.

Мимические упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутка «Урожай»

-Загадку мы отгадали. Вот мы и узнали, какую сказку будем рассказывать.

 А сейчас будем сказку рассказывать и  вспоминать гимнастику для язычка, которая нам нужна для того, чтобы научиться произносить звук [С].

Стоит в поле теремок (открытие первой страницы книги), стоит он за забором (упражнение «Заборчик», показ логопеда).

Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота», показ логопеда). Дверь открылась.

Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнение «Покусаем язычок»,  «Пошлёпаем по язычку», показ логопеда) и села отдохнуть (упражнение «Лопатка»). Показ логопеда.

Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопатка»), спрашивает: «Кто в теремочке живёт?» Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку. Стали обед готовить.

Давайте, посмотрим, что у них сегодня на обед.

Суп из гороха, какой он? …

Пюре из картофеля, какое?...

Салат из моркови, какой?...

Сок из груш какой?...

Компот из яблок?...

Скакал мимо заяц (открывает следующую страницу). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзина фруктов.

Вот у зайца Димочки

Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Вкуснее этих фруктов нет!

Корзина тяжёлая, нелегко было зайцу её нести.

Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

Про овощи о фрукты животные рассказывают.

И мы сейчас расскажем. В этом нам поможет сам зайчик Димочка. Как нужно рассказывать, чтобы получился рассказ?

Вы, ребята, постарались!

А теперь мы отдохнём, урожай все дружно соберём!

«В огород пойдём, урожай соберём (шаги на месте).

Мы моркови натаскаем («таскают») и картошки накопаем («копают»).

Срежем мы кочан капусты («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками – три раза).

Щавеля нарвём немножко («рвут»)

И вернёмся по дорожке (шаги на месте).

 

Презентация.

Иллюстрации к сказке «Теремок».

Плоскостные изображения: кастрюля (суп) – горох, салатник (салат) – морковь.

Тарелка (пюре) – картофель.

Чашка (компот) – груша.

Иллюстрация с изображение лягушки и теремка.

Иллюстрация с изображением зайчика.

Иллюстрация с изображением лисички.

Интерактивный стол. Описательный рассказ «Урожай»

Смотрят в зеркала и выполняют упражнение «Заборчик». Улыбнутся (зубы видны). Удерживать в таком положении. Под счёт до 10.

Выполняют упражнение «Ворота». Губы и зубы разомкнуты. Между зубами расстояние 5-7 мм.

Показывают мимические движения вслед за логопедом «испуг», «удивление», «радость».

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

Шлёпают губами по языку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 1-10.

Дети помогают произносить фразу.

Дети дуют на кончик широкого языка.

Отвечают дети.

«гороховый, картофельное, морковный, грушевый, яблочный».

Дети за логопедом повторяют движения пальчиками.

Дети переходят к интерактивному столу.

По очереди рассказывают описательные рассказы об овощах и фруктах.

Дети дуют на кончик широкого языка.

Сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).

Демонстрация иллюстрации с изображением «теремка» за забором. Художник В. Коркин

Мышка в теремке.

Иллюстрация с изображением зайца рядом с теремком. Художник В. Коркин.

Иллюстрация с изображением лисы рядом с теремком. Художник В. Коркин.

 Эмоционально отзываться на художественные образы.

Внимательно слушать инструкцию логопеда.

Развивать кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате.

Формировать направленную длинную воздушную струю. Делать вдох носом, выдох продолжительный ртом.

Пополнять словарный запас новыми относительными  прилагательными.

 Согласование движение пальцев рук со стихотворным текстом.  

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель.

Совместное определение конкретных действий

Отбор картинок.

Составление из разрезных картинок целостного изображения.

Бежит мимо лисичка-сестричка. (Открывает следующую страницу). Бежит, хвостиком следы заметает. Демонстрирует упражнение «Почистим нижние зубки»).

Мечтает она о вкусном обеде. Чтобы узнать, о чём мечтает лисичка нужно внимательно слушать ушками слова, которые я буду произносить. Как только услышите правильное слово, покажи картинку.

Далее логопед произносит правильные и неправильные слова.

Кофть-тость-кошть-кость.

Чупчик-тупчик-суптик-супчик.

Шошинка-сиситка-фосифка-сосиска.

Молодцы ребята! Вы правильно определили произношение правильных и неправильных слов.

Лисичка мечтает о косточке, супчике, сосиске.

Увидела лисичка теремок, постучала. И попросилась в теремочек жить.

Как лисичка просилась в теремок? Какой у неё голосок?

Стали они жить вместе.

Бежит мимо волчок – серый бочок, несёт с собой какой-то мешок. Не удержал мешок, уронил мешок, всё из него рассыпал.

Ребята, нужно помочь волчонку всё собрать. Что же уронил волчок? Как эти предметы можно назвать одним словом?

Постучался волчок. Как, ребята, он постучал? Как попросился жить в теремок?

Пустили его в теремок.

Идёт мимо большой (открывает следующую страницу) … медведь. Остановился около теремка (показывает упражнение «Лопата») и громко постучался. Какой голос у медведя, ребята? Покажите?

Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами).

Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с… .

Как только услышите, что теремок скрипит, крикните громко зверям: «Убегайте!».

Слушайте внимательно: ф, с, ш, т, з, с.

Сломал медведь теремок… . Подуем на кончик широкого языка. (Дует на кончик широкого языка). Но вы помогли зверям, предупредили их. Никто не пострадал!

Картинки с изображением косточки, супа, сосиски.

Иллюстрация с изображением волка.

Разрезные картинки с изображением овощей (5 частей).

Иллюстрация с изображением медведя.

Улыбаются, приоткрывают рот, показывают зубы и кончиком языка «чистят» зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону.

Повторяют за логопедом.

Дети внимательно слушают слова. Выделяют из группы произнесённых слов, только правильно произнесённые слова.

Дети по очереди проговаривают нужную фразу, используя разные средства интонационной выразительности.  

Дети собирают разрезные картинки, на которых изображены овощи.

Ответы детей.

Дети имитируют волка из сказки.

Показывают вслед за логопедом язык в форме «лопатки». Улыбаются, приоткрывают рот, кладут широкий передний край языка на нижнюю губу.

Ответы детей.

Дети имитируют голос медведя (громко, сердито).

Удерживают кончик языка за нижними зубами.

Дети внимательно слушают звуки. Вычленяют звук [С] и кричат слово «убегайте».

Дуют на кончик широкого языка.

Развивать фонематическое восприятие.

Развитие умения дифференцировать правильное звучание слова и неправильное звучание слова.

Формирование мотивации к акцентированию внимания к неправильно звучащей речи.

Развивать умение с помощью интонационных средств выразительностпередавать характер героя произведения.

Развивать умение подбирать обобщающие понятия к группе предметов.

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

-Ребята, вам понравилось сегодня заниматься с героями сказки «Теремок»?

- Для того чтобы выполнить упражнение мы с вами представляли его в виде какого-то предмета или действия.

- Кто хочет показать какие мы сегодня предметы и действия изображали? Один из вас будет называть предметы и действия, а остальные ребята будут показывать их. Все ребята будут стараться выполнять четко, правильно все движения.

Ответы детей.

Один ребёнок называет предметы или действия. Остальные ребята с помощью артикуляции показывают их.

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Участвовать  в коллективной артикуляционной гимнастике.

VI. Рефлексия, анализ.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей подгруппы. 

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-С помощью чего мы делали гимнастику для язычка, сегодня?

-С помощью чего мы изображали разное настроение?

Язычки ваши теперь послушные, сильные и выносливые. Как герои сказки «теремок». Они не унывали, когда сломалось их жилище, а построили новый дом. Краше и больше прежнего. Теперь в нём все звери могут жить. Герои сказки устали и хотят теперь отдохнуть.

А сейчас я предлагаю отправиться нам на  полянку.

Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... Прислушайтесь к вашему дыханию... Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть... Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза — поглаживание детей.) Гладит... поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

-Спасибо вам, а сейчас давайте попрощаемся. Каждый даст мне свои руки и мы друг другу скажем «до свидание».

Иллюстрация большого, нового теремка.  

-Что предметы и действия можно изобразить с помощью языка, губ, зубов, щёк, голоса.

- Наше лицо это щёки, рот, глаза, нос и наше тело помогают нам изображать разное настроение.

Выполняют релаксационное упражнение. Повторяют действия за словами учителя-логопеда.

По очереди дают руки логопеду и прощаются.

Уметь делать анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки.

Учатся слушать вопросы и отвечать на них, развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...